Отказ в приватизации земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ в приватизации земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 36 ЗК РФ "Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения"2.5.3. Отказ в приватизации земельного участка возможен только по основаниям, установленным федеральным законодательством (позиция ВС РФ) >>>
Перечень позиций высших судов к ст. 39.20 ЗК РФ "Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение"1.4.2. Отказ в приватизации земельного участка возможен только по основаниям, установленным федеральным законодательством (позиция ВС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Продажа недвижимости7.1. Могут ли отказать в приватизации земельного участка, если его фактическое использование отличается от целевого назначения в кадастровом паспорте
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Вводятся меры, направленные на защиту прав пользователей жилых помещений, отказавшихся от приватизации, при изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (01.09.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Вводятся меры, направленные на защиту прав пользователей жилых помещений, отказавшихся от приватизации, при изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (01.09.2025)
Статья: Обстоятельства, влияющие на определение соразмерности приватизируемого земельного участка площади расположенных на нем объектов недвижимости
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)В настоящей статье рассматриваются особенности применения в судебной практике такого основания для отказа в приватизации земельного участка в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, как его несоразмерность площади расположенных на нем объектов недвижимости. Автор анализирует судебные акты по обозначенной теме и определяет, чем руководствуются суды, приходя к выводу о соразмерности испрашиваемых в собственность земельных участков.
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)В настоящей статье рассматриваются особенности применения в судебной практике такого основания для отказа в приватизации земельного участка в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, как его несоразмерность площади расположенных на нем объектов недвижимости. Автор анализирует судебные акты по обозначенной теме и определяет, чем руководствуются суды, приходя к выводу о соразмерности испрашиваемых в собственность земельных участков.
Путеводитель по судебной практике: Продажа недвижимости.
Можно ли переоформить право постоянного бессрочного пользования земельным участком на право собственности, если на нем нет объектов недвижимости, принадлежащих обладателю права пользования земельным участком
(КонсультантПлюс, 2025)Признавая действия министерства, выразившиеся в отказе в приватизации земельного участка, незаконными, суды исходили из предусмотренной пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса обязанности общества переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или приобрести земельный участок в собственность до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса. При этом суды указали, что одинаковый порядок (административная процедура) предоставления участков собственникам объектов недвижимости и землепользователям не означает, что пункт 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса и статья 36 Земельного кодекса регулируют одни и те же отношения. Установив, что порядок обращения за приобретением прав на земельный участок обществом соблюден, суды первой и апелляционной инстанций обязали министерство передать в собственность общества испрашиваемый им земельный участок..."
Можно ли переоформить право постоянного бессрочного пользования земельным участком на право собственности, если на нем нет объектов недвижимости, принадлежащих обладателю права пользования земельным участком
(КонсультантПлюс, 2025)Признавая действия министерства, выразившиеся в отказе в приватизации земельного участка, незаконными, суды исходили из предусмотренной пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса обязанности общества переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или приобрести земельный участок в собственность до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса. При этом суды указали, что одинаковый порядок (административная процедура) предоставления участков собственникам объектов недвижимости и землепользователям не означает, что пункт 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса и статья 36 Земельного кодекса регулируют одни и те же отношения. Установив, что порядок обращения за приобретением прав на земельный участок обществом соблюден, суды первой и апелляционной инстанций обязали министерство передать в собственность общества испрашиваемый им земельный участок..."
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Государственные (муниципальные) органы зачастую толкуют наличие красных линий как безусловное основание для отказа в приватизации земельного участка. При этом прочие обстоятельства ими не учитываются. К примеру, в одном судебном деле орган власти полагал, что красная линия обозначает существующую (а не планируемую) территорию общего пользования, и отказывал в приватизации участка, несмотря на то что красная линия проходила через здание, находящееся в частной собственности <1>. Между тем наличие здания, находящегося в частной собственности, исключает беспрепятственное использование участка под зданием неограниченным кругом лиц и позволяет однозначно установить, что спорные красные линии обозначают лишь планируемые, а не существующие границы территории общего пользования.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Государственные (муниципальные) органы зачастую толкуют наличие красных линий как безусловное основание для отказа в приватизации земельного участка. При этом прочие обстоятельства ими не учитываются. К примеру, в одном судебном деле орган власти полагал, что красная линия обозначает существующую (а не планируемую) территорию общего пользования, и отказывал в приватизации участка, несмотря на то что красная линия проходила через здание, находящееся в частной собственности <1>. Между тем наличие здания, находящегося в частной собственности, исключает беспрепятственное использование участка под зданием неограниченным кругом лиц и позволяет однозначно установить, что спорные красные линии обозначают лишь планируемые, а не существующие границы территории общего пользования.
Статья: История формирования практики "фактического резервирования" земельных участков
(Южаков Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Исходя из изложенного, трудно обосновать применение пункта 12 статьи 85 ЗК РФ при отказе в приватизации земельного участка со ссылкой на красные линии, обозначающие лишь планируемые территории общего пользования. Надо отметить, что редакция пункта 11 статьи 1 ГрК РФ была относительно недавно изменена. Так, в актуальной редакции этой нормы, действующей после вступления в силу Федерального закона от 2 августа 2019 года N 283-ФЗ <8>, указывается, что красные линии - это линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. Таким образом, законодатель убрал прямое указание на разделение планируемых и уже существующих территорий общего пользования. Чем вызвано такое законодательное изменение, решительно непонятно, однако оно добавляет уполномоченным органам основания для применения этой нормы в связке с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ.
(Южаков Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Исходя из изложенного, трудно обосновать применение пункта 12 статьи 85 ЗК РФ при отказе в приватизации земельного участка со ссылкой на красные линии, обозначающие лишь планируемые территории общего пользования. Надо отметить, что редакция пункта 11 статьи 1 ГрК РФ была относительно недавно изменена. Так, в актуальной редакции этой нормы, действующей после вступления в силу Федерального закона от 2 августа 2019 года N 283-ФЗ <8>, указывается, что красные линии - это линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. Таким образом, законодатель убрал прямое указание на разделение планируемых и уже существующих территорий общего пользования. Чем вызвано такое законодательное изменение, решительно непонятно, однако оно добавляет уполномоченным органам основания для применения этой нормы в связке с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ.