Отказ в предварительном согласовании земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ в предварительном согласовании земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.15 "Предварительное согласование предоставления земельного участка" ЗК РФСледовательно, законодательство разграничивает основания возврата заявления и основания отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Продажа недвижимостиВ соответствии с п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, либо без проведения торгов в случаях, указанных в п. 2 данной статьи. В ст. 39.16 ЗК РФ предусмотрен перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. При этом до 1 января 2020 г. исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта РФ наряду с основаниями, указанными в ст. 39.16 ЗК РФ (ч. 31 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)8. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)8. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Глава 22. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
(ред. от 31.07.2025)Глава 22. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Или другой пример, поскольку в качестве основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка административным ответчиком указано на несоответствие схемы расположения земельного участка проекту планировки территории, утвержденному Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 22.04.2019 N 1437, оценка соответствия представленной схемы расположения земельного участка указанному акту органа местного самоуправления входит в предмет доказывания при разрешении настоящего спора. Однако в ходе рассмотрения дела не установлены и не получили правовой оценки обстоятельства нахождения образуемого земельного участка в границах территории общего пользования. Имеющиеся сведения о проекте планировки территории, предоставленные в материалах административного дела, представлены в виде, не соответствующем требованиям ч. 4 ст. 70 КАС РФ, поскольку не отражают юридически значимое содержание данного документа. Мер по истребованию надлежащей копии проекта межевания территории, в том числе применительно к спорной территории, в ходе рассмотрения дела судами принято не было. В соответствии с чем суд пришел к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, подлежащие обязательному исследованию и соответствующей оценке в ходе судебного разбирательства судами не установлены <1>.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Или другой пример, поскольку в качестве основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка административным ответчиком указано на несоответствие схемы расположения земельного участка проекту планировки территории, утвержденному Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 22.04.2019 N 1437, оценка соответствия представленной схемы расположения земельного участка указанному акту органа местного самоуправления входит в предмет доказывания при разрешении настоящего спора. Однако в ходе рассмотрения дела не установлены и не получили правовой оценки обстоятельства нахождения образуемого земельного участка в границах территории общего пользования. Имеющиеся сведения о проекте планировки территории, предоставленные в материалах административного дела, представлены в виде, не соответствующем требованиям ч. 4 ст. 70 КАС РФ, поскольку не отражают юридически значимое содержание данного документа. Мер по истребованию надлежащей копии проекта межевания территории, в том числе применительно к спорной территории, в ходе рассмотрения дела судами принято не было. В соответствии с чем суд пришел к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, подлежащие обязательному исследованию и соответствующей оценке в ходе судебного разбирательства судами не установлены <1>.
Статья: Особенности организации и проведения природоресурсных аукционов
(Уаге М.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)Особенностью такой продажи является предварительное согласование с уполномоченным органом предоставления земельного участка, если его предстоит образовать или границы такого участка подлежат уточнению (пп. 1 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ). В других случаях такое согласование не требуется. На практике часто возникают споры по поводу признания незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Рассмотрим пример из судебной практики.
(Уаге М.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)Особенностью такой продажи является предварительное согласование с уполномоченным органом предоставления земельного участка, если его предстоит образовать или границы такого участка подлежат уточнению (пп. 1 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ). В других случаях такое согласование не требуется. На практике часто возникают споры по поводу признания незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Рассмотрим пример из судебной практики.
Статья: Проблематика применения законодательства, регулирующего основания предоставления земельных участков гражданам однократно в собственность бесплатно
(Плетенкина М.Н.)
("Юрист", 2024, N 9)Так, органы местного самоуправления отказывают в предварительном согласовании предоставления земельного участка ввиду того, что ранее гражданином право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка реализовано.
(Плетенкина М.Н.)
("Юрист", 2024, N 9)Так, органы местного самоуправления отказывают в предварительном согласовании предоставления земельного участка ввиду того, что ранее гражданином право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка реализовано.
Ситуация: Как приватизировать земельный участок?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решение об отказе в этом принимается уполномоченным органом в срок не более чем 20 дней со дня поступления заявления. В некоторых случаях указанный срок может быть продлен до 35 дней. Срок действия указанного решения составляет год, а если в решении указано, что необходимо изменить вид разрешенного использования земельного участка и перевести его из одной категории в другую, - два года (п. п. 7, 7.1, 14 ст. 39.15 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решение об отказе в этом принимается уполномоченным органом в срок не более чем 20 дней со дня поступления заявления. В некоторых случаях указанный срок может быть продлен до 35 дней. Срок действия указанного решения составляет год, а если в решении указано, что необходимо изменить вид разрешенного использования земельного участка и перевести его из одной категории в другую, - два года (п. п. 7, 7.1, 14 ст. 39.15 ЗК РФ).
Ситуация: Каков порядок предоставления в аренду гражданину земельного участка в СНТ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует учитывать, что при наличии установленных оснований может быть принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении участка (пп. 3 п. 5 ст. 39.17, пп. 2 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует учитывать, что при наличии установленных оснований может быть принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении участка (пп. 3 п. 5 ст. 39.17, пп. 2 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Отметим, что до 01.01.2020 исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления были вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями, установленными ЗК РФ. С 01.01.2020 исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления лишены такой возможности: отказ допускается только по основаниям, установленным ЗК РФ.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Отметим, что до 01.01.2020 исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления были вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями, установленными ЗК РФ. С 01.01.2020 исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления лишены такой возможности: отказ допускается только по основаниям, установленным ЗК РФ.
Ситуация: Как оформить в собственность земельный участок под гаражом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в этом в общем случае принимается уполномоченным органом в течение 20 дней со дня поступления заявления. Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет год, а если оно содержит условие о том, что для образования земельного участка необходимо изменить его вид разрешенного использования и перевести из одной категории в другую, - два года (п. п. 7, 14 ст. 39.15 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в этом в общем случае принимается уполномоченным органом в течение 20 дней со дня поступления заявления. Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет год, а если оно содержит условие о том, что для образования земельного участка необходимо изменить его вид разрешенного использования и перевести из одной категории в другую, - два года (п. п. 7, 14 ст. 39.15 ЗК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В силу п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в этом, после чего направляет принятое решение заявителю.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В силу п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в этом, после чего направляет принятое решение заявителю.
Статья: Особенности субъектов и использования специальных познаний в судебном процессе по защите прав участников управления земельными ресурсами
(Волкова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 1)Субъектами же судебного процесса перечисленные нами участники земельных правоотношений становятся в момент возникновения дела и привлечения их в процесс в качестве таковых с наделением их соответствующими процессуальными правами и обязанностями, т.е. процессуальным статусом <5>. Но, несмотря на определенность субъектного состава, на практике нередки случаи, когда одни лица становятся участниками судопроизводства, а другие, наоборот, такими не признаются, хотя должны. Приведем конкретные примеры. Так, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции не был определен должным образом круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле. Так, в решении указывается, что должностное лицо (начальник отдела по работе с земельными участками), чье решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка оспаривается, "к участию в деле в качестве административного ответчика судом первой инстанции не привлечено, несмотря на вынесенный в отношении принятого этим должностным лицом решения судебный акт" <6>. При этом обязанность суда рассмотреть дело с участием такого лица предусмотрена ст. 221 и ч. 6 ст. 226 КАС РФ <7>.
(Волкова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 1)Субъектами же судебного процесса перечисленные нами участники земельных правоотношений становятся в момент возникновения дела и привлечения их в процесс в качестве таковых с наделением их соответствующими процессуальными правами и обязанностями, т.е. процессуальным статусом <5>. Но, несмотря на определенность субъектного состава, на практике нередки случаи, когда одни лица становятся участниками судопроизводства, а другие, наоборот, такими не признаются, хотя должны. Приведем конкретные примеры. Так, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции не был определен должным образом круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле. Так, в решении указывается, что должностное лицо (начальник отдела по работе с земельными участками), чье решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка оспаривается, "к участию в деле в качестве административного ответчика судом первой инстанции не привлечено, несмотря на вынесенный в отношении принятого этим должностным лицом решения судебный акт" <6>. При этом обязанность суда рассмотреть дело с участием такого лица предусмотрена ст. 221 и ч. 6 ст. 226 КАС РФ <7>.