Отказ в постановке на учет в качестве безработного
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ в постановке на учет в качестве безработного (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Московского городского суда от 14.06.2024 N 33-20510/2024 (УИД 77RS0016-02-2023-002623-92)
Категория спора: Социальные пособия.
Требования заявителя: 1) О взыскании пособия по безработице; 2) О признании недействительным решения об отказе в выплате пособия; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что подал заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. Приказом ответчика истцу отказано в признании безработным. Основанием для отказа послужили сведения, полученные из ПФР, об отсутствии информации об увольнении истца. Однако в трудовой книжке, представленной истцом, имеется запись о переводе истца в другую организацию и увольнении.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено в части.То обстоятельство, что из поступившей ответчику информации органов ПФР не следовал факт увольнения истца в апреле 2020 года, не свидетельствует о законности отказа в постановке М. на учет в качестве безработного, т.к. в силу положений Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" обязанности граждан при реализации права на признание безработными по предоставлению необходимого перечня документов, корреспондирует обязанность органов службы занятости по запросу документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработных граждан и находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Категория спора: Социальные пособия.
Требования заявителя: 1) О взыскании пособия по безработице; 2) О признании недействительным решения об отказе в выплате пособия; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что подал заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. Приказом ответчика истцу отказано в признании безработным. Основанием для отказа послужили сведения, полученные из ПФР, об отсутствии информации об увольнении истца. Однако в трудовой книжке, представленной истцом, имеется запись о переводе истца в другую организацию и увольнении.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено в части.То обстоятельство, что из поступившей ответчику информации органов ПФР не следовал факт увольнения истца в апреле 2020 года, не свидетельствует о законности отказа в постановке М. на учет в качестве безработного, т.к. в силу положений Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" обязанности граждан при реализации права на признание безработными по предоставлению необходимого перечня документов, корреспондирует обязанность органов службы занятости по запросу документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработных граждан и находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Таким образом, развитие цифровизации и выработанная Конституционным Судом РФ правовая позиция, определяющая конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 1 и 2 ст. 3 Закона о занятости, позволили отказаться от процедуры предоставления гражданами в ОСЗН документов, необходимых для постановки на учет в качестве безработных, и закрепить в Законе о занятости иной более простой механизм, предусматривающий признание граждан безработными на основании их заявлений (заявление подается вместе с информацией о себе, об уровне своей квалификации и о стаже работы (т.е. резюме) в форме электронного документа) и документов, полученных ОСЗН от других государственных органов в порядке межведомственного взаимодействия. Механизм регистрации в электронной форме получил закрепление и в Федеральном законе N 565-ФЗ.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Таким образом, развитие цифровизации и выработанная Конституционным Судом РФ правовая позиция, определяющая конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 1 и 2 ст. 3 Закона о занятости, позволили отказаться от процедуры предоставления гражданами в ОСЗН документов, необходимых для постановки на учет в качестве безработных, и закрепить в Законе о занятости иной более простой механизм, предусматривающий признание граждан безработными на основании их заявлений (заявление подается вместе с информацией о себе, об уровне своей квалификации и о стаже работы (т.е. резюме) в форме электронного документа) и документов, полученных ОСЗН от других государственных органов в порядке межведомственного взаимодействия. Механизм регистрации в электронной форме получил закрепление и в Федеральном законе N 565-ФЗ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 24. Основания отказа признания гражданина безработным
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 24. Основания отказа признания гражданина безработным
Постановление Правительства РФ от 16.10.2024 N 1379
"Об утверждении Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правил регистрации безработных граждан и Правил определения органом службы занятости подходящей работы гражданину, ищущему работу, а также безработному гражданину"10. Гражданин, ищущий работу, не может быть признан безработным в следующих случаях:
"Об утверждении Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правил регистрации безработных граждан и Правил определения органом службы занятости подходящей работы гражданину, ищущему работу, а также безработному гражданину"10. Гражданин, ищущий работу, не может быть признан безработным в следующих случаях:
Статья: Новеллы правового регулирования ответственности за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей
(Литовченко Т.А.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 2)Правоприменительная практика имеет неоднозначный подход к возможности принудительно трудоустраивать должников по алиментам. Судебные приставы-исполнители, руководствуясь Методическими рекомендациями по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденными ФССП России 19 июня 2012 г. N 01-16, в силу которых судебный пристав-исполнитель вручает должнику направление в центр занятости населения для постановки на учет в качестве безработного или трудоустройства для предоставления ему возможности исполнить обязательство о взыскании алиментов, выдавали соответствующие направления, а в случае невыполнения требования привлекали лицо к административной ответственности.
(Литовченко Т.А.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 2)Правоприменительная практика имеет неоднозначный подход к возможности принудительно трудоустраивать должников по алиментам. Судебные приставы-исполнители, руководствуясь Методическими рекомендациями по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденными ФССП России 19 июня 2012 г. N 01-16, в силу которых судебный пристав-исполнитель вручает должнику направление в центр занятости населения для постановки на учет в качестве безработного или трудоустройства для предоставления ему возможности исполнить обязательство о взыскании алиментов, выдавали соответствующие направления, а в случае невыполнения требования привлекали лицо к административной ответственности.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)с) постановка гражданина на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход;
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)с) постановка гражданина на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход;
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" определяет основания и порядок признания лица безработным. Принимая решение о признании гражданина безработным, органы службы занятости в соответствии со статьей 3 названного Закона требуют от гражданина предъявить пакет документов, среди которых справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы и документ об образовании (о квалификации). Эти документы органы службы занятости потребовали представить и от гражданина М.В. Чайковского - бывшего индивидуального предпринимателя, который после прекращения предпринимательской деятельности обратился к ним для постановки на учет в качестве безработного с целью получения мер социальной поддержки. Учитывая, что данных документов у заявителя не оказалось (при первом обращении в органы службы занятости он не смог предъявить справку о среднем заработке в связи с ликвидацией организации, в которой он ранее работал, а при последующем - документ об образовании), в признании безработным ему было отказано.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" определяет основания и порядок признания лица безработным. Принимая решение о признании гражданина безработным, органы службы занятости в соответствии со статьей 3 названного Закона требуют от гражданина предъявить пакет документов, среди которых справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы и документ об образовании (о квалификации). Эти документы органы службы занятости потребовали представить и от гражданина М.В. Чайковского - бывшего индивидуального предпринимателя, который после прекращения предпринимательской деятельности обратился к ним для постановки на учет в качестве безработного с целью получения мер социальной поддержки. Учитывая, что данных документов у заявителя не оказалось (при первом обращении в органы службы занятости он не смог предъявить справку о среднем заработке в связи с ликвидацией организации, в которой он ранее работал, а при последующем - документ об образовании), в признании безработным ему было отказано.