Освобождение юридического лица от административной ответственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Освобождение юридического лица от административной ответственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Продажа товара с истекшим сроком годности
(КонсультантПлюс, 2025)Совершение работником Общества действий (бездействия), приведших к совершению правонарушения, ненадлежащее исполнение им возложенных на него трудовых обязанностей и отступление от требований, предусмотренных действующим законодательством, не являются обстоятельствами, освобождающими юридическое лицо от административной ответственности, а свидетельствуют об отсутствии с его стороны надлежащего контроля за действиями сотрудника. Допустив работника к осуществлению трудовых функций, АО... не осуществило должного контроля за соблюдением им обязательных нормативных требований при реализации пищевой продукции.
(КонсультантПлюс, 2025)Совершение работником Общества действий (бездействия), приведших к совершению правонарушения, ненадлежащее исполнение им возложенных на него трудовых обязанностей и отступление от требований, предусмотренных действующим законодательством, не являются обстоятельствами, освобождающими юридическое лицо от административной ответственности, а свидетельствуют об отсутствии с его стороны надлежащего контроля за действиями сотрудника. Допустив работника к осуществлению трудовых функций, АО... не осуществило должного контроля за соблюдением им обязательных нормативных требований при реализации пищевой продукции.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за установку на ТС без разрешения устройства для подачи спецсигналов (выпуск на линию такого ТС)
(КонсультантПлюс, 2025)Тот факт, что администрация... не является собственником автомобиля... не освобождает юридическое лицо от административной ответственности..."
(КонсультантПлюс, 2025)Тот факт, что администрация... не является собственником автомобиля... не освобождает юридическое лицо от административной ответственности..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы, связанные с применением информационных технологий по делам о привлечении граждан и юридических лиц к административной ответственности
(Решетняк В.И.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 3)Признание установленным того обстоятельства, что в момент фотофиксации в автоматическом режиме события административного правонарушения, вмененного в вину юридическому лицу как собственнику транспортного средства, автомобилем пользовалось конкретное физическое лицо, влечет за собой освобождение юридического лица от административной ответственности в силу положений ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП.
(Решетняк В.И.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 3)Признание установленным того обстоятельства, что в момент фотофиксации в автоматическом режиме события административного правонарушения, вмененного в вину юридическому лицу как собственнику транспортного средства, автомобилем пользовалось конкретное физическое лицо, влечет за собой освобождение юридического лица от административной ответственности в силу положений ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)4. Юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
(ред. от 04.11.2025)4. Юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.
Статья: Банк или должностное лицо: кто ответит за правонарушение?
(Шанин С.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2024, N 2)Сам по себе факт привлечения к ответственности виновного должностного лица или иного работника не может быть основанием для произвольного освобождения юридических лиц от административной ответственности. Обратное будет способствовать злоупотреблению правом со стороны указанных лиц и безосновательному уходу от административной ответственности.
(Шанин С.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2024, N 2)Сам по себе факт привлечения к ответственности виновного должностного лица или иного работника не может быть основанием для произвольного освобождения юридических лиц от административной ответственности. Обратное будет способствовать злоупотреблению правом со стороны указанных лиц и безосновательному уходу от административной ответственности.
Статья: Юридическая ответственность как элемент правового режима геопарков
(Шагапова Р.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации 2005 г. о применении КоАП РФ <30> разъяснено, что в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц. Привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности. Упрощенная процедура привлечения к административной ответственности по сравнению с уголовной ответственностью способствует реализации цели сохранения геопарков, поскольку период времени между обнаружением последствий нарушения экологического законодательства и привлечением виновного лица к административной ответственности является важным фактором предотвращения причинения вреда геопаркам.
(Шагапова Р.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации 2005 г. о применении КоАП РФ <30> разъяснено, что в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц. Привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности. Упрощенная процедура привлечения к административной ответственности по сравнению с уголовной ответственностью способствует реализации цели сохранения геопарков, поскольку период времени между обнаружением последствий нарушения экологического законодательства и привлечением виновного лица к административной ответственности является важным фактором предотвращения причинения вреда геопаркам.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)При этом в общем случае назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (п. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)При этом в общем случае назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (п. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)Причем привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)Причем привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
"Конфликт интересов в юридических лицах: монография"
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)Ключевыми преимуществами системы данных стандартов являются сохранение активов компании и ее деловой репутации, с одной стороны, и уменьшение размера санкций, наложенных на компанию, с другой. Так, известны случаи освобождения юридического лица от административной ответственности, когда его работник был уличен во взяточничестве, в то время как в компании было утверждено Положение о соблюдении антимонопольного и антикоррупционного законодательства, с которым работник был ознакомлен, но действовал в личных интересах <284>. Административное производство в отношении компаний было прекращено.
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)Ключевыми преимуществами системы данных стандартов являются сохранение активов компании и ее деловой репутации, с одной стороны, и уменьшение размера санкций, наложенных на компанию, с другой. Так, известны случаи освобождения юридического лица от административной ответственности, когда его работник был уличен во взяточничестве, в то время как в компании было утверждено Положение о соблюдении антимонопольного и антикоррупционного законодательства, с которым работник был ознакомлен, но действовал в личных интересах <284>. Административное производство в отношении компаний было прекращено.
Статья: Деловая коррупция и противодействие ей в организациях
(Трунцевский Ю.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 4)В рамках предупреждения коррупции в организациях интерес представляют предложения по внесению изменений в ст. 19.28 КоАП РФ, направленных на включение в нее специальных оснований смягчения либо освобождения юридического лица от административной ответственности в случаях принятия организацией соответствующих мер по противодействию коррупции (предусмотренных ч. 1 ст. 13.3 Федерального закона "О противодействии коррупции"), наличия в организации зрелого антикоррупционного комплаенса; по разработке и принятию профессионального стандарта "Специалист в сфере предупреждения коррупционных нарушений", национального стандарта (ГОСТ) в сфере предупреждения коррупции в организациях; по включению в перечень информационных материалов, выдаваемых при регистрации юридического лица, информации об обязанности принимать меры по предупреждению коррупции.
(Трунцевский Ю.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 4)В рамках предупреждения коррупции в организациях интерес представляют предложения по внесению изменений в ст. 19.28 КоАП РФ, направленных на включение в нее специальных оснований смягчения либо освобождения юридического лица от административной ответственности в случаях принятия организацией соответствующих мер по противодействию коррупции (предусмотренных ч. 1 ст. 13.3 Федерального закона "О противодействии коррупции"), наличия в организации зрелого антикоррупционного комплаенса; по разработке и принятию профессионального стандарта "Специалист в сфере предупреждения коррупционных нарушений", национального стандарта (ГОСТ) в сфере предупреждения коррупции в организациях; по включению в перечень информационных материалов, выдаваемых при регистрации юридического лица, информации об обязанности принимать меры по предупреждению коррупции.
"Хозяйственные общества как форма ведения бизнеса: учебное пособие"
(Крылов В.Г., Самойлов И.А., Седгарян К.А.)
("Статут", 2024)Когда должностное лицо корпорации, например генеральный директор, привлекается к административной или даже к уголовной ответственности за совершение противоправного деяния, связанного с деятельностью компании, юридическое лицо также не освобождается от административной ответственности.
(Крылов В.Г., Самойлов И.А., Седгарян К.А.)
("Статут", 2024)Когда должностное лицо корпорации, например генеральный директор, привлекается к административной или даже к уголовной ответственности за совершение противоправного деяния, связанного с деятельностью компании, юридическое лицо также не освобождается от административной ответственности.
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В пункте 15 Постановления Пленума ВС РФ N 5 указано, что привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В пункте 15 Постановления Пленума ВС РФ N 5 указано, что привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.
Статья: Административная ответственность организаций за подкуп должностных лиц: правоприменительный аспект
(Сухаренко А.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 4)В своем Обзоре Верховный Суд России поддерживает уже сложившуюся практику, в соответствии с которой отсутствие обвинительного приговора в отношении физического лица, действующего в интересах юридического лица, не препятствует привлечению последнего к административной ответственности. При этом освобождение физического лица от уголовной ответственности по основанию, предусмотренному в примечании к ст. 291 УК РФ, не является достаточным основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности (п. 5 примечания к ст. 19.28 КоАП РФ). Для этого должна быть установлена совокупность действий лица, способствующих выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с этим правонарушением.
(Сухаренко А.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 4)В своем Обзоре Верховный Суд России поддерживает уже сложившуюся практику, в соответствии с которой отсутствие обвинительного приговора в отношении физического лица, действующего в интересах юридического лица, не препятствует привлечению последнего к административной ответственности. При этом освобождение физического лица от уголовной ответственности по основанию, предусмотренному в примечании к ст. 291 УК РФ, не является достаточным основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности (п. 5 примечания к ст. 19.28 КоАП РФ). Для этого должна быть установлена совокупность действий лица, способствующих выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с этим правонарушением.
Статья: Условия освобождения от административной ответственности по ст. 19.28 КоАП
(Лазарев А.В.)
("Законность", 2021, N 10)Согласно п. 11 Обзора судебной практики рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.28 КоАП, утвержденного 8 июля 2020 г. Президиумом Верховного Суда РФ (далее - Обзор), освобождение физического лица от уголовной ответственности по основанию, предусмотренному в примечании к ст. 291 УК, не является достаточным основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности на основании примечания 5 к ст. 19.28 КоАП. Для применения примечания 5 к ст. 19.28 КоАП должна быть установлена совокупность действий лица, способствующих выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с этим административным правонарушением <2>.
(Лазарев А.В.)
("Законность", 2021, N 10)Согласно п. 11 Обзора судебной практики рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.28 КоАП, утвержденного 8 июля 2020 г. Президиумом Верховного Суда РФ (далее - Обзор), освобождение физического лица от уголовной ответственности по основанию, предусмотренному в примечании к ст. 291 УК, не является достаточным основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности на основании примечания 5 к ст. 19.28 КоАП. Для применения примечания 5 к ст. 19.28 КоАП должна быть установлена совокупность действий лица, способствующих выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с этим административным правонарушением <2>.