Освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения
Подборка наиболее важных документов по запросу Освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14.43 "Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов" КоАП РФПри этом судебная коллегия учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 06.06.2017 N 1167-О, согласно которой освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения допустимо лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 26.1 "Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении" КоАП РФ"Само по себе отнесение ряда дел об административных правонарушениях к подсудности арбитражных судов не исключает необходимости установления по таким делам всех обстоятельств, подлежащих - в силу статьи 26.1 КоАП Российской Федерации - выяснению по каждому делу об административном правонарушении, в том числе и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также допускающих освобождение от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (статьи 2.9, 24.5 КоАП Российской Федерации, часть 6 статьи 210 АПК Российской Федерации)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какая административная ответственность установлена за нарушения в сфере закупок по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Могут ли освободить от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения в сфере закупок по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Могут ли освободить от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения в сфере закупок по Закону N 223-ФЗ
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"Если лицо освобождено от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, такое правонарушение не учитывается при решении вопроса об установлении или продлении административного надзора, а также о дополнении ранее установленных административных ограничений (статья 2.9 КоАП РФ).
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"Если лицо освобождено от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, такое правонарушение не учитывается при решении вопроса об установлении или продлении административного надзора, а также о дополнении ранее установленных административных ограничений (статья 2.9 КоАП РФ).
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 22.10.2025)Статья 2.9. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 22.10.2025)Статья 2.9. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения
Статья: Направления совершенствования подсудности и дифференциации процессуальной формы при рассмотрении судами дел об административных правонарушениях
(Нестеров В.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)Некоторыми авторами предлагается дополнить ст. 24.5 КоАП РФ нормой о возможности прекращения дела об административном правонарушении в связи с примирением сторон, что особенно становится необходимым и актуальным в связи с декриминализацией ряда составов УК РФ (например, такого правонарушения, как побои). При этом делается ссылка на то, что в рамках судебной практики известны случаи, когда некоторые суды прекращали дела в связи с примирением сторон со ссылкой на п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (иные обстоятельства, исключающие производство по делу) во взаимосвязи со ст. 2.9 КоАП РФ (возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения), что не соответствовало фактическим обстоятельствам <15>.
(Нестеров В.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)Некоторыми авторами предлагается дополнить ст. 24.5 КоАП РФ нормой о возможности прекращения дела об административном правонарушении в связи с примирением сторон, что особенно становится необходимым и актуальным в связи с декриминализацией ряда составов УК РФ (например, такого правонарушения, как побои). При этом делается ссылка на то, что в рамках судебной практики известны случаи, когда некоторые суды прекращали дела в связи с примирением сторон со ссылкой на п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (иные обстоятельства, исключающие производство по делу) во взаимосвязи со ст. 2.9 КоАП РФ (возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения), что не соответствовало фактическим обстоятельствам <15>.
Статья: Понятие и критерии малозначительности совершенного административного правонарушения
(Попов А.В., Фомина И.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 2)<3> Обзор судебной практики Арбитражного суда Кемеровской области по применению положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (освобождение от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения). URL: https://kemerovo.arbitr.ru/files/pdf (дата обращения: 18.05.2023).
(Попов А.В., Фомина И.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 2)<3> Обзор судебной практики Арбитражного суда Кемеровской области по применению положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (освобождение от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения). URL: https://kemerovo.arbitr.ru/files/pdf (дата обращения: 18.05.2023).
Статья: Противодействие нацизму и экстремизму: выборочное исследование судебной практики по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ в контексте действующего законодательства
(Скобликов П.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. В этом случае судья, а также орган и должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут ограничиться устным замечанием. Как нам представляется, приведенному нормативному предписанию могло бы соответствовать дело М. , в частности, выяснить, куда конкретно вела ссылка при переходе в социальную сеть "Инстаграм". Если, допустим, ссылка вела на страницу музыкальной школы, где размещались видео исполнения классических русских произведений, а тем более - произведений патриотических и отсутствовал запрещенный контент, то следовало ограничится устным замечанием (ну еще присовокупить разъяснение юридических последствий при более строгом подходе и рекомендацию поискать вместо "Инстаграм" иной, более безопасный ресурс). Некоторыми исследователями резонно отмечается, что при решении вопроса о разграничении правомерного поведения и экстремистских посягательств целесообразно учитывать реальную опасность действий лица для граждан, общества и государства <42>.
(Скобликов П.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. В этом случае судья, а также орган и должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут ограничиться устным замечанием. Как нам представляется, приведенному нормативному предписанию могло бы соответствовать дело М. , в частности, выяснить, куда конкретно вела ссылка при переходе в социальную сеть "Инстаграм". Если, допустим, ссылка вела на страницу музыкальной школы, где размещались видео исполнения классических русских произведений, а тем более - произведений патриотических и отсутствовал запрещенный контент, то следовало ограничится устным замечанием (ну еще присовокупить разъяснение юридических последствий при более строгом подходе и рекомендацию поискать вместо "Инстаграм" иной, более безопасный ресурс). Некоторыми исследователями резонно отмечается, что при решении вопроса о разграничении правомерного поведения и экстремистских посягательств целесообразно учитывать реальную опасность действий лица для граждан, общества и государства <42>.
Статья: Примирение сторон как основание прекращения производства по делу об административном правонарушении: перспективы имплементации в административно-деликтный процесс
(Изюмова Е.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Анализируя судебную практику рассмотрения дел об административных правонарушениях, Ю.И. Попугаев приводит примеры прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с примирением сторон со ссылкой на п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (иные обстоятельства, исключающие производство по делу) во взаимосвязи со ст. 2.9 КоАП РФ (возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения), указывая на то, что такого рода процессуальные решения не соответствуют фактическим обстоятельствам дела <6>.
(Изюмова Е.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Анализируя судебную практику рассмотрения дел об административных правонарушениях, Ю.И. Попугаев приводит примеры прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с примирением сторон со ссылкой на п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (иные обстоятельства, исключающие производство по делу) во взаимосвязи со ст. 2.9 КоАП РФ (возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения), указывая на то, что такого рода процессуальные решения не соответствуют фактическим обстоятельствам дела <6>.
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Исходя из этого КоАП РФ установил, в частности, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение; при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 3 статьи 4.1). Кроме того, для индивидуализации назначаемого юридическому лицу административного наказания Кодекс предусмотрел условия и порядок снижения административного штрафа на половину минимального размера данного вида наказания, установленного за совершение конкретного административного правонарушения (части 3.2 и 3.3 статьи 4.1), замены административного штрафа предупреждением (статья 4.1.1), освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (статья 2.9).
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Исходя из этого КоАП РФ установил, в частности, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение; при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 3 статьи 4.1). Кроме того, для индивидуализации назначаемого юридическому лицу административного наказания Кодекс предусмотрел условия и порядок снижения административного штрафа на половину минимального размера данного вида наказания, установленного за совершение конкретного административного правонарушения (части 3.2 и 3.3 статьи 4.1), замены административного штрафа предупреждением (статья 4.1.1), освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (статья 2.9).
Статья: Предупреждение националистических и экстремистских проявлений: пилотное исследование судебной практики применения ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ
(Скобликов П.А.)
("Закон", 2025, N 1)Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. В этом случае судья, а также орган и должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут ограничиться устным замечанием. Как нам представляется, этому нормативному предписанию могло бы соответствовать дело М. Следовало, в частности, выяснить, куда конкретно вела ссылка при переходе в социальную сеть Instagram? Если, допустим, на страницу музыкальной школы, где размещались видео исполнения классических русских произведений, а тем более произведений патриотических, и отсутствовал запрещенный контент, то следовало ограничиться устным замечанием (быть может, еще присовокупить разъяснение юридических последствий при более строгом подходе и рекомендацию поискать вместо Instagram иной, более безопасный ресурс).
(Скобликов П.А.)
("Закон", 2025, N 1)Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. В этом случае судья, а также орган и должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут ограничиться устным замечанием. Как нам представляется, этому нормативному предписанию могло бы соответствовать дело М. Следовало, в частности, выяснить, куда конкретно вела ссылка при переходе в социальную сеть Instagram? Если, допустим, на страницу музыкальной школы, где размещались видео исполнения классических русских произведений, а тем более произведений патриотических, и отсутствовал запрещенный контент, то следовало ограничиться устным замечанием (быть может, еще присовокупить разъяснение юридических последствий при более строгом подходе и рекомендацию поискать вместо Instagram иной, более безопасный ресурс).
Статья: Правовое регулирование реализации приоритетов в дорожном движении
(Митрошин Д.В., Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)В случае если подобные правонарушения фиксируются визуально или с помощью технических средств сотрудником Госавтоинспекции, производство по делу о соответствующем административном правонарушении с учетом всесторонней оценки всех обстоятельств может быть прекращено по основаниям, предусмотренным в ст. 2.7 КоАП РФ "Крайняя необходимость" или в ст. 2.9 "Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения".
(Митрошин Д.В., Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)В случае если подобные правонарушения фиксируются визуально или с помощью технических средств сотрудником Госавтоинспекции, производство по делу о соответствующем административном правонарушении с учетом всесторонней оценки всех обстоятельств может быть прекращено по основаниям, предусмотренным в ст. 2.7 КоАП РФ "Крайняя необходимость" или в ст. 2.9 "Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения".
Статья: Административная ответственность разных субъектов за одно административное правонарушение
(Зайков Д.Е.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Кроме того, суды принимают во внимание не только факт привлечения должностного лица к административной ответственности, но и исполнение им постановления о назначении административного наказания <23>. Однако и этот критерий представляется необоснованным и избыточным в свете ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ. Одновременно с этим применение данной правовой нормы по формальному признаку исключается при освобождении должностного лица от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения <24>.
(Зайков Д.Е.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Кроме того, суды принимают во внимание не только факт привлечения должностного лица к административной ответственности, но и исполнение им постановления о назначении административного наказания <23>. Однако и этот критерий представляется необоснованным и избыточным в свете ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ. Одновременно с этим применение данной правовой нормы по формальному признаку исключается при освобождении должностного лица от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения <24>.
Статья: Возбуждение дел об административных правонарушениях в области дорожного движения в отношении юридических лиц
(Руднев А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Кроме того, Указанием МВД России для обеспечения бесперебойного функционирования объектов жизнеобеспечения и транспортной инфраструктуры сотрудникам Госавтоинспекции при выявлении нарушений Правил дорожного движения, не влекущих существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и допущенных при осуществлении перевозок грузовыми транспортными средствами, а также их эксплуатации с некоторыми неисправностями, предписано обеспечить применение положений ст. 2.7 КоАП РФ "Крайняя необходимость" и ст. 2.9 КоАП РФ "Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения" в части, касающейся возможности освобождения от административной ответственности и (или) вынесения устного замечания в отношении водителей, должностных и юридических лиц <18>.
(Руднев А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Кроме того, Указанием МВД России для обеспечения бесперебойного функционирования объектов жизнеобеспечения и транспортной инфраструктуры сотрудникам Госавтоинспекции при выявлении нарушений Правил дорожного движения, не влекущих существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и допущенных при осуществлении перевозок грузовыми транспортными средствами, а также их эксплуатации с некоторыми неисправностями, предписано обеспечить применение положений ст. 2.7 КоАП РФ "Крайняя необходимость" и ст. 2.9 КоАП РФ "Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения" в части, касающейся возможности освобождения от административной ответственности и (или) вынесения устного замечания в отношении водителей, должностных и юридических лиц <18>.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)В административно-правовой литературе выделяется также принцип неотвратимости административной ответственности. По сути, существо данного принципа сводится к неотвратимости наказания за совершенное административное правонарушение. Однако нам представляется, что неотвратимость административного наказания вряд ли можно признать всеобщим принципом института административной ответственности. Любой принцип административной ответственности, с нашей точки зрения, должен представлять собой всеобщее правило, подлежащее обязательному и безусловному применению во всех случаях привлечения физических и юридических лиц к такой ответственности без каких-либо исключений. Перечисленные выше принципы обладают таким свойством всеобщей и безусловной обязательности. Что же касается правила о неотвратимости административного наказания, то для него указанное свойство не характерно. Дело в том, что нормы КоАП РФ предусматривают обстоятельства, исключающие привлечение лица к административной ответственности (недостижение физическим лицом возраста 16 лет, невменяемость физического лица, крайняя необходимость), и основания освобождения лица от административной ответственности (малозначительность совершенного административного правонарушения, освобождение от административной ответственности некоторых категорий специальных субъектов (военнослужащих и приравненных к ним лиц, собственников (владельцев) транспортных средств, депутатов, судей и т.п.)). В этой связи неотвратимость административного наказания не является безусловным правилом, подлежащим применению во всех без исключения случаях совершения физическими и юридическими лицами административных правонарушений, и, соответственно, не может быть квалифицирована в качестве принципа административной ответственности.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)В административно-правовой литературе выделяется также принцип неотвратимости административной ответственности. По сути, существо данного принципа сводится к неотвратимости наказания за совершенное административное правонарушение. Однако нам представляется, что неотвратимость административного наказания вряд ли можно признать всеобщим принципом института административной ответственности. Любой принцип административной ответственности, с нашей точки зрения, должен представлять собой всеобщее правило, подлежащее обязательному и безусловному применению во всех случаях привлечения физических и юридических лиц к такой ответственности без каких-либо исключений. Перечисленные выше принципы обладают таким свойством всеобщей и безусловной обязательности. Что же касается правила о неотвратимости административного наказания, то для него указанное свойство не характерно. Дело в том, что нормы КоАП РФ предусматривают обстоятельства, исключающие привлечение лица к административной ответственности (недостижение физическим лицом возраста 16 лет, невменяемость физического лица, крайняя необходимость), и основания освобождения лица от административной ответственности (малозначительность совершенного административного правонарушения, освобождение от административной ответственности некоторых категорий специальных субъектов (военнослужащих и приравненных к ним лиц, собственников (владельцев) транспортных средств, депутатов, судей и т.п.)). В этой связи неотвратимость административного наказания не является безусловным правилом, подлежащим применению во всех без исключения случаях совершения физическими и юридическими лицами административных правонарушений, и, соответственно, не может быть квалифицирована в качестве принципа административной ответственности.