Освобождение от ответственности перевозчика
Подборка наиболее важных документов по запросу Освобождение от ответственности перевозчика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 796 "Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа" ГК РФ"Таким образом, исходя из того, что вина перевозчика предполагается, для освобождения от ответственности перевозчик в соответствии с пунктом 1 статьи 796 ГК РФ должен доказать, что он проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в целях надлежащего исполнения своих обязательств."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 796 "Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа" ГК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)В силу норм п. 1 ст. 796 ГК РФ вина перевозчика в несохранности груза презюмируется, для освобождения от ответственности перевозчик должен доказать, что он проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в целях надлежащего исполнения своих обязательств.
(Арбитражный суд Уральского округа)В силу норм п. 1 ст. 796 ГК РФ вина перевозчика в несохранности груза презюмируется, для освобождения от ответственности перевозчик должен доказать, что он проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в целях надлежащего исполнения своих обязательств.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)Статья 168. Освобождение перевозчика от ответственности при наличии признаков, свидетельствующих о сохранности груза
(ред. от 24.06.2025)Статья 168. Освобождение перевозчика от ответственности при наличии признаков, свидетельствующих о сохранности груза
Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"Статья 36. Основания освобождения перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя от ответственности
(ред. от 07.06.2025)
"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"Статья 36. Основания освобождения перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя от ответственности
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Конвенция определяет требования, предъявляемые к транспортным документам (индивидуальный или коллективный билет, багажная квитанция). Центральное место в ней занимают нормы об ответственности перевозчика за вред, причиненный пассажирам и их багажу, которая в обоих случаях основывается на принципе вины. В Конвенции также закрепляются основания освобождения перевозчика от ответственности и пределы его ответственности (ст. 7 и 11), которая ограничивается: за ущерб, связанный со смертью, телесными повреждениями или нанесением любого другого вреда физическому или психическому здоровью пассажира, - 200 тыс. франков <1> на одного пострадавшего; за полную или частичную утрату багажа или за его повреждение - 5 000 франков на пассажира; за утрату или повреждение перевозимого транспортного средства - 15 тыс. франков на транспортное средство.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Конвенция определяет требования, предъявляемые к транспортным документам (индивидуальный или коллективный билет, багажная квитанция). Центральное место в ней занимают нормы об ответственности перевозчика за вред, причиненный пассажирам и их багажу, которая в обоих случаях основывается на принципе вины. В Конвенции также закрепляются основания освобождения перевозчика от ответственности и пределы его ответственности (ст. 7 и 11), которая ограничивается: за ущерб, связанный со смертью, телесными повреждениями или нанесением любого другого вреда физическому или психическому здоровью пассажира, - 200 тыс. франков <1> на одного пострадавшего; за полную или частичную утрату багажа или за его повреждение - 5 000 франков на пассажира; за утрату или повреждение перевозимого транспортного средства - 15 тыс. франков на транспортное средство.
Статья: Особенности рассмотрения судебной практики по вопросам ответственности, возникающей по договорам железнодорожных перевозок
(Кулагина А.С.)
("Адвокатская практика", 2023, N 2)Особенностью ответственности же перевозчика является ее ограниченность. А в случаях, предусмотренных ст. 118 УЖТ РФ, перевозчик и вовсе может быть от нее освобожден, что, по сути, противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации <3> (далее - ГК РФ). В связи с данным нюансом было бы лучше внести в ст. 118 УЖТ РФ определенные изменения и удалить из нее такой повод освобождения от ответственности перевозчика, как "перевозка груза, грузобагажа осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя)" <4>.
(Кулагина А.С.)
("Адвокатская практика", 2023, N 2)Особенностью ответственности же перевозчика является ее ограниченность. А в случаях, предусмотренных ст. 118 УЖТ РФ, перевозчик и вовсе может быть от нее освобожден, что, по сути, противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации <3> (далее - ГК РФ). В связи с данным нюансом было бы лучше внести в ст. 118 УЖТ РФ определенные изменения и удалить из нее такой повод освобождения от ответственности перевозчика, как "перевозка груза, грузобагажа осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя)" <4>.
Статья: Эволюция стандарта due diligence в правоотношениях морской перевозки груза - от Древнего Рима до наших дней
(Чурилов А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)В Олеронских свитках, источнике, который считается родоначальником морского права Европы и Англии, также содержались нормы об ответственности перевозчика <16>. Так, капитан корабля, предоставляя его для перевозки купцам, должен показать им снасти, веревки и стропы, с помощью которых груз должен быть поднят на борт или на берег, и, когда судно прибывает благополучно к месту разгрузки, снасти, которыми все было скреплено. Если груз уменьшился по причине плохих креплений либо снастей, капитан и матросы должны заплатить купцам, и капитан должен потом заплатить, т.к. он берет разгрузку на себя. Олеронские свитки предполагали возможность освобождения от ответственности перевозчика в случае воздействия непреодолимой силы (Ill weather - плохой погоды, которая во многих правопорядках рассматривалась и рассматривается как Act of God). В частности, в ст. XI Олеронских свитков можно увидеть следующую ситуацию: если судно, груженное винами или другими подобными товарами в Бордо или каком-нибудь другом порту, выйдет в море в непогоду с не приведенными в порядок (не убранными) парусами и обломившийся из-за этого грот-рей при падении на палубу повредит или снесет в море стоящие на ней таны или хогсхеды с вином, то по его прибытии в порт разгрузки купцы-грузополучатели вправе потребовать с капитана возмещения стоимости вина. Если капитан возразит, что все было не так, то и он сам, и члены его команды должны поклясться, что вино был уничтожено не ими и не из-за их упущения. И тогда капитан и его команда должны быть оправданы. Но если они откажутся поклясться, то должны будут удовлетворить предъявленные к ним требования, поскольку не привели паруса в порядок, сообразный погоде, прежде выхода из порта, где они взяли палубный груз <17>. Таким образом, уже в это время ответственность за предоставление немореходного судна поставлена в зависимость от факта причинения ущерба, независимо от вины капитана.
(Чурилов А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)В Олеронских свитках, источнике, который считается родоначальником морского права Европы и Англии, также содержались нормы об ответственности перевозчика <16>. Так, капитан корабля, предоставляя его для перевозки купцам, должен показать им снасти, веревки и стропы, с помощью которых груз должен быть поднят на борт или на берег, и, когда судно прибывает благополучно к месту разгрузки, снасти, которыми все было скреплено. Если груз уменьшился по причине плохих креплений либо снастей, капитан и матросы должны заплатить купцам, и капитан должен потом заплатить, т.к. он берет разгрузку на себя. Олеронские свитки предполагали возможность освобождения от ответственности перевозчика в случае воздействия непреодолимой силы (Ill weather - плохой погоды, которая во многих правопорядках рассматривалась и рассматривается как Act of God). В частности, в ст. XI Олеронских свитков можно увидеть следующую ситуацию: если судно, груженное винами или другими подобными товарами в Бордо или каком-нибудь другом порту, выйдет в море в непогоду с не приведенными в порядок (не убранными) парусами и обломившийся из-за этого грот-рей при падении на палубу повредит или снесет в море стоящие на ней таны или хогсхеды с вином, то по его прибытии в порт разгрузки купцы-грузополучатели вправе потребовать с капитана возмещения стоимости вина. Если капитан возразит, что все было не так, то и он сам, и члены его команды должны поклясться, что вино был уничтожено не ими и не из-за их упущения. И тогда капитан и его команда должны быть оправданы. Но если они откажутся поклясться, то должны будут удовлетворить предъявленные к ним требования, поскольку не привели паруса в порядок, сообразный погоде, прежде выхода из порта, где они взяли палубный груз <17>. Таким образом, уже в это время ответственность за предоставление немореходного судна поставлена в зависимость от факта причинения ущерба, независимо от вины капитана.
Статья: Независящие от субъекта транспортных отношений причины: некоторые вопросы законодательства и правоприменительной практики
(Мельникова Т.В., Машарова Ю.Ц., Рычкова Н.Ю.)
("Транспортное право", 2025, N 3)Н. Аржанникова, в свою очередь, анализируя судебную практику по вопросу освобождения от ответственности перевозчика за потерю груза, делает вывод о том, что ответственность не наступает вследствие внешних факторов: "форс-мажора, непреодолимой силы, которые субъективно непреодолимы" <9>. То есть исследователь сводит данные причины к обстоятельствам чрезвычайным и непредотвратимым при данных обстоятельствах. Не затрагивая вопрос о соотношении форс-мажора и непреодолимой силы (он тоже является дискуссионным), следует пояснить, что анализ транспортного законодательства позволяет сделать вывод о том, что все же это более широкий круг перечня причин, нежели непреодолимая сила.
(Мельникова Т.В., Машарова Ю.Ц., Рычкова Н.Ю.)
("Транспортное право", 2025, N 3)Н. Аржанникова, в свою очередь, анализируя судебную практику по вопросу освобождения от ответственности перевозчика за потерю груза, делает вывод о том, что ответственность не наступает вследствие внешних факторов: "форс-мажора, непреодолимой силы, которые субъективно непреодолимы" <9>. То есть исследователь сводит данные причины к обстоятельствам чрезвычайным и непредотвратимым при данных обстоятельствах. Не затрагивая вопрос о соотношении форс-мажора и непреодолимой силы (он тоже является дискуссионным), следует пояснить, что анализ транспортного законодательства позволяет сделать вывод о том, что все же это более широкий круг перечня причин, нежели непреодолимая сила.
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Особенности распределения бремени доказывания при предъявлении требований, связанных с несохранной перевозкой: вина перевозчика презюмируется, и для освобождения от ответственности перевозчик должен доказать обстоятельства, которые он не мог объективно предвидеть и устранение которых от него не зависело (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Особенности распределения бремени доказывания при предъявлении требований, связанных с несохранной перевозкой: вина перевозчика презюмируется, и для освобождения от ответственности перевозчик должен доказать обстоятельства, которые он не мог объективно предвидеть и устранение которых от него не зависело (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Готовое решение: Может ли грузоотправитель предъявить претензию перевозчику в связи с утратой, недостачей, повреждением (порчей) груза, если нарушил требования к упаковке груза
(КонсультантПлюс, 2025)Особенности привлечения перевозчика к ответственности или освобождения от нее, как и порядок оформления выявленных дефектов упаковки, могут различаться на разных видах транспорта, поскольку в отношении них действует свое правовое регулирование транспортными уставами, кодексами, иными законами и принятыми в соответствии с ними правилами.
(КонсультантПлюс, 2025)Особенности привлечения перевозчика к ответственности или освобождения от нее, как и порядок оформления выявленных дефектов упаковки, могут различаться на разных видах транспорта, поскольку в отношении них действует свое правовое регулирование транспортными уставами, кодексами, иными законами и принятыми в соответствии с ними правилами.