Оспаривание ненормативного акта государственного органа
Подборка наиболее важных документов по запросу Оспаривание ненормативного акта государственного органа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 198 АПК РФ "Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными"2.2.2. Лицо не вправе требовать изменения гражданско-правового договора между другим лицом с органом государственной власти в процедуре, предусмотренной для оспаривания ненормативных правовых актов (позиция ВАС РФ) >>>
Важнейшая практика по ст. 110 АПК РФСудебные расходы при оспаривании ненормативных актов госорганов, возлагающих имущественную обязанность, распределяются пропорционально удовлетворенным требованиям >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Реорганизация ООО.
Правомерно ли решение регистрирующего органа о госрегистрации реорганизации ООО, если нет доказательств письменного уведомления кредиторов
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем в силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативного правового акта государственного органа входит факт нарушения данным ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя.
Правомерно ли решение регистрирующего органа о госрегистрации реорганизации ООО, если нет доказательств письменного уведомления кредиторов
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем в силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативного правового акта государственного органа входит факт нарушения данным ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя.
"Предпринимательское право: проблемы теории и правоприменения: монография"
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)3.5. Иные пресекательные меры, не связанные с оспариванием
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)3.5. Иные пресекательные меры, не связанные с оспариванием
Нормативные акты
"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)Глава 24. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ
(ред. от 01.04.2025)Глава 24. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий
Статья: Правовая природа иска об освобождении имущества от ареста: критика устоявшихся концепций
(Мальбин Д.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)При этом нельзя согласиться с точкой зрения о том, что в рамках рассмотрения дела по иску об освобождении имущества от ареста проверяется законность постановления судебного пристава-исполнителя. Так, А.В. Пушкина указывает, что иск об освобождении имущества от ареста связан с оспариванием индивидуального акта государственного органа <14>. Аналогичного мнения придерживается Т.П. Подшивалов, полагая, что в основе иска об освобождении имущества от ареста лежит требование о признании недействительным ненормативного акта государственного органа, не соответствующего закону и нарушающего вещное право или незаконно ограничивающего возможность его осуществления <15>.
(Мальбин Д.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)При этом нельзя согласиться с точкой зрения о том, что в рамках рассмотрения дела по иску об освобождении имущества от ареста проверяется законность постановления судебного пристава-исполнителя. Так, А.В. Пушкина указывает, что иск об освобождении имущества от ареста связан с оспариванием индивидуального акта государственного органа <14>. Аналогичного мнения придерживается Т.П. Подшивалов, полагая, что в основе иска об освобождении имущества от ареста лежит требование о признании недействительным ненормативного акта государственного органа, не соответствующего закону и нарушающего вещное право или незаконно ограничивающего возможность его осуществления <15>.
"Обзоры судебной практики за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г., представленные в Классификаторе постановлений президиума Суда по интеллектуальным правам"
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Иное не согласуется с задачами защиты гражданских прав в рамках административной процедуры оспаривания ненормативного правового акта государственного органа и реализуемой в рамках этой процедуры публично-правовой функцией государственного органа, уполномоченного принимать решение по итогам рассмотрения административного спора.
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Иное не согласуется с задачами защиты гражданских прав в рамках административной процедуры оспаривания ненормативного правового акта государственного органа и реализуемой в рамках этой процедуры публично-правовой функцией государственного органа, уполномоченного принимать решение по итогам рассмотрения административного спора.
Статья: Пересмотр судебных актов в странах общего права (на примере Англии и Британских Виргинских Островов)
(Котельников А.Г.)
("Закон", 2021, N 7)В России отсутствует как таковая система трибуналов, характерная для стран общего права, несмотря на то, что некоторые государственные органы зачастую выполняют весьма схожие функции (например, федеральный антимонопольный орган при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства - ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"). Однако понимание особой роли и характера деятельности органов административной юстиции, которые влияют в том числе на пересмотр решений по административным делам, безусловно, есть и в нашей стране. Это проявляется в установлении особого порядка пересмотра соответствующих решений, в частности в правилах оспаривания ненормативных актов государственных и иных органов и в порядке пересмотра постановлений о привлечении к административной ответственности.
(Котельников А.Г.)
("Закон", 2021, N 7)В России отсутствует как таковая система трибуналов, характерная для стран общего права, несмотря на то, что некоторые государственные органы зачастую выполняют весьма схожие функции (например, федеральный антимонопольный орган при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства - ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"). Однако понимание особой роли и характера деятельности органов административной юстиции, которые влияют в том числе на пересмотр решений по административным делам, безусловно, есть и в нашей стране. Это проявляется в установлении особого порядка пересмотра соответствующих решений, в частности в правилах оспаривания ненормативных актов государственных и иных органов и в порядке пересмотра постановлений о привлечении к административной ответственности.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)По ходатайству заявителя суд может приостановить действие оспариваемого ненормативного правового акта, решения государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в соответствии с ч. 2 ст. 85, ст. 223 КАС РФ. Принятие таких мер осуществляется в порядке, определенном гл. 7 КАС РФ, с учетом особенностей административного судопроизводства. Соответственно, приостановление действия оспариваемого ненормативного правового акта или решения допустимо только при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 85 КАС РФ. Приостановление действия ненормативного правового акта, решения государственного или иного органа, должностного лица не влечет их недействительности. Под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения согласно ч. 2 ст. 85, ст. 223 КАС РФ в качестве МПЗ понимается запрет совершения действий, предусмотренных данным актом, решением. Если действия, предусмотренные ненормативным правовым актом, решением, уже совершены либо их осуществление началось, судам необходимо выяснять, насколько испрашиваемые меры предварительной защиты фактически исполнимы и эффективны, а также оценивать, может ли непринятие таких мер привести к причинению значительного ущерба заявителю, затруднить или сделать невозможным исполнение итогового судебного акта.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)По ходатайству заявителя суд может приостановить действие оспариваемого ненормативного правового акта, решения государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в соответствии с ч. 2 ст. 85, ст. 223 КАС РФ. Принятие таких мер осуществляется в порядке, определенном гл. 7 КАС РФ, с учетом особенностей административного судопроизводства. Соответственно, приостановление действия оспариваемого ненормативного правового акта или решения допустимо только при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 85 КАС РФ. Приостановление действия ненормативного правового акта, решения государственного или иного органа, должностного лица не влечет их недействительности. Под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения согласно ч. 2 ст. 85, ст. 223 КАС РФ в качестве МПЗ понимается запрет совершения действий, предусмотренных данным актом, решением. Если действия, предусмотренные ненормативным правовым актом, решением, уже совершены либо их осуществление началось, судам необходимо выяснять, насколько испрашиваемые меры предварительной защиты фактически исполнимы и эффективны, а также оценивать, может ли непринятие таких мер привести к причинению значительного ущерба заявителю, затруднить или сделать невозможным исполнение итогового судебного акта.
Статья: Механизм признания и изъятия из оборота незарегистрированных медицинских изделий
(Бондаренко А.Г., Чимбирева А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)Как представляется, в рамках процессуального судебного механизма привлечения к административной ответственности организаций за нарушение правил в сфере обращения медицинских изделий и (или) оспаривания ненормативных правовых актов органов государственной власти может быть решено большинство проблем внесудебной административной квалификации медицинских изделий.
(Бондаренко А.Г., Чимбирева А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)Как представляется, в рамках процессуального судебного механизма привлечения к административной ответственности организаций за нарушение правил в сфере обращения медицинских изделий и (или) оспаривания ненормативных правовых актов органов государственной власти может быть решено большинство проблем внесудебной административной квалификации медицинских изделий.
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Можно ли обжаловать в арбитражном суде акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ правонарушениях
(КонсультантПлюс, 2025)Из ст. 29 АПК РФ следует, что арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов госорганов, затрагивающие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Можно ли обжаловать в арбитражном суде акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ правонарушениях
(КонсультантПлюс, 2025)Из ст. 29 АПК РФ следует, что арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов госорганов, затрагивающие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья: Исполнение решения суда
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исключение составляют решения арбитражного суда, подлежащие немедленному исполнению: по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов; по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов, а также по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства (ч. 2 ст. 182 АПК РФ). Также арбитражный суд по заявлению истца вправе обратить решение к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или сделать исполнение невозможным (ч. 3 ст. 182 АПК РФ), а также по спорам о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами, если самовольная постройка существенно угрожает жизни и здоровью граждан и замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для неопределенного круга лиц (ч. 3.1 ст. 182 АПК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исключение составляют решения арбитражного суда, подлежащие немедленному исполнению: по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов; по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов, а также по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства (ч. 2 ст. 182 АПК РФ). Также арбитражный суд по заявлению истца вправе обратить решение к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или сделать исполнение невозможным (ч. 3 ст. 182 АПК РФ), а также по спорам о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами, если самовольная постройка существенно угрожает жизни и здоровью граждан и замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для неопределенного круга лиц (ч. 3.1 ст. 182 АПК РФ).
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Таким образом, юридический смысл введения в гражданское законодательство института владения состоит в предоставлении фактическому, в том числе незаконному, владельцу вещи права на защиту своего владения от хищений, самоуправных захватов и иных случаев завладения вещью помимо воли ее владельца. Такая защита осуществляется путем возврата вещи во владение лицу, которое его лишилось, как самостоятельно (в порядке самозащиты), так и посредством обращения к органам публичной власти (в административном порядке), а также в судебном порядке (п. 1 и 3 ст. 215). Она может также состоять в требовании признания недействительным ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления, нарушающего фактическое владение, а также в требовании от лица, самоуправными действиями которого нарушено владение, возмещения причиненного вреда (п. 6 и 7 ст. 215).
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Таким образом, юридический смысл введения в гражданское законодательство института владения состоит в предоставлении фактическому, в том числе незаконному, владельцу вещи права на защиту своего владения от хищений, самоуправных захватов и иных случаев завладения вещью помимо воли ее владельца. Такая защита осуществляется путем возврата вещи во владение лицу, которое его лишилось, как самостоятельно (в порядке самозащиты), так и посредством обращения к органам публичной власти (в административном порядке), а также в судебном порядке (п. 1 и 3 ст. 215). Она может также состоять в требовании признания недействительным ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления, нарушающего фактическое владение, а также в требовании от лица, самоуправными действиями которого нарушено владение, возмещения причиненного вреда (п. 6 и 7 ст. 215).
Статья: Публичные интересы в праве: понятие и содержание
(Милосердов Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10)Например, прокурор в соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 52 АПК РФ имеет право обратиться в арбитражный суд с иском об оспаривании ненормативного правового акта органа государственной власти, если данный акт затрагивает права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Однако, если при рассмотрении данного заявления арбитражный суд установит, что оно предъявлено в интересах конкретного лица, в отношении которого акт принят, суд, согласно п. 1 ст. 150 АПК РФ, должен будет прекратить производство по делу об оспаривании ненормативного правового акта. В данном случае заинтересованное лицо (частный субъект) имеет право самостоятельно обратиться в арбитражный суд с заявлением на основании ст. 4 и ч. 1 ст. 198 АПК РФ.
(Милосердов Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10)Например, прокурор в соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 52 АПК РФ имеет право обратиться в арбитражный суд с иском об оспаривании ненормативного правового акта органа государственной власти, если данный акт затрагивает права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Однако, если при рассмотрении данного заявления арбитражный суд установит, что оно предъявлено в интересах конкретного лица, в отношении которого акт принят, суд, согласно п. 1 ст. 150 АПК РФ, должен будет прекратить производство по делу об оспаривании ненормативного правового акта. В данном случае заинтересованное лицо (частный субъект) имеет право самостоятельно обратиться в арбитражный суд с заявлением на основании ст. 4 и ч. 1 ст. 198 АПК РФ.
Статья: Правоприменительная практика по изменению или установлению вида разрешенного использования земельного участка
(Михольская В.В., Петропавловская Ю.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)- оспаривании ненормативных актов органов государственной власти или местного самоуправления, которыми ограничивается или изменяется существующий ВРИ земельного участка.
(Михольская В.В., Петропавловская Ю.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)- оспаривании ненормативных актов органов государственной власти или местного самоуправления, которыми ограничивается или изменяется существующий ВРИ земельного участка.