Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 21.03.2023 по делу N 33а-4675/2023
Процессуальные вопросы: Принято определение о возвращении административного искового заявления.
Решение: Определение отменено.Из разъяснений, приведенных в пункте 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", следует, что по смыслу норм статей 124, 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец вправе соединить в одном административном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой и подлежащих рассмотрению по правилам названного Кодекса, если из положений, регулирующих особенности производства по отдельным категориям административных дел, не следует иное. Так, исходя из взаимосвязанных положений части 8 статьи 208, статьи 212 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не допускается рассмотрение в рамках дел об оспаривании нормативных правовых актов иных административных исковых требований.
Процессуальные вопросы: Принято определение о возвращении административного искового заявления.
Решение: Определение отменено.Из разъяснений, приведенных в пункте 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", следует, что по смыслу норм статей 124, 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец вправе соединить в одном административном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой и подлежащих рассмотрению по правилам названного Кодекса, если из положений, регулирующих особенности производства по отдельным категориям административных дел, не следует иное. Так, исходя из взаимосвязанных положений части 8 статьи 208, статьи 212 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не допускается рассмотрение в рамках дел об оспаривании нормативных правовых актов иных административных исковых требований.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Применение прокурорами процессуальных средств при обеспечении законности правовых актов
(Маматов М.В., Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 1)<2> В гл. 21 КАС РФ, регламентирующей особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, используется словосочетание "не действующий полностью или в части", а при отсутствии зависимого слова - слово "недействующий", что соответствует правилам правописания и учитывается в исследовании.
(Маматов М.В., Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 1)<2> В гл. 21 КАС РФ, регламентирующей особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, используется словосочетание "не действующий полностью или в части", а при отсутствии зависимого слова - слово "недействующий", что соответствует правилам правописания и учитывается в исследовании.
Готовое решение: Как подать административное исковое заявление
(КонсультантПлюс, 2025)В случаях, предусмотренных КАС РФ, вы должны представить иные документы (п. 7 ч. 1 ст. 126 КАС РФ). В том числе требования о составе документов, которые необходимо приложить к административному иску, могут быть предусмотрены нормами разд. IV КАС РФ, который устанавливает особенности производства по отдельным категориям административных дел. Например, если вы подаете административный иск об оспаривании нормативного правового акта, вы должны указать сведения о применении к вам этого акта или о том, что вы являетесь субъектом отношений, регулируемых этим актом. К административному иску вы должны приложить документы, которые подтверждают эти обстоятельства, а также копию оспариваемого нормативного правового акта (п. 4 ч. 2, ч. 3 ст. 209 КАС РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)В случаях, предусмотренных КАС РФ, вы должны представить иные документы (п. 7 ч. 1 ст. 126 КАС РФ). В том числе требования о составе документов, которые необходимо приложить к административному иску, могут быть предусмотрены нормами разд. IV КАС РФ, который устанавливает особенности производства по отдельным категориям административных дел. Например, если вы подаете административный иск об оспаривании нормативного правового акта, вы должны указать сведения о применении к вам этого акта или о том, что вы являетесь субъектом отношений, регулируемых этим актом. К административному иску вы должны приложить документы, которые подтверждают эти обстоятельства, а также копию оспариваемого нормативного правового акта (п. 4 ч. 2, ч. 3 ст. 209 КАС РФ).
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"53. По смыслу норм статей 124, 125 КАС РФ, административный истец вправе соединить в одном административном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой и подлежащих рассмотрению по правилам КАС РФ, если из положений, регулирующих особенности производства по отдельным категориям административных дел, не следует иное. Так, исходя из взаимосвязанных положений части 8 статьи 208, статьи 212 КАС РФ не допускается рассмотрение в рамках дел об оспаривании нормативных правовых актов иных административных исковых требований.
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"53. По смыслу норм статей 124, 125 КАС РФ, административный истец вправе соединить в одном административном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой и подлежащих рассмотрению по правилам КАС РФ, если из положений, регулирующих особенности производства по отдельным категориям административных дел, не следует иное. Так, исходя из взаимосвязанных положений части 8 статьи 208, статьи 212 КАС РФ не допускается рассмотрение в рамках дел об оспаривании нормативных правовых актов иных административных исковых требований.
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)4) имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по данному административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или имеется определение суда об отказе в принятии административного искового заявления. Суд отказывает в принятии административного искового заявления об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете;
(ред. от 31.07.2025)4) имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по данному административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или имеется определение суда об отказе в принятии административного искового заявления. Суд отказывает в принятии административного искового заявления об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете;
Статья: К вопросу о допустимости иска о понуждении к принятию нормативного правового акта
(Чуряев А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)Следующим шагом на пути исследования исков о понуждении правотворческих органов к принятию нормативных правовых актов является установление процессуальных особенностей их рассмотрения судами.
(Чуряев А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)Следующим шагом на пути исследования исков о понуждении правотворческих органов к принятию нормативных правовых актов является установление процессуальных особенностей их рассмотрения судами.
Статья: Групповой иск: сравнительный анализ нормативных конструкций АПК, ГПК и КАС РФ
(Долганичев В.В.)
("Закон", 2021, N 2)Такой законодательный подход опять же является неверным. Дела по групповым искам очевидно сложнее, чем дела ординарного производства, но не столько в силу множества участников, сколько в силу множества юридических фактов, которые должен установить суд. Кроме того, административные дела рассматриваются как в соответствии с КАС, так и в соответствии с АПК РФ. Вполне возможно смоделировать ситуацию, при которой аналогичные по сути и сложности административные дела (например, об оспаривании нормативных правовых актов) по правилам группового производства будут рассматриваться в разные сроки. Или даже наоборот: административное дело в соответствии с КАС РФ окажется значительно сложнее, а максимально возможный срок рассмотрения его в порядке группового производства меньше в два раза.
(Долганичев В.В.)
("Закон", 2021, N 2)Такой законодательный подход опять же является неверным. Дела по групповым искам очевидно сложнее, чем дела ординарного производства, но не столько в силу множества участников, сколько в силу множества юридических фактов, которые должен установить суд. Кроме того, административные дела рассматриваются как в соответствии с КАС, так и в соответствии с АПК РФ. Вполне возможно смоделировать ситуацию, при которой аналогичные по сути и сложности административные дела (например, об оспаривании нормативных правовых актов) по правилам группового производства будут рассматриваться в разные сроки. Или даже наоборот: административное дело в соответствии с КАС РФ окажется значительно сложнее, а максимально возможный срок рассмотрения его в порядке группового производства меньше в два раза.
Статья: Практические проблемы обложения объектов недвижимости налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости
(Григорьев В.В., Сосновский С.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Если лицо полагает, что его объект включен в региональный перечень облагаемых по кадастровой стоимости неправомерно (поскольку не отвечает указанным в Кодексе и региональном законе признакам), то обжалуется соответствующее положение Перечня как нормативного акта. Следовательно, дела подсудны суду общей юрисдикции (уровня суда субъекта Федерации) и рассматриваются по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации "Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" со всеми их особенностями. Так, нет пресекательного срока на обращение в суд с момента утверждения Перечня: можно оспаривать Перечень как в период (календарный год), когда он действует, так и позднее, поскольку положения Перечня продолжают применяться к правоотношениям <7> (то есть определяют обязанность уплачивать налог за соответствующий год исходя из кадастровой стоимости) <8>.
(Григорьев В.В., Сосновский С.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Если лицо полагает, что его объект включен в региональный перечень облагаемых по кадастровой стоимости неправомерно (поскольку не отвечает указанным в Кодексе и региональном законе признакам), то обжалуется соответствующее положение Перечня как нормативного акта. Следовательно, дела подсудны суду общей юрисдикции (уровня суда субъекта Федерации) и рассматриваются по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации "Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" со всеми их особенностями. Так, нет пресекательного срока на обращение в суд с момента утверждения Перечня: можно оспаривать Перечень как в период (календарный год), когда он действует, так и позднее, поскольку положения Перечня продолжают применяться к правоотношениям <7> (то есть определяют обязанность уплачивать налог за соответствующий год исходя из кадастровой стоимости) <8>.
"Гражданское процессуальное право. Общая часть: учебник: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Также в КАС РФ закрепляется общее положение о том, что в Кодексе имеются иные основания для отказа в принятии административного искового заявления, предусмотренные положениями, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел (п. 5 ч. 1 ст. 128 КАС РФ). Примером такого положения может служить ч. 1 ст. 210 КАС РФ: определение об отказе в принятии административного искового заявления выносится в случае, если на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Также в КАС РФ закрепляется общее положение о том, что в Кодексе имеются иные основания для отказа в принятии административного искового заявления, предусмотренные положениями, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел (п. 5 ч. 1 ст. 128 КАС РФ). Примером такого положения может служить ч. 1 ст. 210 КАС РФ: определение об отказе в принятии административного искового заявления выносится в случае, если на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие.
Статья: Великое объединение: оспаривание нормативных правовых и административных актов в суде по одним процессуальным правилам
(Ильин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)Однако обсуждению возможности объединения производств должно предшествовать выяснение того, какие процессуальные особенности данной категории дел необходимы с точки зрения логики процессуального закона, а какие по существу являются случайными. Посмотрим в этом ключе на наиболее существенные процессуальные различия между производством по делам об оспаривании нормативных правовых актов и производством по делам об оспаривании административных актов. Можно ли объединить производства, учитывая имеющиеся сегодня между ними различия?
(Ильин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)Однако обсуждению возможности объединения производств должно предшествовать выяснение того, какие процессуальные особенности данной категории дел необходимы с точки зрения логики процессуального закона, а какие по существу являются случайными. Посмотрим в этом ключе на наиболее существенные процессуальные различия между производством по делам об оспаривании нормативных правовых актов и производством по делам об оспаривании административных актов. Можно ли объединить производства, учитывая имеющиеся сегодня между ними различия?
Вопрос: Каков порядок осуществления судебного абстрактного нормоконтроля?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- ограничения для объединения административных дел в одно производство: совместное рассмотрение и разрешение нескольких административных дел возможно в случае оспаривания одного и того же нормативного правового акта, а также оспаривания разных положений этого акта (ст. 212);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- ограничения для объединения административных дел в одно производство: совместное рассмотрение и разрешение нескольких административных дел возможно в случае оспаривания одного и того же нормативного правового акта, а также оспаривания разных положений этого акта (ст. 212);
Статья: Официальное опубликование нормативных правовых актов: вопросы теории и практики
(Куртяк И.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Судебный контроль за официальным опубликованием нормативных правовых актов осуществляется в сфере особого производства по делам оспаривания нормативных правовых актов полностью или в части. В статистике федеральных судов за 2020 г. количество дел по названному производству имеет тенденцию к снижению, и составило всего 0,1%, или менее 1 тыс. дел. Это свидетельствует о том, что официальное опубликование нормативных правовых актов как теоретическая категория в правоприменительной практике достаточно регулируется не только конституционными нормами права, но и нормами права отраслевого законодательства.
(Куртяк И.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Судебный контроль за официальным опубликованием нормативных правовых актов осуществляется в сфере особого производства по делам оспаривания нормативных правовых актов полностью или в части. В статистике федеральных судов за 2020 г. количество дел по названному производству имеет тенденцию к снижению, и составило всего 0,1%, или менее 1 тыс. дел. Это свидетельствует о том, что официальное опубликование нормативных правовых актов как теоретическая категория в правоприменительной практике достаточно регулируется не только конституционными нормами права, но и нормами права отраслевого законодательства.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. Рассмотрение вопроса о принятии административного искового заявления и возбуждение производства по делу об оспаривании нормативного правового акта осуществляются судьей в соответствии с общими правилами административного судопроизводства, предусмотренными ст. 127 - 130 КАС РФ, с учетом особенностей, установленных ст. 209 и 210 КАС РФ.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. Рассмотрение вопроса о принятии административного искового заявления и возбуждение производства по делу об оспаривании нормативного правового акта осуществляются судьей в соответствии с общими правилами административного судопроизводства, предусмотренными ст. 127 - 130 КАС РФ, с учетом особенностей, установленных ст. 209 и 210 КАС РФ.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи и п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" по смыслу норм ст. 124, 125 КАС РФ административный истец вправе соединить в одном административном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой и подлежащих рассмотрению по правилам КАС РФ, если из положений, регулирующих особенности производства по отдельным категориям административных дел, не следует иное. Так, исходя из взаимосвязанных положений ч. 8 ст. 208, ст. 212 КАС РФ не допускается рассмотрение в рамках дел об оспаривании нормативных правовых актов иных административных исковых требований.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи и п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" по смыслу норм ст. 124, 125 КАС РФ административный истец вправе соединить в одном административном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой и подлежащих рассмотрению по правилам КАС РФ, если из положений, регулирующих особенности производства по отдельным категориям административных дел, не следует иное. Так, исходя из взаимосвязанных положений ч. 8 ст. 208, ст. 212 КАС РФ не допускается рассмотрение в рамках дел об оспаривании нормативных правовых актов иных административных исковых требований.