Основания приостановления регистрации юридических лиц
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания приостановления регистрации юридических лиц (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Приостановление регистрации ликвидации юридического лица
(КонсультантПлюс, 2025)ООО... не соглашаясь... полагая, что основания для приостановления государственной регистрации прекращения юридического лица отсутствовали, поскольку в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы... обратилось в... суд...
(КонсультантПлюс, 2025)ООО... не соглашаясь... полагая, что основания для приостановления государственной регистрации прекращения юридического лица отсутствовали, поскольку в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы... обратилось в... суд...
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Приостановление государственной регистрации юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)При таких обстоятельствах... суды пришли к обоснованному выводу... что в рассматриваемом случае у инспекции отсутствовали основания для приостановления государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ..."
(КонсультантПлюс, 2025)При таких обстоятельствах... суды пришли к обоснованному выводу... что в рассматриваемом случае у инспекции отсутствовали основания для приостановления государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за январь 2024 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 3)Судебный запрет на ликвидацию юридического лица является самостоятельным и достаточным основанием для приостановления государственной регистрации ликвидации до отмены судебного запрета или наступления обстоятельств, указанных в судебном акте, которым наложен такой запрет.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 3)Судебный запрет на ликвидацию юридического лица является самостоятельным и достаточным основанием для приостановления государственной регистрации ликвидации до отмены судебного запрета или наступления обстоятельств, указанных в судебном акте, которым наложен такой запрет.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В соответствии с ч. 8.2 комментируемой статьи осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по указанному основанию приостанавливается до поступления в орган регистрации прав заключения о финансовой обеспеченности юридического лица, индивидуального предпринимателя или уведомления о сделке, предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В соответствии с ч. 8.2 комментируемой статьи осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по указанному основанию приостанавливается до поступления в орган регистрации прав заключения о финансовой обеспеченности юридического лица, индивидуального предпринимателя или уведомления о сделке, предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды.
Нормативные акты
Федеральный закон от 04.08.2023 N 470-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями"2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, на основании решения арбитражного суда о приостановлении осуществления прав вносит в единый государственный реестр юридических лиц изменения о включении в фирменное наименование экономически значимой организации, являющейся непубличным акционерным обществом, указания на то, что экономически значимая организация является публичным акционерным обществом, а в случае включения в фирменное наименование экономически значимой организации, являющейся обществом с ограниченной ответственностью, вносит сведения о преобразовании общества с ограниченной ответственностью в акционерное общество и включении в фирменное наименование указания на то, что экономически значимая организация является публичным акционерным обществом. Указанные изменения вносятся регистрирующим органом без предоставления экономически значимой организацией заявления и иных документов, предоставление которых предусмотрено Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в срок не позднее двадцати рабочих дней со дня предоставления решения арбитражного суда. Экономически значимая организация считается получившей публичный статус (статус публичного акционерного общества) со дня внесения данных изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
(ред. от 31.07.2025)
"Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями"2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, на основании решения арбитражного суда о приостановлении осуществления прав вносит в единый государственный реестр юридических лиц изменения о включении в фирменное наименование экономически значимой организации, являющейся непубличным акционерным обществом, указания на то, что экономически значимая организация является публичным акционерным обществом, а в случае включения в фирменное наименование экономически значимой организации, являющейся обществом с ограниченной ответственностью, вносит сведения о преобразовании общества с ограниченной ответственностью в акционерное общество и включении в фирменное наименование указания на то, что экономически значимая организация является публичным акционерным обществом. Указанные изменения вносятся регистрирующим органом без предоставления экономически значимой организацией заявления и иных документов, предоставление которых предусмотрено Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в срок не позднее двадцати рабочих дней со дня предоставления решения арбитражного суда. Экономически значимая организация считается получившей публичный статус (статус публичного акционерного общества) со дня внесения данных изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
<Письмо> ФНС России от 01.08.2024 N КВ-4-14/8764@
<О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2024)>2.2. В силу принципа общеобязательности судебных постановлений для всех без исключения органов государственной власти (статья 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статья 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) при поступлении в налоговую службу взаимоисключающих судебных актов - определения арбитражного суда о завершении дела о банкротстве и определения суда о запрете на совершение этого действия, возникает коллизия, которая должна разрешаться в пользу запрета на ликвидацию юридического лица. Ликвидация юридического лица после завершения дела о его банкротстве (пункт 3 статьи 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)") представляет собой обычную процедуру для случаев, если нет иных препятствий. Таковыми могут быть обстоятельства судебных дел, рассматриваемых иными судами. Поэтому судебному акту об обеспечении иска (обеспечительных мерах, мерах предварительной защиты), принятым в рамках других судебных споров, должен быть отдан приоритет. Судебный запрет на ликвидацию юридического лица является самостоятельным и достаточным основанием для приостановления государственной регистрации ликвидации до отмены судебного запрета или наступления обстоятельств, указанных в судебном акте, которым наложен такой запрет.
<О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2024)>2.2. В силу принципа общеобязательности судебных постановлений для всех без исключения органов государственной власти (статья 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статья 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) при поступлении в налоговую службу взаимоисключающих судебных актов - определения арбитражного суда о завершении дела о банкротстве и определения суда о запрете на совершение этого действия, возникает коллизия, которая должна разрешаться в пользу запрета на ликвидацию юридического лица. Ликвидация юридического лица после завершения дела о его банкротстве (пункт 3 статьи 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)") представляет собой обычную процедуру для случаев, если нет иных препятствий. Таковыми могут быть обстоятельства судебных дел, рассматриваемых иными судами. Поэтому судебному акту об обеспечении иска (обеспечительных мерах, мерах предварительной защиты), принятым в рамках других судебных споров, должен быть отдан приоритет. Судебный запрет на ликвидацию юридического лица является самостоятельным и достаточным основанием для приостановления государственной регистрации ликвидации до отмены судебного запрета или наступления обстоятельств, указанных в судебном акте, которым наложен такой запрет.
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)По общему правилу на завершающей стадии государственной регистрации юридического лица уполномоченным органом рассматриваются документы, поданные на регистрацию, и по результатам положительной экспертизы принимается решение о регистрации и внесении сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ. При рассмотрении представленных на регистрацию документов специально уполномоченным государственным органом осуществляется их проверка на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления процедуры государственной регистрации или для отказа в государственной регистрации (при наличии предусмотренных оснований) <325>. Однако государственная регистрация публично-правовой компании имеет совершенно иное значение и представляет собой исключительно техническую процедуру, не предполагающую возможность проверки представленных на регистрацию компании документов, приостановления регистрации либо отказа в ее осуществлении. Так, Правительством РФ посредством издания нормативных актов, опосредующих создание компаний, даются указания уполномоченным органам государственной власти (в том числе налоговому органу) обеспечить государственную регистрацию компаний, а также устанавливаются конкретные сроки для такой регистрации <326>. Иными словами, общий порядок регистрации юридических лиц к публично-правовым компаниям неприменим.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)По общему правилу на завершающей стадии государственной регистрации юридического лица уполномоченным органом рассматриваются документы, поданные на регистрацию, и по результатам положительной экспертизы принимается решение о регистрации и внесении сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ. При рассмотрении представленных на регистрацию документов специально уполномоченным государственным органом осуществляется их проверка на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления процедуры государственной регистрации или для отказа в государственной регистрации (при наличии предусмотренных оснований) <325>. Однако государственная регистрация публично-правовой компании имеет совершенно иное значение и представляет собой исключительно техническую процедуру, не предполагающую возможность проверки представленных на регистрацию компании документов, приостановления регистрации либо отказа в ее осуществлении. Так, Правительством РФ посредством издания нормативных актов, опосредующих создание компаний, даются указания уполномоченным органам государственной власти (в том числе налоговому органу) обеспечить государственную регистрацию компаний, а также устанавливаются конкретные сроки для такой регистрации <326>. Иными словами, общий порядок регистрации юридических лиц к публично-правовым компаниям неприменим.
Вопрос: В каком порядке производится реорганизация в форме присоединения АО к ООО?
(Консультация эксперта, 2025)На основании уведомления по форме Р12003 регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридические лица находятся в процессе реорганизации. После внесения записи в ЕГРЮЛ дважды с периодичностью один раз в месяц следует публиковать сообщение о регистрации в журнале "Вестник государственной регистрации", чтобы уведомить кредиторов обществ (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. п. 1 - 2 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ)).
(Консультация эксперта, 2025)На основании уведомления по форме Р12003 регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридические лица находятся в процессе реорганизации. После внесения записи в ЕГРЮЛ дважды с периодичностью один раз в месяц следует публиковать сообщение о регистрации в журнале "Вестник государственной регистрации", чтобы уведомить кредиторов обществ (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. п. 1 - 2 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ)).
Готовое решение: Когда и на какой срок могут приостановить госрегистрацию юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)Регистрирующий орган может приостановить госрегистрацию только в случае возникновения у него обоснованных сомнений в достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. Регистрация приостанавливается для проверки достоверности таких сведений (п. п. 4.2, 4.4 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).
(КонсультантПлюс, 2025)Регистрирующий орган может приостановить госрегистрацию только в случае возникновения у него обоснованных сомнений в достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. Регистрация приостанавливается для проверки достоверности таких сведений (п. п. 4.2, 4.4 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за октябрь 2023 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12)Согласно абз. 3 п. 3 указанной статьи определение о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до момента внесения записи о ликвидации должника в государственный реестр. При этом в силу абз. 4, 5 названного пункта обжалование упомянутого определения приостанавливает его исполнение. Такое приостановление происходит непосредственно в силу прямого указания закона и не требует заявления соответствующего ходатайства. Оно осуществляется на основании определения о принятии апелляционной жалобы к производству, которое суд апелляционной инстанции направляет в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12)Согласно абз. 3 п. 3 указанной статьи определение о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до момента внесения записи о ликвидации должника в государственный реестр. При этом в силу абз. 4, 5 названного пункта обжалование упомянутого определения приостанавливает его исполнение. Такое приостановление происходит непосредственно в силу прямого указания закона и не требует заявления соответствующего ходатайства. Оно осуществляется на основании определения о принятии апелляционной жалобы к производству, которое суд апелляционной инстанции направляет в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Готовое решение: Как перейти на учет в другую налоговую инспекцию
(КонсультантПлюс, 2025)Если не будет причин для отказа или приостановления регистрации, то в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов инспекция зарегистрирует изменения в уставе и внесет запись о новом адресе в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 18 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).
(КонсультантПлюс, 2025)Если не будет причин для отказа или приостановления регистрации, то в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов инспекция зарегистрирует изменения в уставе и внесет запись о новом адресе в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 18 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4. В ч. 4 комментируемой статьи говорится о ситуациях, когда жилое помещение приобретается с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации (чаще всего речь идет о получении ипотечного кредита) либо средств целевого займа, предоставленного другим юридическим лицом. В таких случаях приостановление государственной регистрации прав, связанных с отчуждением или обременением жилого помещения допускается только на основании совместного заявления сторон сделки с приложением документа, выражающего согласие на это кредитора (заимодавца), либо на основании заявления нотариуса. Указание на заявление нотариуса о приостановлении государственной регистрации прав, связанных с отчуждением или обременением жилого помещения как основание приостановления государственной регистрации прав было введено Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ. Законодатель не уточняет, о каком именно заявлении нотариуса идет речь. Очевидно, речь идет о части четвертой ст. 11.1 Основ законодательства о нотариате, введенной Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ, согласно которой нотариус, нотариальная палата имеют право обратиться в орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности с заявлением о приобретении объекта недвижимого имущества, приватизация которого осуществляется путем его продажи на аукционе или на конкурсе.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4. В ч. 4 комментируемой статьи говорится о ситуациях, когда жилое помещение приобретается с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации (чаще всего речь идет о получении ипотечного кредита) либо средств целевого займа, предоставленного другим юридическим лицом. В таких случаях приостановление государственной регистрации прав, связанных с отчуждением или обременением жилого помещения допускается только на основании совместного заявления сторон сделки с приложением документа, выражающего согласие на это кредитора (заимодавца), либо на основании заявления нотариуса. Указание на заявление нотариуса о приостановлении государственной регистрации прав, связанных с отчуждением или обременением жилого помещения как основание приостановления государственной регистрации прав было введено Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ. Законодатель не уточняет, о каком именно заявлении нотариуса идет речь. Очевидно, речь идет о части четвертой ст. 11.1 Основ законодательства о нотариате, введенной Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ, согласно которой нотариус, нотариальная палата имеют право обратиться в орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности с заявлением о приобретении объекта недвижимого имущества, приватизация которого осуществляется путем его продажи на аукционе или на конкурсе.