Основания для проведения внеплановой проверки Ростехнадзора
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для проведения внеплановой проверки Ростехнадзора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 N 11АП-20196/2023 по делу N А49-7808/2022
Требование: О признании незаконным решения об отказе в продлении сроков исполнения предписаний.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Суд первой инстанции правильно указал на то, что принятие обществом решения о ликвидации ОПО в целях устранения обстоятельств, послуживших основанием к выдаче ему заинтересованным лицом обжалуемого Предписания, не является основанием для признания его недействительным, поскольку на момент проведения Управлением Ростехнадзора внеплановой проверки, в связи с истечением сроков исполнения ранее выданных Предписаний (28.03.2022 и 20.06.2022) обществом соответствующие меры не были предприняты, ОПО было исключено из Реестра ОПО только - 16.08.2022, а иные мероприятия для устранения выявленных нарушений обществом также не принимались, при этом надлежащих доказательств обратного заявителем в нарушение требований ч. 1 ст. 65 АПК РФ не было представлено.
Требование: О признании незаконным решения об отказе в продлении сроков исполнения предписаний.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Суд первой инстанции правильно указал на то, что принятие обществом решения о ликвидации ОПО в целях устранения обстоятельств, послуживших основанием к выдаче ему заинтересованным лицом обжалуемого Предписания, не является основанием для признания его недействительным, поскольку на момент проведения Управлением Ростехнадзора внеплановой проверки, в связи с истечением сроков исполнения ранее выданных Предписаний (28.03.2022 и 20.06.2022) обществом соответствующие меры не были предприняты, ОПО было исключено из Реестра ОПО только - 16.08.2022, а иные мероприятия для устранения выявленных нарушений обществом также не принимались, при этом надлежащих доказательств обратного заявителем в нарушение требований ч. 1 ст. 65 АПК РФ не было представлено.
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2024 N 16АП-4657/2023 по делу N А61-2093/2023
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.14.03.2023 Ростехнадзором принято решение N Р-413-15 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Газпром газораспределение Владикавказ" на основании мотивированного представления главного государственного инспектора отдела общепромышленного и горного надзора по РСО-Алания Бясова В.О. от 14.03.2023 N Сл-413-11 о наличии у контрольного (надзорного) органа сведений об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям.
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.14.03.2023 Ростехнадзором принято решение N Р-413-15 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Газпром газораспределение Владикавказ" на основании мотивированного представления главного государственного инспектора отдела общепромышленного и горного надзора по РСО-Алания Бясова В.О. от 14.03.2023 N Сл-413-11 о наличии у контрольного (надзорного) органа сведений об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Ведышева Н.О., Майборода В.А., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пример. На основании распоряжения руководителя Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора была проведена внеплановая выездная проверка ООО "СМУ-47 и К" на предмет соблюдения обязательных требований законодательства в области промышленной безопасности. В ходе проведения проверки ООО "СМУ-47 и К" были установлены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации системы газопотребления предприятия. Также установлено, что у ООО "СМУ-47 и К" отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте, что является нарушением законодательства. Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО "СМУ-47 и К" протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о назначении административного наказания.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Ведышева Н.О., Майборода В.А., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пример. На основании распоряжения руководителя Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора была проведена внеплановая выездная проверка ООО "СМУ-47 и К" на предмет соблюдения обязательных требований законодательства в области промышленной безопасности. В ходе проведения проверки ООО "СМУ-47 и К" были установлены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации системы газопотребления предприятия. Также установлено, что у ООО "СМУ-47 и К" отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте, что является нарушением законодательства. Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО "СМУ-47 и К" протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о назначении административного наказания.
Последние изменения: Проверки Ростехнадзора (осуществление Ростехнадзором контроля (надзора))
(КонсультантПлюс, 2025)Уточнено, что в 2023 г. Ростехнадзор может проводить внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки только по определенному перечню оснований. В ряде случаев они проводятся по согласованию с органами прокуратуры, например при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований (пп. "а" п. 3 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336).
(КонсультантПлюс, 2025)Уточнено, что в 2023 г. Ростехнадзор может проводить внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки только по определенному перечню оснований. В ряде случаев они проводятся по согласованию с органами прокуратуры, например при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований (пп. "а" п. 3 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336).
Нормативные акты
Приказ Ростехнадзора от 25.07.2013 N 325
(ред. от 09.10.2017)
"Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2014 N 31219)59. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Ростехнадзор или его территориальный орган, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пунктах 57 и 57.1 настоящего Административного регламента, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В случае если изложенная в обращении или заявлении информация может являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо Ростехнадзора или его территориального органа при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
(ред. от 09.10.2017)
"Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2014 N 31219)59. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Ростехнадзор или его территориальный орган, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пунктах 57 и 57.1 настоящего Административного регламента, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В случае если изложенная в обращении или заявлении информация может являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо Ростехнадзора или его территориального органа при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
<Информация> Ростехнадзора
"Об осуществлении Ростехнадзором государственного надзора в области безопасного использования лифтов"Кроме того, приказом Ростехнадзора от 17.02.2023 N 72 утвержден перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного надзора, которые будут использоваться при определении параметров объекта контроля, отклонение от которых будет свидетельствовать о высокой степени риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и являться основанием для проведения внеплановых проверок при осуществлении Ростехнадзором государственного надзора в отношении лифтов.
"Об осуществлении Ростехнадзором государственного надзора в области безопасного использования лифтов"Кроме того, приказом Ростехнадзора от 17.02.2023 N 72 утвержден перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного надзора, которые будут использоваться при определении параметров объекта контроля, отклонение от которых будет свидетельствовать о высокой степени риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и являться основанием для проведения внеплановых проверок при осуществлении Ростехнадзором государственного надзора в отношении лифтов.
Вопрос: Разъясните отдельные требования законодательства Российской Федерации в части проведения Ростехнадзором проверок саморегулируемых организаций. Как часто Ростехнадзор может проводить проверки саморегулируемой организации и что является основанием для проведения проверок?
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2021)Ответ: Согласно пункту 4 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) и пункту 3 Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1202, к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок саморегулируемых организаций, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей их организации и проведения, установленных федеральными законами, регулирующими соответствующий вид профессиональной или предпринимательской деятельности. Особенности организации и проведения проверок саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе основания для проведения внеплановых проверок, установлены статьей 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 3 указанной статьи плановая проверка деятельности саморегулируемой организации проводится в соответствии с планом, утвержденным органом надзора за саморегулируемыми организациями. Данный план не требует согласования и утверждается органом надзора за саморегулируемыми организациями самостоятельно. Периодичность плановых проверок и основания включения саморегулируемых организаций в план проведения плановых проверок территориальными органами Ростехнадзора установлены пунктом 46 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 25.07.2013 N 325 (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2014, рег. N 31219), а именно: - истечение одного года со дня внесения сведений о саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций; - истечение двух лет со дня окончания проведения последней плановой проверки. Основания для проведения внеплановых проверок установлены частью 4 статьи 55.19 Кодекса и пунктом 57 Административного регламента. Срок проведения плановых и внеплановых проверок саморегулируемых организаций составляет 10 рабочих дней. По результатам проверки должностными лицами Ростехнадзора, проводящими проверку, составляется акт проверки по форме, установленной Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141. Порядок составления акта проверки и перечень указываемых в нем сведений установлены пунктами 64 - 71 Административного регламента. В соответствии с пунктом 77 Административного регламента в случае выявления нарушений в деятельности саморегулируемой организации должностными лицами, уполномоченными на проведение проверок, принимаются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе: - вынесение предписания об устранении выявленных нарушений; - возбуждение дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц и юридического лица; - направление документов в органы внутренних дел, прокуратуры, иные контрольно-надзорные органы (в случае выявления нарушения саморегулируемыми организациями нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за соблюдением требований которых не входит в компетенцию Ростехнадзора). Согласно пункту 79 Административного регламента в случае выявления нарушений саморегулируемой организацией требований законодательства Российской Федерации составляется предписание об их устранении, в котором указываются: - дата вынесения предписания; - наименование и адрес места нахождения саморегулируемой организации, по которому направляется предписание; - содержание нарушений (с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, которые нарушены, и (или) конкретных действий, противоречащих уставным целям); - срок устранения нарушения; - порядок информирования Ростехнадзора (территориального органа) об устранении нарушений.
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2021)Ответ: Согласно пункту 4 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) и пункту 3 Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1202, к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок саморегулируемых организаций, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей их организации и проведения, установленных федеральными законами, регулирующими соответствующий вид профессиональной или предпринимательской деятельности. Особенности организации и проведения проверок саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе основания для проведения внеплановых проверок, установлены статьей 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 3 указанной статьи плановая проверка деятельности саморегулируемой организации проводится в соответствии с планом, утвержденным органом надзора за саморегулируемыми организациями. Данный план не требует согласования и утверждается органом надзора за саморегулируемыми организациями самостоятельно. Периодичность плановых проверок и основания включения саморегулируемых организаций в план проведения плановых проверок территориальными органами Ростехнадзора установлены пунктом 46 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 25.07.2013 N 325 (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2014, рег. N 31219), а именно: - истечение одного года со дня внесения сведений о саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций; - истечение двух лет со дня окончания проведения последней плановой проверки. Основания для проведения внеплановых проверок установлены частью 4 статьи 55.19 Кодекса и пунктом 57 Административного регламента. Срок проведения плановых и внеплановых проверок саморегулируемых организаций составляет 10 рабочих дней. По результатам проверки должностными лицами Ростехнадзора, проводящими проверку, составляется акт проверки по форме, установленной Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141. Порядок составления акта проверки и перечень указываемых в нем сведений установлены пунктами 64 - 71 Административного регламента. В соответствии с пунктом 77 Административного регламента в случае выявления нарушений в деятельности саморегулируемой организации должностными лицами, уполномоченными на проведение проверок, принимаются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе: - вынесение предписания об устранении выявленных нарушений; - возбуждение дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц и юридического лица; - направление документов в органы внутренних дел, прокуратуры, иные контрольно-надзорные органы (в случае выявления нарушения саморегулируемыми организациями нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за соблюдением требований которых не входит в компетенцию Ростехнадзора). Согласно пункту 79 Административного регламента в случае выявления нарушений саморегулируемой организацией требований законодательства Российской Федерации составляется предписание об их устранении, в котором указываются: - дата вынесения предписания; - наименование и адрес места нахождения саморегулируемой организации, по которому направляется предписание; - содержание нарушений (с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, которые нарушены, и (или) конкретных действий, противоречащих уставным целям); - срок устранения нарушения; - порядок информирования Ростехнадзора (территориального органа) об устранении нарушений.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)истечение двух лет со дня окончания проведения последней плановой проверки.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)истечение двух лет со дня окончания проведения последней плановой проверки.