Основания для отказа в согласовании схемы расположения земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для отказа в согласовании схемы расположения земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 11.10 "Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" ЗК РФ"Приведенный в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса перечень, не содержит в качестве основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка отсутствие согласования границы земельного участка со всеми остальными собственниками объектов недвижимости."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.15 "Предварительное согласование предоставления земельного участка" ЗК РФ"Также судебная коллегия обращает внимание на то, что в силу п. 17 ст. 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Или другой пример, поскольку в качестве основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка административным ответчиком указано на несоответствие схемы расположения земельного участка проекту планировки территории, утвержденному Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 22.04.2019 N 1437, оценка соответствия представленной схемы расположения земельного участка указанному акту органа местного самоуправления входит в предмет доказывания при разрешении настоящего спора. Однако в ходе рассмотрения дела не установлены и не получили правовой оценки обстоятельства нахождения образуемого земельного участка в границах территории общего пользования. Имеющиеся сведения о проекте планировки территории, предоставленные в материалах административного дела, представлены в виде, не соответствующем требованиям ч. 4 ст. 70 КАС РФ, поскольку не отражают юридически значимое содержание данного документа. Мер по истребованию надлежащей копии проекта межевания территории, в том числе применительно к спорной территории, в ходе рассмотрения дела судами принято не было. В соответствии с чем суд пришел к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, подлежащие обязательному исследованию и соответствующей оценке в ходе судебного разбирательства судами не установлены <1>.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Или другой пример, поскольку в качестве основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка административным ответчиком указано на несоответствие схемы расположения земельного участка проекту планировки территории, утвержденному Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 22.04.2019 N 1437, оценка соответствия представленной схемы расположения земельного участка указанному акту органа местного самоуправления входит в предмет доказывания при разрешении настоящего спора. Однако в ходе рассмотрения дела не установлены и не получили правовой оценки обстоятельства нахождения образуемого земельного участка в границах территории общего пользования. Имеющиеся сведения о проекте планировки территории, предоставленные в материалах административного дела, представлены в виде, не соответствующем требованиям ч. 4 ст. 70 КАС РФ, поскольку не отражают юридически значимое содержание данного документа. Мер по истребованию надлежащей копии проекта межевания территории, в том числе применительно к спорной территории, в ходе рассмотрения дела судами принято не было. В соответствии с чем суд пришел к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, подлежащие обязательному исследованию и соответствующей оценке в ходе судебного разбирательства судами не установлены <1>.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Суды трех инстанций признали необоснованными доводы Управления о том, что цель использования земельного участка, указанная в заявлении, не соответствует разрешенному использованию земельного участка, указанному в кадастровом паспорте. Также суды посчитали, что Управлением не представлены доказательства, указывающие на несоответствие схемы расположения земельного участка предъявляемым требованиям, что явилось основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка (см. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 июля 2017 г. по делу N А10-4287/2016).
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Суды трех инстанций признали необоснованными доводы Управления о том, что цель использования земельного участка, указанная в заявлении, не соответствует разрешенному использованию земельного участка, указанному в кадастровом паспорте. Также суды посчитали, что Управлением не представлены доказательства, указывающие на несоответствие схемы расположения земельного участка предъявляемым требованиям, что явилось основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка (см. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 июля 2017 г. по делу N А10-4287/2016).
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"6. Отказ в согласовании схемы допускается только в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка и (или) лесничества, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах такого лесничества. В этом случае к уведомлению об отказе в согласовании схемы должны быть приложены документы, подтверждающие пересечение границ образуемого земельного участка и границ лесного участка и (или) лесничества, с приложением схемы, на которой отображается местоположение части границы лесного участка, лесничества, с которой пересекаются границы образуемого земельного участка, либо документы, подтверждающие нахождение данного земельного участка в границах лесничества.
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"6. Отказ в согласовании схемы допускается только в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка и (или) лесничества, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах такого лесничества. В этом случае к уведомлению об отказе в согласовании схемы должны быть приложены документы, подтверждающие пересечение границ образуемого земельного участка и границ лесного участка и (или) лесничества, с приложением схемы, на которой отображается местоположение части границы лесного участка, лесничества, с которой пересекаются границы образуемого земельного участка, либо документы, подтверждающие нахождение данного земельного участка в границах лесничества.
Вопрос: Может ли быть отказано в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование по итогам рассмотрения заявления?
("Официальный сайт Минвостокразвития России", 2021)Ответ: Да, такие основания предусмотрены законом. Так, может быть отказано в случаях, если: - испрашиваемый участок уже предоставлен на правах владения или пользования иным лицам; - находится в собственности гражданина или юридического лица; - на участке находятся здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, которые принадлежат гражданам, юридическим лицам, либо находятся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, когда на участке размещены сооружения, размещение которых допускается на условиях сервитута или п. 3 ст. ст. 39 - 36 Земельного кодекса Российской Федерации (водопроводы, линии электропередач, трансформаторные подстанции, нефтепроводы, геодезические и межевые знаки, линии связи, проезды, пожарные водоемы); - участок зарезервирован или изъят для государственных или муниципальных нужд, изъят из оборота или ограничен в обороте; - в отношении участка принято решение о предварительном согласовании предоставления участка; - выявлено полное или частичное совпадение местоположения участка с местоположением участка, образуемого по ранее принятому решению об утверждении схемы размещения земельного участка; - образование участка в соответствии со схемой его размещения связано с пересечением границ муниципальных образований и (или) населенных пунктов, лесничеств, лесопарков, территориальных зон (в последних 3 случаях возможно положительное решение для размещения гидротехнических, линейных объектов, изучения недр и разработки ископаемых); не позволяет эксплуатировать находящийся на нем объект недвижимости; не позволяет использовать участок в соответствии с разрешенным использованием; приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, невозможности размещения объектов недвижимости; - испрашиваемый участок находится в пределах территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории или договор о комплексном освоении территории; - испрашиваемый земельный участок является предметом аукциона или в его отношении поступило заявление о проведении аукциона; - в отношении испрашиваемого участка размещено извещение о его предоставлении для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства; - испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального, регионального, местного значения; - испрашиваемый участок указан в лицензии на пользование недрами, либо подана заявка на предоставление в пользование участка недр, над поверхностью которых находится участок, участок входит в федеральный фонд резервных участков недр; - испрашиваемый участок используется или подлежит передаче для использования в сфере охотничьего хозяйства; - участок находится в границах территории опережающего социально-экономического развития, особой экономической зоны или зоны территориального развития; - участок находится в границах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; - участок является земельным участком общего пользования; - границы участка полностью или частично совпадают, пересекают границы земельных участков, которые не могут быть переданы в пользование по вышеуказанным основаниям; - заявление подано гражданином, с которым ранее уже был заключен договор о безвозмездном пользовании земельным участком согласно условиям данной программы. Кроме этого, до 1 января 2018 года основаниями для отказа также являются следующие основания: - в отношении испрашиваемого участка до 1 марта 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта и со дня вынесения такого решения не прошло три года; - в отношении испрашиваемого участка до 1 марта 2015 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления, не связанных со строительством и (или) эксплуатацией зданий, сооружений; в целях предоставления такого участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; - в отношении испрашиваемого участка до 1 марта 2015 года опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства; - в отношении испрашиваемого участка до 1 марта 2015 года опубликовано сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
("Официальный сайт Минвостокразвития России", 2021)Ответ: Да, такие основания предусмотрены законом. Так, может быть отказано в случаях, если: - испрашиваемый участок уже предоставлен на правах владения или пользования иным лицам; - находится в собственности гражданина или юридического лица; - на участке находятся здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, которые принадлежат гражданам, юридическим лицам, либо находятся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, когда на участке размещены сооружения, размещение которых допускается на условиях сервитута или п. 3 ст. ст. 39 - 36 Земельного кодекса Российской Федерации (водопроводы, линии электропередач, трансформаторные подстанции, нефтепроводы, геодезические и межевые знаки, линии связи, проезды, пожарные водоемы); - участок зарезервирован или изъят для государственных или муниципальных нужд, изъят из оборота или ограничен в обороте; - в отношении участка принято решение о предварительном согласовании предоставления участка; - выявлено полное или частичное совпадение местоположения участка с местоположением участка, образуемого по ранее принятому решению об утверждении схемы размещения земельного участка; - образование участка в соответствии со схемой его размещения связано с пересечением границ муниципальных образований и (или) населенных пунктов, лесничеств, лесопарков, территориальных зон (в последних 3 случаях возможно положительное решение для размещения гидротехнических, линейных объектов, изучения недр и разработки ископаемых); не позволяет эксплуатировать находящийся на нем объект недвижимости; не позволяет использовать участок в соответствии с разрешенным использованием; приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, невозможности размещения объектов недвижимости; - испрашиваемый участок находится в пределах территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории или договор о комплексном освоении территории; - испрашиваемый земельный участок является предметом аукциона или в его отношении поступило заявление о проведении аукциона; - в отношении испрашиваемого участка размещено извещение о его предоставлении для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства; - испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального, регионального, местного значения; - испрашиваемый участок указан в лицензии на пользование недрами, либо подана заявка на предоставление в пользование участка недр, над поверхностью которых находится участок, участок входит в федеральный фонд резервных участков недр; - испрашиваемый участок используется или подлежит передаче для использования в сфере охотничьего хозяйства; - участок находится в границах территории опережающего социально-экономического развития, особой экономической зоны или зоны территориального развития; - участок находится в границах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; - участок является земельным участком общего пользования; - границы участка полностью или частично совпадают, пересекают границы земельных участков, которые не могут быть переданы в пользование по вышеуказанным основаниям; - заявление подано гражданином, с которым ранее уже был заключен договор о безвозмездном пользовании земельным участком согласно условиям данной программы. Кроме этого, до 1 января 2018 года основаниями для отказа также являются следующие основания: - в отношении испрашиваемого участка до 1 марта 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта и со дня вынесения такого решения не прошло три года; - в отношении испрашиваемого участка до 1 марта 2015 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления, не связанных со строительством и (или) эксплуатацией зданий, сооружений; в целях предоставления такого участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; - в отношении испрашиваемого участка до 1 марта 2015 года опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства; - в отношении испрашиваемого участка до 1 марта 2015 года опубликовано сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Ситуация: Каков порядок увеличения площади земельного участка, принадлежащего гражданину, за счет государственных или муниципальных земель?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Уполномоченный орган должен рассмотреть заявление в срок не более 30 дней со дня его поступления. Указанный срок может быть продлен, но не более чем до 45 дней, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой его предстоит образовать, подлежит согласованию.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Уполномоченный орган должен рассмотреть заявление в срок не более 30 дней со дня его поступления. Указанный срок может быть продлен, но не более чем до 45 дней, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой его предстоит образовать, подлежит согласованию.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Однако есть и другой подход, например, в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2019 N 49-КА19-8 указывается, что положения ст. 39.29 ЗК РФ предусматривают соблюдение ряда последовательных процедур, которые заканчиваются заключением соглашения о перераспределении земельных участков после согласования уполномоченным органом схемы расположения земельного участка, постановки заявителем на кадастровый учет образуемого земельного участка, если только не имеется оснований, предусмотренных п. 14 ст. 39.29 ЗК РФ (т.е. основания для отказа, предусмотренные п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, должны быть выявлены ранее, при изначальном рассмотрении вопроса о даче согласия на заключение соглашения о перераспределении, а не после проведения правообладателем кадастровых работ).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Однако есть и другой подход, например, в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2019 N 49-КА19-8 указывается, что положения ст. 39.29 ЗК РФ предусматривают соблюдение ряда последовательных процедур, которые заканчиваются заключением соглашения о перераспределении земельных участков после согласования уполномоченным органом схемы расположения земельного участка, постановки заявителем на кадастровый учет образуемого земельного участка, если только не имеется оснований, предусмотренных п. 14 ст. 39.29 ЗК РФ (т.е. основания для отказа, предусмотренные п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, должны быть выявлены ранее, при изначальном рассмотрении вопроса о даче согласия на заключение соглашения о перераспределении, а не после проведения правообладателем кадастровых работ).
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ практики вовлечения в хозяйственный оборот земельных ресурсов Российской Федерации в 2021 - 2022 годах и истекшем периоде 2023 года" (результаты мероприятия учитываются в рамках КОКМ "Анализ эффективности системы межбюджетных отношений")
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Отсутствие однозначного описания границ лесничеств в установленной на территории Российской Федерации системе координат приводит к тому, что при согласовании схемы расположения земельного участка согласно заключению уполномоченного органа пересечение образуемого земельного участка с землями лесного фонда отсутствует, а после постановки участка на кадастровый учет в соответствии с новым заключением того же уполномоченного органа указывается на наличие выявленного пересечения с лесным массивом, что является основанием для отказа в предоставлении земельного участка и влечет дополнительные расходы, в том числе региональных бюджетов, на устранение данного пересечения путем исключения земель лесного фонда из границ земельного участка. А в случаях, когда испрашиваемый земельный участок находится в границах особо охраняемых природных территорий, на которые не распространяется "лесная амнистия" <48>, подтверждение права собственности субъекта Российской Федерации осуществляется в судебном порядке, занимающем длительное время, в течение которого вовлечение земельных участков в гражданско-правовой оборот невозможно.
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Отсутствие однозначного описания границ лесничеств в установленной на территории Российской Федерации системе координат приводит к тому, что при согласовании схемы расположения земельного участка согласно заключению уполномоченного органа пересечение образуемого земельного участка с землями лесного фонда отсутствует, а после постановки участка на кадастровый учет в соответствии с новым заключением того же уполномоченного органа указывается на наличие выявленного пересечения с лесным массивом, что является основанием для отказа в предоставлении земельного участка и влечет дополнительные расходы, в том числе региональных бюджетов, на устранение данного пересечения путем исключения земель лесного фонда из границ земельного участка. А в случаях, когда испрашиваемый земельный участок находится в границах особо охраняемых природных территорий, на которые не распространяется "лесная амнистия" <48>, подтверждение права собственности субъекта Российской Федерации осуществляется в судебном порядке, занимающем длительное время, в течение которого вовлечение земельных участков в гражданско-правовой оборот невозможно.
Вопрос: О реализации положений Федерального закона от 05.04.2021 N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". О "гаражной амнистии".
("Официальный сайт Росреестра", 2022)Какие могут быть причины отказа в предварительном согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и передачи земельного участка в собственность?
("Официальный сайт Росреестра", 2022)Какие могут быть причины отказа в предварительном согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и передачи земельного участка в собственность?
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации за март 2025 года по вопросам частного права
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Михайлова В.С., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 5)Оспаривание в административном процессе решения, которым истцу было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления бесплатно в собственность земельного участка, не разрешает частноправовой спор о праве собственности на землю, который рассматривается судом в порядке гражданского судопроизводства и в сравнении с административным иском имеет разные предмет и основание. В связи с этим отсутствие оспаривания данного решения истцом не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Михайлова В.С., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 5)Оспаривание в административном процессе решения, которым истцу было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления бесплатно в собственность земельного участка, не разрешает частноправовой спор о праве собственности на землю, который рассматривается судом в порядке гражданского судопроизводства и в сравнении с административным иском имеет разные предмет и основание. В связи с этим отсутствие оспаривания данного решения истцом не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска.
Статья: Перераспределение земельных участков
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- предусматривается перераспределение земельного участка, являющегося предметом аукциона, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- предусматривается перераспределение земельного участка, являющегося предметом аукциона, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;