Основания для отказа в перераспределении земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для отказа в перераспределении земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 39.29 "Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности" ЗК РФАнализ приведенных положений позволяет сделать вывод об исчерпывающих основаниях отказа в перераспределении земельного участка, к коим предоставление информации о земельных участках общего пользования и территории общего пользования, о зонах с особыми условиями использования территории и местоположении зданий, при отсутствии таких сведений в государственном кадастре недвижимости не относится."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.29 "Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности" ЗК РФ"Довод о том, что еще одним основанием для отказа в перераспределении земельного участка, является нахождение испрашиваемого участка в охранной зоне объектов культурного наследия - усадьба "Ольгово", не может быть принят во внимание, поскольку согласно части 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа, тогда как оспариваемое решение ссылку на указанное основание для отказа в перераспределении земельного участка не содержит."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Процедура перераспределения земельного участка и правило "эстоппель"
(Луценко С.И.)
("Современное право", 2025, N 8)Согласно правовой позиции, изложенной в п. 20 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ <6> при решении вопроса о правомерности перераспределения земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо установить наличие оснований для перераспределения, указанных в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, а также отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
(Луценко С.И.)
("Современное право", 2025, N 8)Согласно правовой позиции, изложенной в п. 20 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ <6> при решении вопроса о правомерности перераспределения земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо установить наличие оснований для перераспределения, указанных в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, а также отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
Статья: Правовые аспекты перераспределения частных и публичных земель
(Хубиева М.Х.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Важным при решении вопроса о правомерности перераспределения земельных участков из земель, находящихся в публичной собственности, является установление наличия оснований для перераспределения, указанных в п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации <15>.
(Хубиева М.Х.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Важным при решении вопроса о правомерности перераспределения земельных участков из земель, находящихся в публичной собственности, является установление наличия оснований для перераспределения, указанных в п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации <15>.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)9. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)9. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
Статья: Перераспределение земельных участков
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все имеющиеся основания отказа (п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все имеющиеся основания отказа (п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Необходимость одновременного наличия всех трех условий подтверждена судебной практикой. Так, в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2020 N 18-КА20-13 (аналогичный подход - п. 20 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 за 2019 г., утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019) перечислены указанные условия и сделан следующий вывод: для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить отсутствие оснований для отказа, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, но и наличие оснований для перераспределения, указанных в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ. Из материалов дела следует, что административные истцы испрашивали земельный участок в порядке перераспределения в целях его использования как парковки возле рынка, а не для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, таким образом, у заявителей отсутствовало право на получение участка посредством процедуры перераспределения. Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 07.12.2021 N Ф06-11535/2021 по делу N А65-5869/2021, Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.06.2021 по делу N А38-9219/2019, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 14.04.2021 по делу N А49-1201/2018.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Необходимость одновременного наличия всех трех условий подтверждена судебной практикой. Так, в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2020 N 18-КА20-13 (аналогичный подход - п. 20 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 за 2019 г., утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019) перечислены указанные условия и сделан следующий вывод: для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить отсутствие оснований для отказа, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, но и наличие оснований для перераспределения, указанных в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ. Из материалов дела следует, что административные истцы испрашивали земельный участок в порядке перераспределения в целях его использования как парковки возле рынка, а не для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, таким образом, у заявителей отсутствовало право на получение участка посредством процедуры перераспределения. Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 07.12.2021 N Ф06-11535/2021 по делу N А65-5869/2021, Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.06.2021 по делу N А38-9219/2019, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 14.04.2021 по делу N А49-1201/2018.