Основания для отказ в постановке земельного участка на кадастровый учет

Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для отказ в постановке земельного участка на кадастровый учет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 14 "Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Таким образом, основанием для осуществления государственного кадастрового учета является технический план, подготовленный на основании составленной и заверенной декларации в установленном порядке, в связи с чем данное основание не могло служить причиной для отказа в постановке на кадастровый учет земельного участка."
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 31.08.2023 по делу N 33а-13093/2023
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании незаконным решения уполномоченного органа об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, об обязании повторно рассмотреть заявление о предоставлении без торгов земельного участка.
Обстоятельства: Отказ мотивирован несоответствием разрешенного использования земельного участка целям использования, указанным в заявлении (индивидуальное жилищное строительство).
Решение: Удовлетворено.
Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет с целью последующего его выставления на торги в порядке, предусмотренном статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, не опровергает правомерность обжалуемого судебного акта, при этом формирование и постановка на кадастровый учет земельного участка не являются безусловным основанием для отказа в предоставлении без торгов земельного участка, на момент подачи административным истцом заявления о предоставлении ей земельного участка сведения об объявлении даты и времени проведения торгов не были размещены в средствах массовой информации, Б. имела возможность заявить о своих правах на земельный участок до объявления торгов.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: О продлении процедуры "лесной амнистии" применительно к дачным земельным участкам
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)
Стоит обратить особое внимание, что большое количество дачных кооперативов в Московском регионе имеет проблемы с землями гослесфонда. При этом часто именно в составе земель гослесфонда образуются ООПТ местного значения. Учитывая, что основанием для отказа в постановке на государственный кадастровый учет земель общего пользования по 280-ФЗ является нахождение земельного участка в составе ООПТ, следует поторопиться с постановкой на государственный кадастровый учет земель общего пользования, пока в границах указанных территорий не образованы ООПТ местного значения. В противном случае такие некоммерческие объединения могут лишиться выделенных им еще во времена Союза ССР земель.
"Юридический справочник застройщика"
(7-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)
Однако есть и другой подход, например, в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2019 N 49-КА19-8 указывается, что положения ст. 39.29 ЗК РФ предусматривают соблюдение ряда последовательных процедур, которые заканчиваются заключением соглашения о перераспределении земельных участков после согласования уполномоченным органом схемы расположения земельного участка, постановки заявителем на кадастровый учет образуемого земельного участка, если только не имеется оснований, предусмотренных п. 14 ст. 39.29 ЗК РФ (т.е. основания для отказа, предусмотренные п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, должны быть выявлены ранее при изначальном рассмотрении вопроса о даче согласия на заключение соглашения о перераспределении, а не после проведения правообладателем кадастровых работ).

Нормативные акты

"Обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)
Суд исходил из того, что обществом не доказано, что имелись основания для отказа в постановке на кадастровый учет спорных земельных участков. Общество не представило доказательств, подтверждающих, что раздел исходного земельного участка осуществлен вопреки сложившемуся порядку землепользования и сделал невозможным или существенным образом затруднил эксплуатацию принадлежащих обществу объектов недвижимости, поскольку доступ к ним может быть организован через другие земельные участки. Также суд указал, что сведения о вновь образованных земельных участках носят временный характер, письменное согласие лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена ЗК РФ, предоставляется при государственной регистрации прав на образованные участки, а не при постановке их на кадастровый учет.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)
Удовлетворяя административный иск К., суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ администрации в согласовании местоположения границ земельного участка не основан на законе, поскольку земельный участок был предоставлен в аренду под здание гаража и поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования "под индивидуальную жилую застройку"; основания ссылаться на отнесение участка Правилами землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения к производственной зоне (П) у административного ответчика отсутствовали.