Основания для отказ в постановке земельного участка на кадастровый учет
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для отказ в постановке земельного участка на кадастровый учет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 14 "Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Таким образом, основанием для осуществления государственного кадастрового учета является технический план, подготовленный на основании составленной и заверенной декларации в установленном порядке, в связи с чем данное основание не могло служить причиной для отказа в постановке на кадастровый учет земельного участка."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 49 "Обжалование нотариальных действий или отказа в их совершении" Основ законодательства Российской Федерации о нотариатеСуд апелляционной инстанции отметил, что обращение с настоящим иском преждевременно, поскольку не устранены юридические противоречия, предмет спора и наследования не приведен в своих технических характеристиках в соответствие с требованиям закона, земельный участок, на котором расположена квартира не оформлен и не поставлен на кадастровый учет, что послужило основанием для отказа в совершении нотариального действия. Согласно ст. 49 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) заинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать об этом жалобу в районный суд по месту нахождения государственной нотариальной конторы (нотариуса, занимающегося частной практикой)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О продлении процедуры "лесной амнистии" применительно к дачным земельным участкам
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Стоит обратить особое внимание, что большое количество дачных кооперативов в Московском регионе имеет проблемы с землями гослесфонда. При этом часто именно в составе земель гослесфонда образуются ООПТ местного значения. Учитывая, что основанием для отказа в постановке на государственный кадастровый учет земель общего пользования по 280-ФЗ является нахождение земельного участка в составе ООПТ, следует поторопиться с постановкой на государственный кадастровый учет земель общего пользования, пока в границах указанных территорий не образованы ООПТ местного значения. В противном случае такие некоммерческие объединения могут лишиться выделенных им еще во времена Союза ССР земель.
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Стоит обратить особое внимание, что большое количество дачных кооперативов в Московском регионе имеет проблемы с землями гослесфонда. При этом часто именно в составе земель гослесфонда образуются ООПТ местного значения. Учитывая, что основанием для отказа в постановке на государственный кадастровый учет земель общего пользования по 280-ФЗ является нахождение земельного участка в составе ООПТ, следует поторопиться с постановкой на государственный кадастровый учет земель общего пользования, пока в границах указанных территорий не образованы ООПТ местного значения. В противном случае такие некоммерческие объединения могут лишиться выделенных им еще во времена Союза ССР земель.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Однако есть и другой подход, например, в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2019 N 49-КА19-8 указывается, что положения ст. 39.29 ЗК РФ предусматривают соблюдение ряда последовательных процедур, которые заканчиваются заключением соглашения о перераспределении земельных участков после согласования уполномоченным органом схемы расположения земельного участка, постановки заявителем на кадастровый учет образуемого земельного участка, если только не имеется оснований, предусмотренных п. 14 ст. 39.29 ЗК РФ (т.е. основания для отказа, предусмотренные п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, должны быть выявлены ранее, при изначальном рассмотрении вопроса о даче согласия на заключение соглашения о перераспределении, а не после проведения правообладателем кадастровых работ).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Однако есть и другой подход, например, в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2019 N 49-КА19-8 указывается, что положения ст. 39.29 ЗК РФ предусматривают соблюдение ряда последовательных процедур, которые заканчиваются заключением соглашения о перераспределении земельных участков после согласования уполномоченным органом схемы расположения земельного участка, постановки заявителем на кадастровый учет образуемого земельного участка, если только не имеется оснований, предусмотренных п. 14 ст. 39.29 ЗК РФ (т.е. основания для отказа, предусмотренные п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, должны быть выявлены ранее, при изначальном рассмотрении вопроса о даче согласия на заключение соглашения о перераспределении, а не после проведения правообладателем кадастровых работ).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Суд исходил из того, что обществом не доказано, что имелись основания для отказа в постановке на кадастровый учет спорных земельных участков. Общество не представило доказательств, подтверждающих, что раздел исходного земельного участка осуществлен вопреки сложившемуся порядку землепользования и сделал невозможным или существенным образом затруднил эксплуатацию принадлежащих обществу объектов недвижимости, поскольку доступ к ним может быть организован через другие земельные участки. Также суд указал, что сведения о вновь образованных земельных участках носят временный характер, письменное согласие лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена ЗК РФ, предоставляется при государственной регистрации прав на образованные участки, а не при постановке их на кадастровый учет.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Суд исходил из того, что обществом не доказано, что имелись основания для отказа в постановке на кадастровый учет спорных земельных участков. Общество не представило доказательств, подтверждающих, что раздел исходного земельного участка осуществлен вопреки сложившемуся порядку землепользования и сделал невозможным или существенным образом затруднил эксплуатацию принадлежащих обществу объектов недвижимости, поскольку доступ к ним может быть организован через другие земельные участки. Также суд указал, что сведения о вновь образованных земельных участках носят временный характер, письменное согласие лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена ЗК РФ, предоставляется при государственной регистрации прав на образованные участки, а не при постановке их на кадастровый учет.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Удовлетворяя административный иск К., суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ администрации в согласовании местоположения границ земельного участка не основан на законе, поскольку земельный участок был предоставлен в аренду под здание гаража и поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования "под индивидуальную жилую застройку"; основания ссылаться на отнесение участка Правилами землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения к производственной зоне (П) у административного ответчика отсутствовали.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Удовлетворяя административный иск К., суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ администрации в согласовании местоположения границ земельного участка не основан на законе, поскольку земельный участок был предоставлен в аренду под здание гаража и поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования "под индивидуальную жилую застройку"; основания ссылаться на отнесение участка Правилами землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения к производственной зоне (П) у административного ответчика отсутствовали.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. В комментируемой статье речь идет об особенности осуществления государственного кадастрового учета части объекта недвижимости и государственной регистрации обременений объекта недвижимости. При этом следует учитывать, что действующее законодательство не предусматривает осуществления кадастрового учета объекта, не являющегося объектом недвижимости, основным признаком которого является наличие прочной связи с землей. Кроме того, для постановки на кадастровый учет такого объекта недвижимости, как помещение, которое является частью объекта недвижимости, оно должно обладать одновременно двумя признаками: обособленностью и изолированностью. Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является законным основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета. Так, например, часть жилого дома может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной и изолированной.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. В комментируемой статье речь идет об особенности осуществления государственного кадастрового учета части объекта недвижимости и государственной регистрации обременений объекта недвижимости. При этом следует учитывать, что действующее законодательство не предусматривает осуществления кадастрового учета объекта, не являющегося объектом недвижимости, основным признаком которого является наличие прочной связи с землей. Кроме того, для постановки на кадастровый учет такого объекта недвижимости, как помещение, которое является частью объекта недвижимости, оно должно обладать одновременно двумя признаками: обособленностью и изолированностью. Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является законным основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета. Так, например, часть жилого дома может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной и изолированной.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Анализ судебной практики показывает, что в процессе предоставления земельного участка из состава неразграниченных публичных земель временный земельный участок может быть снят с кадастрового учета в связи с истечением предусмотренного законом периода такого учета. Предметом судебного разбирательства (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 января 2013 г. N 18АП-13092/12) стал спор, содержание которого заключалось в следующем: муниципалитетом принято решение о предоставлении предпринимателю земельного участка в аренду для строительства. На стадии государственной регистрации договора аренды выяснилось, что земельный участок снят с кадастрового учета и сведения о нем аннулированы, поскольку истек срок постановки временного участка в ГКН, что послужило основанием для отказа в регистрации договора.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Анализ судебной практики показывает, что в процессе предоставления земельного участка из состава неразграниченных публичных земель временный земельный участок может быть снят с кадастрового учета в связи с истечением предусмотренного законом периода такого учета. Предметом судебного разбирательства (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 января 2013 г. N 18АП-13092/12) стал спор, содержание которого заключалось в следующем: муниципалитетом принято решение о предоставлении предпринимателю земельного участка в аренду для строительства. На стадии государственной регистрации договора аренды выяснилось, что земельный участок снят с кадастрового учета и сведения о нем аннулированы, поскольку истек срок постановки временного участка в ГКН, что послужило основанием для отказа в регистрации договора.
Статья: О достижении публичных целей при изъятии земельных участков и проблемах защиты прав заинтересованных лиц
(Вакула М.А., Гасанов О.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 9)Доводы о невозможности использования оставшейся после выдела земельного участка его части отвергаются по формальной стороне в связи с нормативной допустимостью изъятия земельных участков для публичных целей и отсутствием в правилах землепользования и застройки указания на минимальные размеры земельных участков. Например, были отвергнуты как несостоятельные доводы истца, утверждавшего, что оставшаяся после изъятия части земельного участка часть не соответствует минимальным предельным требованиям к размеру земельных участков <11>. Это противоречит положениям статьи 11.9 ЗК РФ и статьи 38 ГрК РФ. В частности, судом постановка на кадастровый учет рассматривалась как достаточное обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии нарушения прав собственника земельного участка. В исчерпывающем перечне оснований для приостановления государственного кадастрового учета и оснований для отказа в его осуществлении не содержится указание на размер земельных участков, в том числе в части возможности их использования по целевому назначению и использования расположенных на них объектов недвижимости <12>.
(Вакула М.А., Гасанов О.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 9)Доводы о невозможности использования оставшейся после выдела земельного участка его части отвергаются по формальной стороне в связи с нормативной допустимостью изъятия земельных участков для публичных целей и отсутствием в правилах землепользования и застройки указания на минимальные размеры земельных участков. Например, были отвергнуты как несостоятельные доводы истца, утверждавшего, что оставшаяся после изъятия части земельного участка часть не соответствует минимальным предельным требованиям к размеру земельных участков <11>. Это противоречит положениям статьи 11.9 ЗК РФ и статьи 38 ГрК РФ. В частности, судом постановка на кадастровый учет рассматривалась как достаточное обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии нарушения прав собственника земельного участка. В исчерпывающем перечне оснований для приостановления государственного кадастрового учета и оснований для отказа в его осуществлении не содержится указание на размер земельных участков, в том числе в части возможности их использования по целевому назначению и использования расположенных на них объектов недвижимости <12>.
Вопрос: О реализации положений Федерального закона от 05.04.2021 N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". О "гаражной амнистии".
("Официальный сайт Росреестра", 2022)Будет ли являться основанием для приостановления и отказа в постановке на кадастровый учет земельного участка в рамках Закона о "гаражной амнистии", если в заявлении о государственном кадастровом учете земельного участка будет указан вид разрешенного использования, не предусмотренный перечнем установленных применительно к соответствующей территории видов разрешенного использования?
("Официальный сайт Росреестра", 2022)Будет ли являться основанием для приостановления и отказа в постановке на кадастровый учет земельного участка в рамках Закона о "гаражной амнистии", если в заявлении о государственном кадастровом учете земельного участка будет указан вид разрешенного использования, не предусмотренный перечнем установленных применительно к соответствующей территории видов разрешенного использования?
Статья: Спорные вопросы (не)применения Закона о лесной амнистии
(Харинов И.Н.)
("Закон", 2021, N 11)Нужно сказать, что изложенное согласуется с той же правовой позицией, высказанной Высшим Арбитражным Судом РФ в 2014 г.: все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством, поэтому в постановке на государственный кадастровый учет образуемых из них участков с надлежащим описанием границ путем раздела исходного земельного участка и сохранением его в измененных границах не может быть отказано на том основании, что исходный лесной земельный участок прошел кадастровый учет исключительно в виде записи в государственном кадастре недвижимости. При этом исходный земельный участок сохраняет свой государственный кадастровый номер, его декларативная площадь уменьшается на точно установленную площадь образуемого земельного участка, а изменения описания местоположения границ исходного участка не происходит по причине их отсутствия в государственном кадастре недвижимости <18>.
(Харинов И.Н.)
("Закон", 2021, N 11)Нужно сказать, что изложенное согласуется с той же правовой позицией, высказанной Высшим Арбитражным Судом РФ в 2014 г.: все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством, поэтому в постановке на государственный кадастровый учет образуемых из них участков с надлежащим описанием границ путем раздела исходного земельного участка и сохранением его в измененных границах не может быть отказано на том основании, что исходный лесной земельный участок прошел кадастровый учет исключительно в виде записи в государственном кадастре недвижимости. При этом исходный земельный участок сохраняет свой государственный кадастровый номер, его декларативная площадь уменьшается на точно установленную площадь образуемого земельного участка, а изменения описания местоположения границ исходного участка не происходит по причине их отсутствия в государственном кадастре недвижимости <18>.