Основания для изъятия земельного участка для муниципальных нужд
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для изъятия земельного участка для муниципальных нужд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 49 "Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд" ЗК РФ"Доводы заявителя в жалобе о том, что строительство и реконструкция школы не предусмотрены статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве основания для изъятия земельного участка для муниципальных нужд, основаны на неверном толковании норм закона, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов. Перечень предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации оснований изъятия земельного участка для муниципальных нужд не является исчерпывающим, данная норма применяется во взаимосвязи с иными законоположениями, регулирующими спорные правоотношения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Изъятие земельных участков в целях комплексного развития территории: проблема идентификации публичных нужд
(Харинов И.Н., Киль Ю.Э.)
("Закон", 2022, N 12)2. Основания изъятия земельных участков для государственных
(Харинов И.Н., Киль Ю.Э.)
("Закон", 2022, N 12)2. Основания изъятия земельных участков для государственных
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался подп. 3 п. 1 ст. 49 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и исходил из того, что постановление администрации принято в пределах ее полномочий и при наличии правовых оснований для изъятия земельных участков для муниципальных нужд в рамках реализации муниципальной адресной программы по развитию застроенной территории.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался подп. 3 п. 1 ст. 49 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и исходил из того, что постановление администрации принято в пределах ее полномочий и при наличии правовых оснований для изъятия земельных участков для муниципальных нужд в рамках реализации муниципальной адресной программы по развитию застроенной территории.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)). Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд определены ст. 49 Земельного кодекса РФ.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)). Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд определены ст. 49 Земельного кодекса РФ.
Статья: Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2021, N 7)Ключевые слова: земельный участок, изъятие земельного участка, государственные и муниципальные нужды, основания изъятия земельных участков.
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2021, N 7)Ключевые слова: земельный участок, изъятие земельного участка, государственные и муниципальные нужды, основания изъятия земельных участков.
Статья: Прекращение права собственности на жилые помещения аварийного многоквартирного дома и подлежащего сносу при изъятии земельного участка для муниципальных нужд
(Прощалыгин Р.А., Тарасов Д.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)Кроме того, на страницах юридической литературы также отсутствует единый подход к пониманию муниципальных нужд как основания изъятия земельных участков. Так, некоторые авторы рассматривают данное понятие с позиции потребности публично-правового образования в данном земельном участке согласно его законодательно определенным функциям <3>.
(Прощалыгин Р.А., Тарасов Д.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)Кроме того, на страницах юридической литературы также отсутствует единый подход к пониманию муниципальных нужд как основания изъятия земельных участков. Так, некоторые авторы рассматривают данное понятие с позиции потребности публично-правового образования в данном земельном участке согласно его законодательно определенным функциям <3>.
Ситуация: Когда могут изъять земельный участок?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Справка. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Справка. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд регламентировано статьей 70.1 ЗК РФ, в п. 1 которой (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ <151>) установлено следующее: резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 "Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд" данного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории; резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд регламентировано статьей 70.1 ЗК РФ, в п. 1 которой (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ <151>) установлено следующее: резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 "Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд" данного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории; резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Действующее земельное законодательство устанавливает открытый перечень оснований для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, хотя и указывает, что подобное изъятие осуществляется в исключительных случаях: оно сводится к случаям выполнения международных договоров Российской Федерации, строительства, реконструкции объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 49 Земельного кодекса РФ). Интересна при этом отечественная судебная практика, которая допускает изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в особенности при банкротстве застройщика (владельца земельного участка, на котором происходит возведение объекта строительства).
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Действующее земельное законодательство устанавливает открытый перечень оснований для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, хотя и указывает, что подобное изъятие осуществляется в исключительных случаях: оно сводится к случаям выполнения международных договоров Российской Федерации, строительства, реконструкции объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 49 Земельного кодекса РФ). Интересна при этом отечественная судебная практика, которая допускает изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в особенности при банкротстве застройщика (владельца земельного участка, на котором происходит возведение объекта строительства).
Статья: Проблемы компенсации при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд
(Васючкова О.А., Семерджи К.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)3) проблема оснований изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд;
(Васючкова О.А., Семерджи К.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)3) проблема оснований изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд;
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)5. Учитывая значимость оперативного решения задачи обеспечения объектов и территорий инженерной защитой от негативного воздействия вод, ВК РФ допускает возможность изъятия земельных участков в целях строительства таких защитных сооружений для государственных или муниципальных нужд по правилам, установленным земельным и гражданским законодательством. Аналогичное допущение следует и из буквального толкования положений ст. 49 ЗК РФ, оставившей перечень оснований изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд открытым.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)5. Учитывая значимость оперативного решения задачи обеспечения объектов и территорий инженерной защитой от негативного воздействия вод, ВК РФ допускает возможность изъятия земельных участков в целях строительства таких защитных сооружений для государственных или муниципальных нужд по правилам, установленным земельным и гражданским законодательством. Аналогичное допущение следует и из буквального толкования положений ст. 49 ЗК РФ, оставившей перечень оснований изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд открытым.
Статья: Принудительный выкуп недвижимого имущества в публичных интересах
(Огибалова А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, поскольку исходил из того, что постановление администрации принято в пределах ее полномочий и при наличии правовых оснований для изъятия земельных участков для муниципальных нужд в рамках реализации муниципальной адресной программы по развитию застроенной территории. Арбитражный суд апелляционной инстанции и арбитражный суд округа поддержали выводы суда первой инстанции.
(Огибалова А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, поскольку исходил из того, что постановление администрации принято в пределах ее полномочий и при наличии правовых оснований для изъятия земельных участков для муниципальных нужд в рамках реализации муниципальной адресной программы по развитию застроенной территории. Арбитражный суд апелляционной инстанции и арбитражный суд округа поддержали выводы суда первой инстанции.