Основания для изменения вида разрешенного использования земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для изменения вида разрешенного использования земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 79 "Особенности использования сельскохозяйственных угодий" ЗК РФ"Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, что следует из части 6 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)"...Индивидуальные предприниматели... обратились... с заявлением... о признании недействительным распоряжения... "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка"...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Индивидуальные предприниматели... обратились... с заявлением... о признании недействительным распоряжения... "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка"...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О внесении платы за выбор (изменение) вида разрешенного использования земельного участка: обзор судебной практики
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) принятие уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ Москвы (Московской области) решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка на основании заявления собственника участка;
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) принятие уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ Москвы (Московской области) решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка на основании заявления собственника участка;
Статья: Установление особенностей регулирования земельных и градостроительных отношений на отдельных территориях России как фактор развития земельного и градостроительного законодательства
(Землякова Г.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 9)Надо отметить, что одновременно с установлением особенностей регулирования земельных отношений в большинстве указанных законов, принятых "по случаю", устанавливались и особенности осуществления градостроительной деятельности, в частности, определялся вид градостроительной документации, на основании которой изменяются виды разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов государственного или муниципального значения.
(Землякова Г.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 9)Надо отметить, что одновременно с установлением особенностей регулирования земельных отношений в большинстве указанных законов, принятых "по случаю", устанавливались и особенности осуществления градостроительной деятельности, в частности, определялся вид градостроительной документации, на основании которой изменяются виды разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов государственного или муниципального значения.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)При удовлетворении иска судом апелляционной инстанции не учтено, что для цели использования земельных участков сельскохозяйственного назначения под садоводство не требуется их перевод в другую категорию, при этом до перевода таких земель в другую категорию отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства и дачного хозяйства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)При удовлетворении иска судом апелляционной инстанции не учтено, что для цели использования земельных участков сельскохозяйственного назначения под садоводство не требуется их перевод в другую категорию, при этом до перевода таких земель в другую категорию отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства и дачного хозяйства.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014)Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014)Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В связи с утратой целевого назначения в отношении земельного участка следует установить иной вид разрешенного использования, при этом отнесение участка к землям запаса является основанием для изменения вида разрешенного использования.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В связи с утратой целевого назначения в отношении земельного участка следует установить иной вид разрешенного использования, при этом отнесение участка к землям запаса является основанием для изменения вида разрешенного использования.
Статья: Конкуренция процедур пересмотра кадастровой стоимости: статьи 16 и 21 Закона о кадастровой оценке
(Савиных В.А.)
("Закон", 2025, N 4)По своему буквальному смыслу процедура пересмотра кадастровой стоимости, урегулированная ст. 16 Закона о кадастровой оценке <1>, вводилась законодателем в целях актуализации кадастровой стоимости, т.е. приведения ее в соответствие с изменившимся экономическим основанием налога на недвижимость <2>. Например, изменение вида разрешенного использования земельного участка с сельскохозяйственного производства на жилищное строительство меняет потенциальную доходность объекта недвижимости как экономического основания налогов на недвижимость. Если кадастровая стоимость будет нечувствительной к таким изменениям, то это приведет к нарушению принципа равенства налогообложения, поскольку объект, фактически имеющий более высокую потенциальную доходность, будет облагаться налогом как имеющий низкую доходность. Поэтому региональное бюджетное учреждение, уполномоченное на определение кадастровой стоимости (далее - учреждение), в инициативном порядке осуществляет пересмотр кадастровой стоимости участка в соответствии со ст. 16 Закона о кадастровой оценке, получив сведения об изменении "качественных и (или) количественных характеристик" облагаемого налогом объекта недвижимости. Такая процедура пересмотра учитывает изменения лишь тех характеристик, сведения о которых содержатся в ЕГРН и в отношении которых, соответственно, действует презумпция достоверности <3>.
(Савиных В.А.)
("Закон", 2025, N 4)По своему буквальному смыслу процедура пересмотра кадастровой стоимости, урегулированная ст. 16 Закона о кадастровой оценке <1>, вводилась законодателем в целях актуализации кадастровой стоимости, т.е. приведения ее в соответствие с изменившимся экономическим основанием налога на недвижимость <2>. Например, изменение вида разрешенного использования земельного участка с сельскохозяйственного производства на жилищное строительство меняет потенциальную доходность объекта недвижимости как экономического основания налогов на недвижимость. Если кадастровая стоимость будет нечувствительной к таким изменениям, то это приведет к нарушению принципа равенства налогообложения, поскольку объект, фактически имеющий более высокую потенциальную доходность, будет облагаться налогом как имеющий низкую доходность. Поэтому региональное бюджетное учреждение, уполномоченное на определение кадастровой стоимости (далее - учреждение), в инициативном порядке осуществляет пересмотр кадастровой стоимости участка в соответствии со ст. 16 Закона о кадастровой оценке, получив сведения об изменении "качественных и (или) количественных характеристик" облагаемого налогом объекта недвижимости. Такая процедура пересмотра учитывает изменения лишь тех характеристик, сведения о которых содержатся в ЕГРН и в отношении которых, соответственно, действует презумпция достоверности <3>.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Так, в Апелляционном определении Пермского краевого суда от 28.03.2012 по делу N 33-2266/2012 определено, что изменение правил землепользования и застройки, повлекшее изменение вида разрешенного использования земельного участка, не может являться основанием для возмещения убытков.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Так, в Апелляционном определении Пермского краевого суда от 28.03.2012 по делу N 33-2266/2012 определено, что изменение правил землепользования и застройки, повлекшее изменение вида разрешенного использования земельного участка, не может являться основанием для возмещения убытков.
Статья: Публичное управление земельными ресурсами
(Белоусова В.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)Казалось бы, вектор по эффективному использованию земельных ресурсов заложен в правильном направлении, однако мало что изменилось по истечении 11 лет. Возвращаясь к действительности, стоит уделить пристальное внимание Государственному (национальному) докладу "О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2020 г.", подготовленному Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, в котором приведены неутешительные данные в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Так, по сравнению с 2011 г. площадь земель уменьшилась на 8,2 млн га и составляет 380,8 млн га, причиной чего явились изменение границ населенных пунктов, изъятие земель для государственных нужд, изменение вида разрешенного использования. Разумеется, основанием перевода земель являлись акты органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, однако подобное положение вещей не может в дальнейшем повлиять не только на сохранение основного потенциала страны, но и на его развитие. Ведь зачастую изъятие и перевод сельскохозяйственных земель в другую категорию обусловлены не только тенденцией развития, например, городских агломераций, но и непригодных земель в связи с их деградацией: эрозия почв, переувлажнение и заболачивание, нарушения и загрязнения земель. Только не следует забывать о том, что состояние земельных ресурсов находится под государственным надзором и муниципальным, производственным и общественным земельным контролем, который заключается в своевременном мониторинге объекта управления.
(Белоусова В.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)Казалось бы, вектор по эффективному использованию земельных ресурсов заложен в правильном направлении, однако мало что изменилось по истечении 11 лет. Возвращаясь к действительности, стоит уделить пристальное внимание Государственному (национальному) докладу "О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2020 г.", подготовленному Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, в котором приведены неутешительные данные в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Так, по сравнению с 2011 г. площадь земель уменьшилась на 8,2 млн га и составляет 380,8 млн га, причиной чего явились изменение границ населенных пунктов, изъятие земель для государственных нужд, изменение вида разрешенного использования. Разумеется, основанием перевода земель являлись акты органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, однако подобное положение вещей не может в дальнейшем повлиять не только на сохранение основного потенциала страны, но и на его развитие. Ведь зачастую изъятие и перевод сельскохозяйственных земель в другую категорию обусловлены не только тенденцией развития, например, городских агломераций, но и непригодных земель в связи с их деградацией: эрозия почв, переувлажнение и заболачивание, нарушения и загрязнения земель. Только не следует забывать о том, что состояние земельных ресурсов находится под государственным надзором и муниципальным, производственным и общественным земельным контролем, который заключается в своевременном мониторинге объекта управления.