Основанием для постановки на миграционный учет является
Подборка наиболее важных документов по запросу Основанием для постановки на миграционный учет является (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Московского городского суда от 05.12.2023 по делу N 7-24636/2023 (УИД 77RS0030-02-2023-001941-38)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ за незаконное осуществление иностранным гражданином, лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ.
Решение: Удовлетворено.Ссылка в жалобе на нахождение в Российской Федерации на законных основаниях, выполнение требований о постановке на миграционный учет не является основанием для изменения постановления в части назначенного административного наказания, а также не свидетельствует о неправильной квалификации действий Х., выразившихся в осуществлении трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего на объекте по вышеуказанному адресу без патента, дающего право на осуществление трудовой деятельности у юридического лица и индивидуального предпринимателя в г. федерального значения Москве, в нарушение ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ. Нарушение режима пребывания и правил миграционного учета Х. не вменялось.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ за незаконное осуществление иностранным гражданином, лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ.
Решение: Удовлетворено.Ссылка в жалобе на нахождение в Российской Федерации на законных основаниях, выполнение требований о постановке на миграционный учет не является основанием для изменения постановления в части назначенного административного наказания, а также не свидетельствует о неправильной квалификации действий Х., выразившихся в осуществлении трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего на объекте по вышеуказанному адресу без патента, дающего право на осуществление трудовой деятельности у юридического лица и индивидуального предпринимателя в г. федерального значения Москве, в нарушение ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ. Нарушение режима пребывания и правил миграционного учета Х. не вменялось.
Решение Московского городского суда от 01.12.2023 по делу N 7-24364/2023 (УИД 77RS0017-02-2023-003876-63)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ за незаконное осуществление иностранным гражданином, лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ.
Решение: Удовлетворено.Ссылка в жалобе на нахождение в Российской Федерации на законных основаниях, выполнение требований о постановке на миграционный учет не является основанием для изменения постановления в части назначенного административного наказания, а также не свидетельствуют о неправильной квалификации действий С., выразившихся в осуществлении трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего на строительном объекте по вышеуказанному адресу без патента, дающего право на осуществление трудовой деятельности у юридического лица и индивидуального предпринимателя в г. федерального значения Москве, в нарушение ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ. Нарушение режима пребывания и правил миграционного учета С. не вменялось.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ за незаконное осуществление иностранным гражданином, лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ.
Решение: Удовлетворено.Ссылка в жалобе на нахождение в Российской Федерации на законных основаниях, выполнение требований о постановке на миграционный учет не является основанием для изменения постановления в части назначенного административного наказания, а также не свидетельствуют о неправильной квалификации действий С., выразившихся в осуществлении трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего на строительном объекте по вышеуказанному адресу без патента, дающего право на осуществление трудовой деятельности у юридического лица и индивидуального предпринимателя в г. федерального значения Москве, в нарушение ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ. Нарушение режима пребывания и правил миграционного учета С. не вменялось.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы разграничения составов, предусмотренных статьей 322.3 УК РФ и частью 2 статьи 19.27 КоАП РФ
(Юсупов М.Ю.)
("Мировой судья", 2021, N 2)Фиктивная постановка на учет представляет более высокую опасность, так как при этом утрачивается контроль за перемещением мигранта по территории России. Реальная постановка на учет на основании фальшивой миграционной карты также является опасным явлением, но при этом не утрачивается контроль за поведением мигранта, поэтому это деяние менее опасно.
(Юсупов М.Ю.)
("Мировой судья", 2021, N 2)Фиктивная постановка на учет представляет более высокую опасность, так как при этом утрачивается контроль за перемещением мигранта по территории России. Реальная постановка на учет на основании фальшивой миграционной карты также является опасным явлением, но при этом не утрачивается контроль за поведением мигранта, поэтому это деяние менее опасно.
Вопрос: Организация планирует привлечь гражданина Республики Беларусь (нерезидента РФ) к оказанию услуг по поиску потенциальных покупателей. Исполнитель будет работать удаленно. Для оформления отношений с ним следует оформить договор ГПХ или можно заключить трудовой договор? Следует ли уведомить МВД России?
(Консультация эксперта, 2025)Основанием для постановки на миграционный учет, в частности, является факт въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию (п. 1 ч. 2 ст. 8 Закона N 109-ФЗ). Основанием для снятия с миграционного учета, в частности, являются факт выезда иностранного гражданина из Российской Федерации, факт убытия иностранного гражданина из места пребывания, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 1 - 4 ч. 3 ст. 8 Закона N 109-ФЗ (п. п. 1, 5 ч. 3 ст. 8 Закона N 109-ФЗ):
(Консультация эксперта, 2025)Основанием для постановки на миграционный учет, в частности, является факт въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию (п. 1 ч. 2 ст. 8 Закона N 109-ФЗ). Основанием для снятия с миграционного учета, в частности, являются факт выезда иностранного гражданина из Российской Федерации, факт убытия иностранного гражданина из места пребывания, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 1 - 4 ч. 3 ст. 8 Закона N 109-ФЗ (п. п. 1, 5 ч. 3 ст. 8 Закона N 109-ФЗ):
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"2. Основанием для постановки на миграционный учет является:
(ред. от 31.07.2025)
"О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"2. Основанием для постановки на миграционный учет является:
Решение Конституционного Суда РФ от 09.11.2017
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года"Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения постольку, поскольку на их основании решается вопрос о месте пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства), по которому он обязан встать на миграционный учет, и о привлечении к юридической ответственности за неисполнение этой обязанности.
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года"Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения постольку, поскольку на их основании решается вопрос о месте пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства), по которому он обязан встать на миграционный учет, и о привлечении к юридической ответственности за неисполнение этой обязанности.
Статья: Специфика административно-правового регулирования экспорта и импорта медицинских товаров, услуг и технологий
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Одновременно с этим перед медицинскими организациями стоит задача постановки или снятия с миграционного учета лиц, являющихся медицинскими туристами при условии, что данные лица въезжают в Российскую Федерацию на основании договоров об оказании соответствующих медицинских услуг.
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Одновременно с этим перед медицинскими организациями стоит задача постановки или снятия с миграционного учета лиц, являющихся медицинскими туристами при условии, что данные лица въезжают в Российскую Федерацию на основании договоров об оказании соответствующих медицинских услуг.
Вопрос: Имеет ли право банк принять от клиента - иностранного гражданина вместе с паспортом отрывной талон к уведомлению о прибытии с действующей отметкой о сроке пребывания в качестве документа, подтверждающего его право на пребывание в РФ, для проведения идентификации, если миграционная карта просрочена?
(Консультация эксперта, 2023)Частью 3 ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ) определено, что временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания. Основанием для постановки на миграционный учет является, в числе прочего, факт въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию (п. 1 ч. 2 ст. 8 Закона N 109-ФЗ), а основанием для снятия с миграционного учета является (ч. 3 ст. 8 Закона N 109-ФЗ):
(Консультация эксперта, 2023)Частью 3 ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ) определено, что временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания. Основанием для постановки на миграционный учет является, в числе прочего, факт въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию (п. 1 ч. 2 ст. 8 Закона N 109-ФЗ), а основанием для снятия с миграционного учета является (ч. 3 ст. 8 Закона N 109-ФЗ):
Ситуация: В каком порядке осуществляется постановка иностранных граждан на миграционный учет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Миграционный учет по месту пребывания
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Миграционный учет по месту пребывания
Статья: Профилактика и расследование преступлений в сфере миграции: проблемные вопросы, пути решения
(Гасак А.А., Зуева А.С., Макаренко М.М.)
("Миграционное право", 2024, N 4)Своевременность, полнота и качество исполнения запланированных мероприятий должным образом не контролируется, дополнительные планы расследования не составляются. Игнорирование возможностей планирования приводит к неполноте и нарушениям сроков расследования, необоснованному принятию решений о приостановлении дознания (предварительного следствия), несвоевременному обмену сведениями с подразделениями по вопросам миграции в части имеющейся информации по иностранцам (документов, послуживших основанием для постановки иностранных граждан на миграционный учет, об их возможном местонахождении, заключений о законности нахождения на территории Российской Федерации). Неприобщение к материалам проверок и уголовных дел вышеуказанной информации является одной из основных причин отмены надзирающими прокурорами решений об отказе в возбуждении уголовного дела и постановлений о приостановлении расследования по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
(Гасак А.А., Зуева А.С., Макаренко М.М.)
("Миграционное право", 2024, N 4)Своевременность, полнота и качество исполнения запланированных мероприятий должным образом не контролируется, дополнительные планы расследования не составляются. Игнорирование возможностей планирования приводит к неполноте и нарушениям сроков расследования, необоснованному принятию решений о приостановлении дознания (предварительного следствия), несвоевременному обмену сведениями с подразделениями по вопросам миграции в части имеющейся информации по иностранцам (документов, послуживших основанием для постановки иностранных граждан на миграционный учет, об их возможном местонахождении, заключений о законности нахождения на территории Российской Федерации). Неприобщение к материалам проверок и уголовных дел вышеуказанной информации является одной из основных причин отмены надзирающими прокурорами решений об отказе в возбуждении уголовного дела и постановлений о приостановлении расследования по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Статья: Актуальные проблемы квалификации и направления противодействия преступлениям, совершаемым в сфере миграции
(Каменева А.Н.)
("Миграционное право", 2021, N 1)Рассматриваемые статьи 322 и 322.1 так или иначе связаны с незаконным перемещением мигрантов, в то время как иные составы миграционных преступлений, а именно ст. 322.2 и 322.3 связаны с совершением действий в виде осуществления фиктивной регистрации и фиктивной постановкой на учет мигрантов. В свою очередь, фиктивной регистрацией гражданина по месту пребывания или по месту жительства является регистрация гражданина на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица <13>.
(Каменева А.Н.)
("Миграционное право", 2021, N 1)Рассматриваемые статьи 322 и 322.1 так или иначе связаны с незаконным перемещением мигрантов, в то время как иные составы миграционных преступлений, а именно ст. 322.2 и 322.3 связаны с совершением действий в виде осуществления фиктивной регистрации и фиктивной постановкой на учет мигрантов. В свою очередь, фиктивной регистрацией гражданина по месту пребывания или по месту жительства является регистрация гражданина на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица <13>.
Вопрос: Как оформить на работу гражданина Республики Беларусь и каков порядок заполнения его трудовой книжки?
(Консультация эксперта, 2025)При этом из ст. 65 ТК РФ не следует обязанность работника представить документы по постановке на миграционный учет, соответственно, работодатель не вправе отказать работнику в приеме на работу по этому основанию и в случае отсутствия миграционного учета у такого работника, по нашему мнению, организация вправе принять его на работу. Однако, учитывая вышеизложенное, если работодатель является принимающей стороной и не выполнит обязанности по постановке работника из Республики Беларусь на миграционный учет, существует риск привлечения его к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.
(Консультация эксперта, 2025)При этом из ст. 65 ТК РФ не следует обязанность работника представить документы по постановке на миграционный учет, соответственно, работодатель не вправе отказать работнику в приеме на работу по этому основанию и в случае отсутствия миграционного учета у такого работника, по нашему мнению, организация вправе принять его на работу. Однако, учитывая вышеизложенное, если работодатель является принимающей стороной и не выполнит обязанности по постановке работника из Республики Беларусь на миграционный учет, существует риск привлечения его к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.
Вопрос: Каковы особенности приема на работу лиц без гражданства?
(Консультация эксперта, 2025)Постановку на учет лица без гражданства по месту пребывания в общем случае осуществляет принимающая сторона. Исключение составляют, например, случаи, когда принимающая сторона не может направить уведомление в орган миграционного учета по уважительным причинам или лицо без гражданства имеет в собственности жилое помещение, которое оно заявит в качестве своего места пребывания (п. 7 ч. 1, ч. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 20, ч. 3, 3.1 ст. 22 Закона N 109-ФЗ, п. п. 2, 20 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (далее - Правила N 9)).
(Консультация эксперта, 2025)Постановку на учет лица без гражданства по месту пребывания в общем случае осуществляет принимающая сторона. Исключение составляют, например, случаи, когда принимающая сторона не может направить уведомление в орган миграционного учета по уважительным причинам или лицо без гражданства имеет в собственности жилое помещение, которое оно заявит в качестве своего места пребывания (п. 7 ч. 1, ч. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 20, ч. 3, 3.1 ст. 22 Закона N 109-ФЗ, п. п. 2, 20 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (далее - Правила N 9)).
Вопрос: Иностранный гражданин был поставлен на учет по месту пребывания у организации-работодателя. Затем он получил ВНЖ в РФ и зарегистрировался по месту жительства в том же городе у гражданина РФ. Нужно ли организации уведомлять МВД России по месту пребывания об убытии иностранного гражданина?
(Консультация эксперта, 2025)4) установления в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания в жилом помещении;
(Консультация эксперта, 2025)4) установления в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания в жилом помещении;