Оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность
Подборка наиболее важных документов по запросу Оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок или общественную безопасность: Гражданин оспаривает привлечение к ответственности за появление в общественном месте в состоянии опьянения
(КонсультантПлюс, 2025)Суд (Уполномоченный орган) привлек гражданина к ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ за появление в общественном месте (например, в аэропорту) в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
(КонсультантПлюс, 2025)Суд (Уполномоченный орган) привлек гражданина к ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ за появление в общественном месте (например, в аэропорту) в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 20.21 "Появление в общественных местах в состоянии опьянения" КоАП РФ"Вопреки доводам защитника Назарова Е.Б., судом обоснованно установлено, что изначально отсутствовали основания для административного преследования ФИО14, поскольку ст. 20.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за появление в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, тогда как у потерпевшего был опрятный внешний вид, связанная речь, отсутствовала шаткая походка, он был ориентирован в окружающей обстановке, что подтверждается как показаниями потерпевшего, так и данными видеозаписи. Кроме того, граждан на улице не было, действия ФИО14 не могли оскорбить их человеческое достоинство и общественную нравственность. При таких обстоятельствах требования сотрудников полиции о прохождении ФИО14 медицинского освидетельствования на состояние опьянения, как и его последующее задержание не могут быть признаны законными и обоснованными."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Статья 15.1-1. Порядок ограничения доступа к информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Статья 15.1-1. Порядок ограничения доступа к информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации
Ситуация: Какие обязанности возлагаются на блогера при размещении общедоступной информации на сайте в сети Интернет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)информации, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность, выражающей явное неуважение к обществу, содержащей изображение действий с признаками противоправных, в том числе насильственных, и распространяемой из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений. В отдельных случаях распространение такой информации не влечет административную ответственность, например в случае распространения фото- и видеоматериалов, которые предназначены для использования в научных или медицинских целях.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)информации, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность, выражающей явное неуважение к обществу, содержащей изображение действий с признаками противоправных, в том числе насильственных, и распространяемой из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений. В отдельных случаях распространение такой информации не влечет административную ответственность, например в случае распространения фото- и видеоматериалов, которые предназначены для использования в научных или медицинских целях.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 15.1-1. Порядок ограничения доступа к информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации
(ред. от 24.06.2025)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 15.1-1. Порядок ограничения доступа к информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)12. Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность, выражающей явное неуважение к обществу, содержащей изображение действий с признаками противоправных, в том числе насильственных, и распространяемой из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
(ред. от 04.11.2025)12. Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность, выражающей явное неуважение к обществу, содержащей изображение действий с признаками противоправных, в том числе насильственных, и распространяемой из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
Статья: Публичная демонстрация совершаемого преступления: законодательная регламентация и квалификация
(Скрипченко Н.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Нарушение запрета на распространение информации, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность, выражающей явное неуважение к обществу, содержащей изображение действий с признаками противоправных, в том числе насильственных, определено в качестве административного правонарушения, влекущего наложение штрафных санкций и конфискацию оборудования, использованного для изготовления такой информации (ч. 12 ст. 13.15 КоАП РФ). Расширение перечня деяний, наказуемых в административном порядке, обеспечило в том числе неотвратимость ответственности лиц, транслирующих в информационных сетях действия, только имитирующие издевательства и насилие (а в действительности их "жертвы" являются выгодоприобретателями и терпят "унижение", играя отведенную сценарием роль).
(Скрипченко Н.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Нарушение запрета на распространение информации, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность, выражающей явное неуважение к обществу, содержащей изображение действий с признаками противоправных, в том числе насильственных, определено в качестве административного правонарушения, влекущего наложение штрафных санкций и конфискацию оборудования, использованного для изготовления такой информации (ч. 12 ст. 13.15 КоАП РФ). Расширение перечня деяний, наказуемых в административном порядке, обеспечило в том числе неотвратимость ответственности лиц, транслирующих в информационных сетях действия, только имитирующие издевательства и насилие (а в действительности их "жертвы" являются выгодоприобретателями и терпят "унижение", играя отведенную сценарием роль).
Статья: Новое обстоятельство, отягчающее наказание, в уголовном законодательстве России (научно-практический комментарий к Федеральному закону "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" от 8 августа 2024 года N 218-ФЗ)
(Ермолович Я.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 1)Так, ст. 13.15 КоАП РФ была дополнена ч. 12, предусматривающей административную ответственность за распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информации, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность, выражающей явное неуважение к обществу, содержащей изображение действий с признаками противоправных, в том числе насильственных, и распространяемой из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. В силу примечания 3 к ст. 13.15 КоАП РФ действие положений ч. 12 этой статьи не распространяется на произведения науки, литературы, искусства, имеющие историческую, художественную или культурную ценность, материалы зарегистрированных средств массовой информации, а также на фото-, видеоматериалы, которые предназначены для использования в научных или медицинских целях либо изучение которых предусматривается федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными образовательными программами.
(Ермолович Я.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 1)Так, ст. 13.15 КоАП РФ была дополнена ч. 12, предусматривающей административную ответственность за распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информации, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность, выражающей явное неуважение к обществу, содержащей изображение действий с признаками противоправных, в том числе насильственных, и распространяемой из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. В силу примечания 3 к ст. 13.15 КоАП РФ действие положений ч. 12 этой статьи не распространяется на произведения науки, литературы, искусства, имеющие историческую, художественную или культурную ценность, материалы зарегистрированных средств массовой информации, а также на фото-, видеоматериалы, которые предназначены для использования в научных или медицинских целях либо изучение которых предусматривается федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными образовательными программами.
"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- выражающейся в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации (ст. 15.1-1 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации");
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- выражающейся в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации (ст. 15.1-1 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации");
Статья: Разграничение хулиганства в уголовном и административном праве
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует учитывать, что под мелким хулиганством понимается также распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в РФ, за исключением случаев, предусмотренных ст. 20.3.1 КоАП РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует учитывать, что под мелким хулиганством понимается также распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в РФ, за исключением случаев, предусмотренных ст. 20.3.1 КоАП РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ).
Статья: Теоретико-правовые основы борьбы с манипулированием массовым сознанием в сети Интернет на примере Российской Федерации
(Нечкин А.В., Истомин М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1) отметить также недавно принятый Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <38>, целью которого является пресечение оборота в сети Интернет вредоносной информации, в частности материалов, пропагандирующих культ насилия или содержащих нецензурную брань. Так, в соответствии с данным Законом в настоящее время должны осуществляться поиск и ограничение информации, оскорбляющей человеческое достоинство, общественную нравственность, выражающей явное неуважение к обществу и государству, а также информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам.
(Нечкин А.В., Истомин М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1) отметить также недавно принятый Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <38>, целью которого является пресечение оборота в сети Интернет вредоносной информации, в частности материалов, пропагандирующих культ насилия или содержащих нецензурную брань. Так, в соответствии с данным Законом в настоящее время должны осуществляться поиск и ограничение информации, оскорбляющей человеческое достоинство, общественную нравственность, выражающей явное неуважение к обществу и государству, а также информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам.
Статья: Законодательство о противодействии экстремизму: требуется не либерализация, а модернизация
(Сигарев А.В.)
("Российская юстиция", 2021, N 1)Федеральным законом от 18 марта 2019 г. N 28-ФЗ установлена административная ответственность за "распространение информации, выражающейся в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть" (ч. 3, 4, 5 ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
(Сигарев А.В.)
("Российская юстиция", 2021, N 1)Федеральным законом от 18 марта 2019 г. N 28-ФЗ установлена административная ответственность за "распространение информации, выражающейся в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть" (ч. 3, 4, 5 ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Статья: Соотношение административного и дисциплинарного принуждения на службе в органах внутренних дел
(Гришковец А.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Выступая на пленарном заседании Совета Федерации в рамках "Правительственного часа" 16 ноября 2022 г., министр внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцев сообщил, что в 2022 году было выявлено более 400 тыс. фактов управления транспортным средством в состоянии опьянения, из них каждый девятый нарушитель был выявлен повторно <8>. Заметим, что до конца 2022 года оставалось еще полтора месяца, и приведенные главой МВД России цифры, несомненно, возросли бы, причем заметно, учитывая предновогодний период. По данным того же В.А. Колокольцева, приведенным в его выступлении на заседании расширенной коллегии МВД России 2 апреля 2024 г., в 2023 году сотрудниками полиции пресечено почти 500 тыс. фактов управления транспортным средством с участием нетрезвых водителей <9>. Если сопоставить численность сотрудников органов внутренних дел и количество выявленных нетрезвых водителей, то она окажется в соотношении порядка два к одному. Напомним, в соответствии с Указом Президента РФ от 05.12.2022 N 878 "Об установлении предельной штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации" <10> с 1 января 2024 г. предельная штатная численность органов внутренних дел установлена в количестве 934 011 единиц, в том числе 781 845 сотрудников (почти 83,71% штатной численности). Как видно, управление транспортным средством нетрезвыми водителями является стабильно распространенным административным правонарушением. Причем в данном случае достаточно установления простого факта опьянения, независимо от его степени и того, оскорбляет оно человеческое достоинство и общественную нравственность или нет.
(Гришковец А.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Выступая на пленарном заседании Совета Федерации в рамках "Правительственного часа" 16 ноября 2022 г., министр внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцев сообщил, что в 2022 году было выявлено более 400 тыс. фактов управления транспортным средством в состоянии опьянения, из них каждый девятый нарушитель был выявлен повторно <8>. Заметим, что до конца 2022 года оставалось еще полтора месяца, и приведенные главой МВД России цифры, несомненно, возросли бы, причем заметно, учитывая предновогодний период. По данным того же В.А. Колокольцева, приведенным в его выступлении на заседании расширенной коллегии МВД России 2 апреля 2024 г., в 2023 году сотрудниками полиции пресечено почти 500 тыс. фактов управления транспортным средством с участием нетрезвых водителей <9>. Если сопоставить численность сотрудников органов внутренних дел и количество выявленных нетрезвых водителей, то она окажется в соотношении порядка два к одному. Напомним, в соответствии с Указом Президента РФ от 05.12.2022 N 878 "Об установлении предельной штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации" <10> с 1 января 2024 г. предельная штатная численность органов внутренних дел установлена в количестве 934 011 единиц, в том числе 781 845 сотрудников (почти 83,71% штатной численности). Как видно, управление транспортным средством нетрезвыми водителями является стабильно распространенным административным правонарушением. Причем в данном случае достаточно установления простого факта опьянения, независимо от его степени и того, оскорбляет оно человеческое достоинство и общественную нравственность или нет.
Статья: Тенденции конституционного развития России в контексте конституционной реформы 2020 года
(Кондрашев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)8. Ухудшение качества российского законодательства посредством нарушения его системности, утраты правовой определенности и появления множества оценочных понятий, позволяющих судам творить своего рода правоприменительный произвол. Можно вспомнить тот же Закон о "нежелательных организациях" N 129-ФЗ, где вообще отсутствует понятие юридических "оснований" для введения правовых ограничений, кроме политически окрашенных формулировок, или тот же Закон о "неуважении к власти" <42>, которым введена административная ответственность для граждан за распространение в Интернете информации, выраженной в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации. Представляется, что Закон N 28-ФЗ не соответствует положениям Конституции РФ о свободе слова (ст. 29), в части установления ответственности за высказывания в отношении государства, общества или должностных лиц (органов) при отсутствии правомерной цели и явной общественной потребности, вводит нарушающую конституционный принцип равенства граждан перед законом (ст. 19) несоразмерную тяжести вредных последствий и дискриминирующую простых граждан защиту интересов представителей власти.
(Кондрашев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)8. Ухудшение качества российского законодательства посредством нарушения его системности, утраты правовой определенности и появления множества оценочных понятий, позволяющих судам творить своего рода правоприменительный произвол. Можно вспомнить тот же Закон о "нежелательных организациях" N 129-ФЗ, где вообще отсутствует понятие юридических "оснований" для введения правовых ограничений, кроме политически окрашенных формулировок, или тот же Закон о "неуважении к власти" <42>, которым введена административная ответственность для граждан за распространение в Интернете информации, выраженной в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации. Представляется, что Закон N 28-ФЗ не соответствует положениям Конституции РФ о свободе слова (ст. 29), в части установления ответственности за высказывания в отношении государства, общества или должностных лиц (органов) при отсутствии правомерной цели и явной общественной потребности, вводит нарушающую конституционный принцип равенства граждан перед законом (ст. 19) несоразмерную тяжести вредных последствий и дискриминирующую простых граждан защиту интересов представителей власти.
Статья: Цифровизация и Конституция
(Волос А.А., Иванов А.А.)
("Закон", 2022, N 12)Из смысла законодательства следует, что ограничения права на цифровизацию преследуют как раз конституционно значимые цели. Так, ст. 15.1-1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" устанавливает порядок ограничения доступа к информации, выражающейся в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, выражает явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации. Формально целью статьи действительно является защита конституционных ценностей: защита основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц. Вместе с тем обращает на себя внимание большое количество оценочных категорий и терминов, используемых в данных нормах.
(Волос А.А., Иванов А.А.)
("Закон", 2022, N 12)Из смысла законодательства следует, что ограничения права на цифровизацию преследуют как раз конституционно значимые цели. Так, ст. 15.1-1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" устанавливает порядок ограничения доступа к информации, выражающейся в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, выражает явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации. Формально целью статьи действительно является защита конституционных ценностей: защита основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц. Вместе с тем обращает на себя внимание большое количество оценочных категорий и терминов, используемых в данных нормах.
Статья: Проблемы применения полицией мер административно-процессуального принуждения в сфере охраны общественного порядка
(Трегубов И.С.)
("Современное право", 2024, N 2)Общественное место - это место, куда осуществляется свободный и неограниченный доступ граждан и где складываются социальное взаимодействие между людьми. С позиции нормативной регламентации понимание сущности и признаков понятия "общественное место" очень важно, поскольку закон связывает с этим возможность применения мер принуждения. Так, предусмотрена ответственность за "появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в общественном транспорте, а также в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность" (ст. 20.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Также в законе указывается на ответственность за организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, если это повлекло нарушение общественного порядка (ст. 20.2.2 КоАП РФ), и др.
(Трегубов И.С.)
("Современное право", 2024, N 2)Общественное место - это место, куда осуществляется свободный и неограниченный доступ граждан и где складываются социальное взаимодействие между людьми. С позиции нормативной регламентации понимание сущности и признаков понятия "общественное место" очень важно, поскольку закон связывает с этим возможность применения мер принуждения. Так, предусмотрена ответственность за "появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в общественном транспорте, а также в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность" (ст. 20.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Также в законе указывается на ответственность за организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, если это повлекло нарушение общественного порядка (ст. 20.2.2 КоАП РФ), и др.