Организация призыва на военную службу
Подборка наиболее важных документов по запросу Организация призыва на военную службу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1 "Воинская обязанность" Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе""Федеральный законодатель полномочия по организации призыва на военную службу возложил на военные комиссариаты, а непосредственно осуществление призыва - на призывные комиссии (статьи 1, 5, 26 указанного федерального закона)."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 31 "Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу" Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе""Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: В организацию устроился работник в возрасте 18 лет, у него нет военного билета, но есть удостоверение о призыве на военную службу с категорией "Г". Нужно ли делать сверку с военкоматом по нему?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: В организацию устроился работник в возрасте 18 лет, у него нет военного билета, но есть удостоверение о призыве на военную службу с категорией "Г". Нужно ли делать сверку с военкоматом по нему?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: В организацию устроился работник в возрасте 18 лет, у него нет военного билета, но есть удостоверение о призыве на военную службу с категорией "Г". Нужно ли делать сверку с военкоматом по нему?
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О воинской обязанности и военной службе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2025)Статья 26. Организация призыва граждан на военную службу
(ред. от 04.11.2025)
"О воинской обязанности и военной службе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2025)Статья 26. Организация призыва граждан на военную службу
Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ
(ред. от 23.03.2024)
"О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"Статья 20. Организация призыва граждан на военную службу по мобилизации
(ред. от 23.03.2024)
"О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"Статья 20. Организация призыва граждан на военную службу по мобилизации
Готовое решение: Как рассчитать и выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении
(КонсультантПлюс, 2025)от 5,5 месяца до 10,5 месяца (10 месяцев и 14 дней и менее) - когда увольнение не связано с особыми обстоятельствами, такими как ликвидация организации, сокращение штата или призыв на военную службу (п. 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках).
(КонсультантПлюс, 2025)от 5,5 месяца до 10,5 месяца (10 месяцев и 14 дней и менее) - когда увольнение не связано с особыми обстоятельствами, такими как ликвидация организации, сокращение штата или призыв на военную службу (п. 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках).
Готовое решение: Как облагаются НДФЛ компенсации и иные выплаты при увольнении
(КонсультантПлюс, 2025)Пособия выплачиваются, например, при увольнении в связи с ликвидацией организации, в связи с сокращением численности или штата работников организации, призывом работника на военную службу, отказом работника от перевода на работу в другую местность и т.д. (ст. 178 ТК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)Пособия выплачиваются, например, при увольнении в связи с ликвидацией организации, в связи с сокращением численности или штата работников организации, призывом работника на военную службу, отказом работника от перевода на работу в другую местность и т.д. (ст. 178 ТК РФ);
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Такие граждане справедливо отнесены федеральным законодателем к лицам, испытывающим трудности в поиске работы (п. 2 ст. 5 Закона о занятости), что позволяет им воспользоваться особыми гарантиями в сфере трудоустройства, среди которых: предоставление органами государственной службы занятости в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях; сохранение за теми из них, кто работал до призыва на военную службу в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации в течение трех месяцев после увольнения с военной службы по призыву, а также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу (п. 5 ст. 23 Закона о занятости). Соответственно, в случае невозможности трудоустройства в той же государственной организации, где гражданин работал до призыва на военную службу, его трудоустройство также возлагается на ОСЗН.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Такие граждане справедливо отнесены федеральным законодателем к лицам, испытывающим трудности в поиске работы (п. 2 ст. 5 Закона о занятости), что позволяет им воспользоваться особыми гарантиями в сфере трудоустройства, среди которых: предоставление органами государственной службы занятости в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях; сохранение за теми из них, кто работал до призыва на военную службу в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации в течение трех месяцев после увольнения с военной службы по призыву, а также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу (п. 5 ст. 23 Закона о занятости). Соответственно, в случае невозможности трудоустройства в той же государственной организации, где гражданин работал до призыва на военную службу, его трудоустройство также возлагается на ОСЗН.
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Указ Президента РФ от 02.03.2022 N 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации", закрепивший, помимо прочего, право Правительства предоставлять гражданам Российской Федерации, работающим в аккредитованных организациях, право на получение отсрочки от призыва на военную службу до достижения ими возраста 27 лет (на период работы в этих организациях). Для реализации этого Указа было принято Постановление Правительства РФ от 28.03.2022 N 490 "Об утверждении Правил предоставления права на получение отсрочки от призыва на военную службу гражданам Российской Федерации, работающим в аккредитованных организациях, осуществляющих деятельность в области информационных технологий".
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Указ Президента РФ от 02.03.2022 N 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации", закрепивший, помимо прочего, право Правительства предоставлять гражданам Российской Федерации, работающим в аккредитованных организациях, право на получение отсрочки от призыва на военную службу до достижения ими возраста 27 лет (на период работы в этих организациях). Для реализации этого Указа было принято Постановление Правительства РФ от 28.03.2022 N 490 "Об утверждении Правил предоставления права на получение отсрочки от призыва на военную службу гражданам Российской Федерации, работающим в аккредитованных организациях, осуществляющих деятельность в области информационных технологий".
Статья: Государственная Дума
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)С момента регистрации кандидаты получают особый статус и особые права, в т.ч. право на проведение предвыборной агитации. При этом кандидаты в депутаты не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения: все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности (ст. ст. 52, 53 Закона о выборах ГД РФ). Работодатель, руководитель государственного органа или его подразделения, командир воинской части, администрация образовательной организации, в которых работает, служит, проходит альтернативную гражданскую службу, военные сборы, учится зарегистрированный кандидат, обязаны по заявлению кандидата освободить его от работы, учебы, службы и т.п. в любой день и на любое время на период проведения избирательной кампании со дня регистрации ЦИК кандидата до официального опубликования результатов выборов. Не допускается в этот период увольнение кандидата по инициативе работодателя, отчисление из образовательной организации, призыв на военную службу и т.п. (ст. 54 Закона о выборах ГД РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)С момента регистрации кандидаты получают особый статус и особые права, в т.ч. право на проведение предвыборной агитации. При этом кандидаты в депутаты не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения: все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности (ст. ст. 52, 53 Закона о выборах ГД РФ). Работодатель, руководитель государственного органа или его подразделения, командир воинской части, администрация образовательной организации, в которых работает, служит, проходит альтернативную гражданскую службу, военные сборы, учится зарегистрированный кандидат, обязаны по заявлению кандидата освободить его от работы, учебы, службы и т.п. в любой день и на любое время на период проведения избирательной кампании со дня регистрации ЦИК кандидата до официального опубликования результатов выборов. Не допускается в этот период увольнение кандидата по инициативе работодателя, отчисление из образовательной организации, призыв на военную службу и т.п. (ст. 54 Закона о выборах ГД РФ).
Готовое решение: Какие гарантии и льготы положены работникам из числа мобилизованных, добровольцев или контрактников, а также членам их семей
(КонсультантПлюс, 2025)Если обращаетесь к лицу, выплачивающему периодические платежи, приложите к заявлению в качестве основания для приостановления подтверждающие документы. Таким документом может быть, например, выписка из приказа военного комиссариата о призыве на военную службу по мобилизации. В отношении мобилизованного банк (иная кредитная организация) может запросить в ФНС России в том числе необходимую для приостановления подтверждающую информацию (ч. 2, 4 ст. 7 Закона N 603-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если обращаетесь к лицу, выплачивающему периодические платежи, приложите к заявлению в качестве основания для приостановления подтверждающие документы. Таким документом может быть, например, выписка из приказа военного комиссариата о призыве на военную службу по мобилизации. В отношении мобилизованного банк (иная кредитная организация) может запросить в ФНС России в том числе необходимую для приостановления подтверждающую информацию (ч. 2, 4 ст. 7 Закона N 603-ФЗ).
Путеводитель по кадровым вопросам. Призыв на военную службуСм. также: Что делать кадровику организации в связи с частичной мобилизацией либо в случае, если работник стал добровольцем или контрактником.
Статья: Весенний призыв - что нужно знать работодателю
(Коротина Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 18)Работодателям важно понимать особенности процесса призыва сотрудников на военную службу, поскольку от этого зависят организация рабочего процесса и соблюдение трудового законодательства.
(Коротина Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 18)Работодателям важно понимать особенности процесса призыва сотрудников на военную службу, поскольку от этого зависят организация рабочего процесса и соблюдение трудового законодательства.
Статья: Отсутствие административной процессуальной правоспособности как основание для признания административного иска не подлежащим рассмотрению в судах
(Остроумов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 2)В рамках производства по административному делу суд первой инстанции пришел к выводу о том, что призывная комиссия города и военный комиссариат города самостоятельной правоспособностью не обладают, поскольку призывная комиссия города является структурным подразделением военного комиссариата области, а военный комиссариат города прекратил свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к военному комиссариату области. Суд апелляционной инстанции с этим выводом не согласился, указав, что военные комиссариаты муниципальных образований наделены самостоятельной компетенцией по осуществлению организации призыва на военную службу, а призывная комиссия также обладает компетенцией по осуществлению призыва на военную службу и не является структурным подразделением военного комиссариата <6>.
(Остроумов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 2)В рамках производства по административному делу суд первой инстанции пришел к выводу о том, что призывная комиссия города и военный комиссариат города самостоятельной правоспособностью не обладают, поскольку призывная комиссия города является структурным подразделением военного комиссариата области, а военный комиссариат города прекратил свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к военному комиссариату области. Суд апелляционной инстанции с этим выводом не согласился, указав, что военные комиссариаты муниципальных образований наделены самостоятельной компетенцией по осуществлению организации призыва на военную службу, а призывная комиссия также обладает компетенцией по осуществлению призыва на военную службу и не является структурным подразделением военного комиссариата <6>.