Орган внутреннего муниципального финансового контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Орган внутреннего муниципального финансового контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Внутренний финансовый контроль (проведение казначейством проверок) в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляют в том числе органы внутреннего государственного финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ..."
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляют в том числе органы внутреннего государственного финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ..."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль
(КонсультантПлюс, 2025)1. Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
(КонсультантПлюс, 2025)1. Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об истребовании сведений и документов органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в рамках административного производства.
(Письмо Минфина России от 11.07.2024 N 02-09-10/64689)Вопрос: Об истребовании сведений и документов органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в рамках административного производства.
(Письмо Минфина России от 11.07.2024 N 02-09-10/64689)Вопрос: Об истребовании сведений и документов органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в рамках административного производства.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)9. Контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)9. Контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.7.2. Непредставление информации и документов или представление заведомо недостоверных информации и документов в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.7.2. Непредставление информации и документов или представление заведомо недостоверных информации и документов в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
Статья: Ответственность за нарушения в сфере государственного оборонного заказа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- ст. 19.7.2 ("Непредставление информации и документов или представление заведомо недостоверных информации и документов в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- ст. 19.7.2 ("Непредставление информации и документов или представление заведомо недостоверных информации и документов в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля").
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Данное положение введено с 26 июля 2019 г. Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ, основным предназначением которого являлось регулирование бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций бюджетной сферы. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона в отношении положений, которые вошли в ч. 3 комментируемой статьи, инициирование указанных дополнений обусловлено итогами анализа результатов контрольных мероприятий Счетной палаты РФ и иных органов внешнего (внутреннего) государственного финансового контроля бухгалтерской отчетности, формируемой организациями бюджетной сферы; указанные изменения направлены на создание условий по обеспечению полноты и достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также полноты отражения фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Данное положение введено с 26 июля 2019 г. Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ, основным предназначением которого являлось регулирование бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций бюджетной сферы. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона в отношении положений, которые вошли в ч. 3 комментируемой статьи, инициирование указанных дополнений обусловлено итогами анализа результатов контрольных мероприятий Счетной палаты РФ и иных органов внешнего (внутреннего) государственного финансового контроля бухгалтерской отчетности, формируемой организациями бюджетной сферы; указанные изменения направлены на создание условий по обеспечению полноты и достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также полноты отражения фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете.
Статья: Санкционирование операций как казначейская контрольная процедура
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 10)Таким образом, в период до 2019 г. Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливал, что внутренний государственный финансовый контроль осуществляется Росфиннадзором (до 2016 г.) и Казначейством России (с 2016 г.), а также иными органами государственного муниципального финансового контроля, которые все вместе выделялись в обособленную группу участников бюджетного процесса - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Также п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса предусматривал, что внутренний государственный финансовый контроль является контрольной деятельностью и Федерального казначейства, и финансовых органов в виде санкционирования операций. На этом этапе правового регулирования становилась все более очевидной противоречивость рассмотрения санкционирования операций в качестве объекта правового регулирования как метода государственного финансового контроля, поскольку нормативные правовые акты, регулирующие порядок санкционирования операций <12>, разрабатывались исключительно как акты в сфере организации исполнения бюджета.
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 10)Таким образом, в период до 2019 г. Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливал, что внутренний государственный финансовый контроль осуществляется Росфиннадзором (до 2016 г.) и Казначейством России (с 2016 г.), а также иными органами государственного муниципального финансового контроля, которые все вместе выделялись в обособленную группу участников бюджетного процесса - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Также п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса предусматривал, что внутренний государственный финансовый контроль является контрольной деятельностью и Федерального казначейства, и финансовых органов в виде санкционирования операций. На этом этапе правового регулирования становилась все более очевидной противоречивость рассмотрения санкционирования операций в качестве объекта правового регулирования как метода государственного финансового контроля, поскольку нормативные правовые акты, регулирующие порядок санкционирования операций <12>, разрабатывались исключительно как акты в сфере организации исполнения бюджета.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В связи с этим контроль подразделяется на предварительный и последующий. Предварительный контроль призван обеспечить предупреждение и пресечение бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджета, а последующий контроль производится по результатам исполнения бюджета для проверки законности его исполнения, достоверности учета и бюджетной отчетности. Также согласно БК РФ бюджетный контроль подразделяется на внутренний и внешний. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля). Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий <464>. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля). По мнению Ю.И. Мигачева, внутренний контроль осуществляется в отношении органов одной системы, а внешний - в отношении организационно неподчиненных субъектов <465>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В связи с этим контроль подразделяется на предварительный и последующий. Предварительный контроль призван обеспечить предупреждение и пресечение бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджета, а последующий контроль производится по результатам исполнения бюджета для проверки законности его исполнения, достоверности учета и бюджетной отчетности. Также согласно БК РФ бюджетный контроль подразделяется на внутренний и внешний. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля). Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий <464>. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля). По мнению Ю.И. Мигачева, внутренний контроль осуществляется в отношении органов одной системы, а внешний - в отношении организационно неподчиненных субъектов <465>.
Готовое решение: Кто и в каком порядке осуществляет контроль в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
(КонсультантПлюс, 2025)принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
Статья: Государственный контроль в сфере публичных закупок: понятие и виды
(Каменских Е.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Органы внутреннего государственного финансового контроля полномочны в порядке, урегулированном главой 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации <16>, проводить проверки предусмотренных Законом N 44-ФЗ требований.
(Каменских Е.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Органы внутреннего государственного финансового контроля полномочны в порядке, урегулированном главой 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации <16>, проводить проверки предусмотренных Законом N 44-ФЗ требований.
Вопрос: О действиях органа внутреннего государственного финансового контроля субъекта РФ при выявлении нарушений законодательства РФ в сфере закупок в ходе проверки исполнения контрактов.
(Письмо Минфина России от 26.01.2024 N 02-09-08/6396)Вопрос: О действиях органа внутреннего государственного финансового контроля субъекта РФ при выявлении нарушений законодательства РФ в сфере закупок в ходе проверки исполнения контрактов.
(Письмо Минфина России от 26.01.2024 N 02-09-08/6396)Вопрос: О действиях органа внутреннего государственного финансового контроля субъекта РФ при выявлении нарушений законодательства РФ в сфере закупок в ходе проверки исполнения контрактов.
Готовое решение: Как обосновать начальную максимальную цену контракта
(КонсультантПлюс, 2025)В отношении определения НМЦК осуществляют контроль и рассматривают дела об административных правонарушениях органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Исключение - НМЦК по гособоронзаказу и НМЦК в закупках для федеральных нужд, сведения о которых составляют гостайну (п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, ст. ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)В отношении определения НМЦК осуществляют контроль и рассматривают дела об административных правонарушениях органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Исключение - НМЦК по гособоронзаказу и НМЦК в закупках для федеральных нужд, сведения о которых составляют гостайну (п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, ст. ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ).
Вопрос: Об отзыве (отмене), обжаловании и признании недействительным представления (предписания) органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
(Письмо Минфина России от 15.12.2023 N 02-09-05/121640)Вопрос: Об отзыве (отмене), обжаловании и признании недействительным представления (предписания) органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
(Письмо Минфина России от 15.12.2023 N 02-09-05/121640)Вопрос: Об отзыве (отмене), обжаловании и признании недействительным представления (предписания) органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.