Орган охраны объектов культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Орган охраны объектов культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 45 "Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия" Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации""Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной ч. 7 ст. 45 указанного Федерального закона, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 33 "Цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия" Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"Таким образом, акт технического состояния объекта культурного наследия составляется уполномоченным органом в области охраны объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия с учетом его актуального физического состояния, на основании которого определяются состав (перечень) и сроки (периодичность) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия. Из этого следует, что отраслевой орган охраны объектов культурного наследия не оформляет акт технического состояния для правообладателя, а составляет документ физического состояния на конкретный объект."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Охранное обязательство объекта культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае необходимости органы охраны объектов культурного наследия вправе устанавливать дополнительные требования в отношении объекта культурного наследия (п. 3 ст. 47.6 Закона об объектах культурного наследия).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае необходимости органы охраны объектов культурного наследия вправе устанавливать дополнительные требования в отношении объекта культурного наследия (п. 3 ст. 47.6 Закона об объектах культурного наследия).
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Статья 9.1. Полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Статья 9.1. Полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации
Готовое решение: Что такое рекламная конструкция и какие требования к ней предъявляются
(КонсультантПлюс, 2025)нельзя размещать наружную рекламу на объектах культурного наследия, которые включены в соответствующий реестр (кроме территорий достопримечательных мест). Здесь можно рекламировать только проводимые мероприятия и, при соблюдении условий, их спонсора. Требования по размещению рекламных конструкций на территории достопримечательных мест устанавливает орган охраны объектов культурного наследия (ст. 35.1 Закона об объектах культурного наследия).
(КонсультантПлюс, 2025)нельзя размещать наружную рекламу на объектах культурного наследия, которые включены в соответствующий реестр (кроме территорий достопримечательных мест). Здесь можно рекламировать только проводимые мероприятия и, при соблюдении условий, их спонсора. Требования по размещению рекламных конструкций на территории достопримечательных мест устанавливает орган охраны объектов культурного наследия (ст. 35.1 Закона об объектах культурного наследия).
Статья: Правовой режим защитных зон объектов культурного наследия в условиях цифровизации
(Пивненко Д.Л.)
("Цивилист", 2023, N 4)<9> Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2016 г. N 1357 "Об утверждении Положения о принятии региональным органом охраны объектов культурного наследия решения, предусматривающего установление границ защитной зоны объекта культурного наследия на расстоянии, отличном от расстояний, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 34.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы с учетом историко-градостроительного и ландшафтного окружения такого объекта культурного наследия и о внесении изменений в Положение о государственной историко-культурной экспертизе" (в ред. от 20 октября 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. 2016. N 51. Ст. 7407.
(Пивненко Д.Л.)
("Цивилист", 2023, N 4)<9> Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2016 г. N 1357 "Об утверждении Положения о принятии региональным органом охраны объектов культурного наследия решения, предусматривающего установление границ защитной зоны объекта культурного наследия на расстоянии, отличном от расстояний, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 34.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы с учетом историко-градостроительного и ландшафтного окружения такого объекта культурного наследия и о внесении изменений в Положение о государственной историко-культурной экспертизе" (в ред. от 20 октября 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. 2016. N 51. Ст. 7407.
Статья: Защита публичных интересов: некоторые аспекты недопущения причинения вреда объектам культурного наследия в ходе хозяйственной деятельности
(Калинин Г.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 9)В связи с уникальностью региона с точки зрения археологического наследия <22> в Краснодарском крае в целях предотвращения повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика, нарушения установленного порядка использования объектов культурного наследия и иных действий, влекущих за собой причинение вреда таким объектам, физические и юридические лица, органы власти и местного самоуправления на стадии проведения землеустройства, формирования, отвода, изменения категории, вида разрешенного использования и иного хозяйственного освоения земельного участка, предусматривающего проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, обязаны обратиться в краевой орган охраны объектов культурного наследия с заявлением о согласовании проведения работ на территории, подлежащей хозяйственному освоению (ч. 6 ст. 7 Закона Краснодарского края от 23 июля 2015 г. N 3223-КЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края" <23>). Получение информации о памятниках истории и культуры в целях проведения хозяйственных работ в регионе является не только правом, но и обязанностью.
(Калинин Г.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 9)В связи с уникальностью региона с точки зрения археологического наследия <22> в Краснодарском крае в целях предотвращения повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика, нарушения установленного порядка использования объектов культурного наследия и иных действий, влекущих за собой причинение вреда таким объектам, физические и юридические лица, органы власти и местного самоуправления на стадии проведения землеустройства, формирования, отвода, изменения категории, вида разрешенного использования и иного хозяйственного освоения земельного участка, предусматривающего проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, обязаны обратиться в краевой орган охраны объектов культурного наследия с заявлением о согласовании проведения работ на территории, подлежащей хозяйственному освоению (ч. 6 ст. 7 Закона Краснодарского края от 23 июля 2015 г. N 3223-КЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края" <23>). Получение информации о памятниках истории и культуры в целях проведения хозяйственных работ в регионе является не только правом, но и обязанностью.
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)- справки об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или справки об отнесении объекта к выявленным объектам культурного наследия, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)- справки об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или справки об отнесении объекта к выявленным объектам культурного наследия, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Открытый лист выдается федеральным органом охраны объектов культурного наследия <1>. При этом необходимым условием является получение заключения Российской академии наук, в котором отмечена целесообразность проведения планируемых археологических полевых работ. Выдача открытого листа - разновидность государственной услуги, и ее получателями могут быть только физические лица, отвечающие определенным квалификационным требованиям, свидетельствующим о наличии у них необходимых практических и научных познаний для проведения такого рода работ. Кроме того, соискатели открытого листа должны состоять в трудовых отношениях с теми организациями, которые осуществляют археологические полевые работы и деятельность которых связана с их проведением или выявлением и собиранием музейных предметов и музейных коллекций или подготовкой кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Открытый лист выдается федеральным органом охраны объектов культурного наследия <1>. При этом необходимым условием является получение заключения Российской академии наук, в котором отмечена целесообразность проведения планируемых археологических полевых работ. Выдача открытого листа - разновидность государственной услуги, и ее получателями могут быть только физические лица, отвечающие определенным квалификационным требованиям, свидетельствующим о наличии у них необходимых практических и научных познаний для проведения такого рода работ. Кроме того, соискатели открытого листа должны состоять в трудовых отношениях с теми организациями, которые осуществляют археологические полевые работы и деятельность которых связана с их проведением или выявлением и собиранием музейных предметов и музейных коллекций или подготовкой кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 5 ст. 60 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 19.10.2023) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.04.2024) проекты правил землепользования и застройки, подготовленные применительно к территориям исторических поселений федерального значения, подлежат согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия (Минкультуры России) в установленном им порядке. Срок рассмотрения федеральным органом охраны объектов культурного наследия проекта правил землепользования и застройки не должен превышать семь рабочих дней со дня поступления соответствующих документов от органа местного самоуправления.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 5 ст. 60 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 19.10.2023) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.04.2024) проекты правил землепользования и застройки, подготовленные применительно к территориям исторических поселений федерального значения, подлежат согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия (Минкультуры России) в установленном им порядке. Срок рассмотрения федеральным органом охраны объектов культурного наследия проекта правил землепользования и застройки не должен превышать семь рабочих дней со дня поступления соответствующих документов от органа местного самоуправления.
Ситуация: Можно ли согласовать возведение пристройки к многоквартирному дому?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если многоквартирный дом относится к объектам культурного наследия, необходимо согласование проекта пристройки с уполномоченными органами в сфере охраны объектов культурного наследия (п. 2 ч. 5 ст. 5.2 ГрК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если многоквартирный дом относится к объектам культурного наследия, необходимо согласование проекта пристройки с уполномоченными органами в сфере охраны объектов культурного наследия (п. 2 ч. 5 ст. 5.2 ГрК РФ).
Статья: Использование объектов культурного наследия в коммерческих целях
(Кожейкин С.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 8)- незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, и пр.
(Кожейкин С.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 8)- незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, и пр.
Ситуация: Как согласовать перепланировку или переустройство квартиры?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Орган, осуществляющий согласование, запрашивает определенные документы и информацию самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в частности выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на квартиру, поэтажный план и экспликацию к поэтажному плану. Если квартира или многоквартирный дом, в котором она находится, является объектом культурного наследия (выявленным объектом культурного наследия), то заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения перепланировки (переустройства) уполномоченный орган получает в рамках межведомственного согласования (ч. 2.1 ст. 26 ЖК РФ; п. п. 2.5.1.2.1, 2.5.1.2.2 Административного регламента).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Орган, осуществляющий согласование, запрашивает определенные документы и информацию самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в частности выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на квартиру, поэтажный план и экспликацию к поэтажному плану. Если квартира или многоквартирный дом, в котором она находится, является объектом культурного наследия (выявленным объектом культурного наследия), то заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения перепланировки (переустройства) уполномоченный орган получает в рамках межведомственного согласования (ч. 2.1 ст. 26 ЖК РФ; п. п. 2.5.1.2.1, 2.5.1.2.2 Административного регламента).