Ограничения при закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Ограничения при закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...учреждение отмечает, что нормами... Федерального закона [N 223-ФЗ - ред.] не установлены ограничения по суммам, устанавливаемым при закупке у единственного поставщика.
(КонсультантПлюс, 2025)...учреждение отмечает, что нормами... Федерального закона [N 223-ФЗ - ред.] не установлены ограничения по суммам, устанавливаемым при закупке у единственного поставщика.
Важнейшая практика по ст. 3 Закона N 223-ФЗВажнейшая практика по ст. 3 Закона N 223-ФЗ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как провести закупку по 223-ФЗ у единственного поставщика
(КонсультантПлюс, 2025)Ограничений по объему закупок у единственного поставщика или сумме таких договоров законом не установлено. При условии, что основания не проводить конкурентную процедуру соответствуют нормам положения, вы вправе провести такую процедуру в любое время. Однако учитывайте, что злоупотребление неконкурентными закупками может быть расценено контролирующими органами как ограничение конкуренции (Письмо Минэкономразвития России от 13.03.2017 N Д28и-1224).
(КонсультантПлюс, 2025)Ограничений по объему закупок у единственного поставщика или сумме таких договоров законом не установлено. При условии, что основания не проводить конкурентную процедуру соответствуют нормам положения, вы вправе провести такую процедуру в любое время. Однако учитывайте, что злоупотребление неконкурентными закупками может быть расценено контролирующими органами как ограничение конкуренции (Письмо Минэкономразвития России от 13.03.2017 N Д28и-1224).
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Пример 2. В Законе 223-ФЗ, кроме отсылочной ст. 3.6, нет других норм, регулирующих отношения по закупке продукции у единственного поставщика. В этой связи Закон 223-ФЗ не предусматривает ограничений на закупки у единственного поставщика, равно как и обязанность заказчика в рассматриваемом случае выбирать конкурентные способы закупок.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Пример 2. В Законе 223-ФЗ, кроме отсылочной ст. 3.6, нет других норм, регулирующих отношения по закупке продукции у единственного поставщика. В этой связи Закон 223-ФЗ не предусматривает ограничений на закупки у единственного поставщика, равно как и обязанность заказчика в рассматриваемом случае выбирать конкурентные способы закупок.
Готовое решение: Каким способом провести процедуру закупки заказчику по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)обжалование в ФАС России положения о закупке, предусматривающего необоснованно широкий круг оснований для неконкурентной закупки, в том числе закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Полагаем, что такое обжалование возможно в том числе на основании п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ в связи с возможным нарушением предусмотренного Законом N 223-ФЗ принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). По результатам рассмотрения жалобы ФАС России может вынести предписание о внесении изменений в положение о закупке (ч. 20 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)обжалование в ФАС России положения о закупке, предусматривающего необоснованно широкий круг оснований для неконкурентной закупки, в том числе закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Полагаем, что такое обжалование возможно в том числе на основании п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ в связи с возможным нарушением предусмотренного Законом N 223-ФЗ принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). По результатам рассмотрения жалобы ФАС России может вынести предписание о внесении изменений в положение о закупке (ч. 20 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ);
Статья: Закупки у взаимозависимых лиц и их соотношение с единым технологическим процессом
(Байрашев В., Дон В.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 8)Принятие Федерального закона от 11.06.2022 N 159-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 159-ФЗ), изменившего условия проведения закупок у взаимозависимых лиц, вызвало серьезную дискуссию в среде заказчиков. Если одна часть специалистов пришла к выводу о серьезном ограничении данных закупок, что приведет к увеличению объема закупок у единственного поставщика и соответствующему повышению трудозатрат, то другая часть посчитала эти изменения менее значительными, а появившиеся ограничения не такими существенными. Ввиду высокой значимости таких закупок для ряда заказчиков рассмотрим основные варианты толкования новой редакции Закона N 223-ФЗ при проведении закупок у взаимозависимых лиц.
(Байрашев В., Дон В.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 8)Принятие Федерального закона от 11.06.2022 N 159-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 159-ФЗ), изменившего условия проведения закупок у взаимозависимых лиц, вызвало серьезную дискуссию в среде заказчиков. Если одна часть специалистов пришла к выводу о серьезном ограничении данных закупок, что приведет к увеличению объема закупок у единственного поставщика и соответствующему повышению трудозатрат, то другая часть посчитала эти изменения менее значительными, а появившиеся ограничения не такими существенными. Ввиду высокой значимости таких закупок для ряда заказчиков рассмотрим основные варианты толкования новой редакции Закона N 223-ФЗ при проведении закупок у взаимозависимых лиц.
Вопрос: О содержании положения о закупке, внесении в него изменений, его утверждении и размещении в ЕИС в сфере закупок.
(Письмо Минфина России от 09.10.2024 N 24-07-08/97814)При этом Закон N 223-ФЗ не содержит ограничений по числу, предельному объему, случаям неконкурентных закупок, в том числе закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
(Письмо Минфина России от 09.10.2024 N 24-07-08/97814)При этом Закон N 223-ФЗ не содержит ограничений по числу, предельному объему, случаям неконкурентных закупок, в том числе закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Статья: Антиконкурентные действия заказчиков при закупках
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 3)Несмотря на ряд ограничений, автономные учреждения по-прежнему обладают широкими возможностями для использования закупок у единственного поставщика <1>. Главное - прописать все основания для этого в своем положении о закупке. Но практика показывает, что такой меры бывает мало: формальное следование нормам Закона N 223-ФЗ <2> делает позицию заказчиков уязвимой. В их действиях суды усматривают дробление сделки, ограничение конкуренции и даже антиконкурентный сговор.
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 3)Несмотря на ряд ограничений, автономные учреждения по-прежнему обладают широкими возможностями для использования закупок у единственного поставщика <1>. Главное - прописать все основания для этого в своем положении о закупке. Но практика показывает, что такой меры бывает мало: формальное следование нормам Закона N 223-ФЗ <2> делает позицию заказчиков уязвимой. В их действиях суды усматривают дробление сделки, ограничение конкуренции и даже антиконкурентный сговор.
Готовое решение: Как провести предварительный квалификационный отбор по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)ПКО в неконкурентной закупке можно предусмотреть как самостоятельный способ закупки или как этап неконкурентной процедуры, в том числе закупки у единственного поставщика. Для подобного отбора законом не установлено процедурных ограничений. В положении о закупке можно предусмотреть любой порядок проведения неконкурентной процедуры. Такой отбор целесообразно установить, когда необходимо выбрать квалифицированного единственного поставщика. Важно, чтобы положением был предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда можно проводить неконкурентную закупку (ч. 3.2 ст. 3, ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)ПКО в неконкурентной закупке можно предусмотреть как самостоятельный способ закупки или как этап неконкурентной процедуры, в том числе закупки у единственного поставщика. Для подобного отбора законом не установлено процедурных ограничений. В положении о закупке можно предусмотреть любой порядок проведения неконкурентной процедуры. Такой отбор целесообразно установить, когда необходимо выбрать квалифицированного единственного поставщика. Важно, чтобы положением был предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда можно проводить неконкурентную закупку (ч. 3.2 ст. 3, ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ).
Ситуация: Какие основания для закупки у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ можно предусмотреть в положении о закупке
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Законом N 223-ФЗ не ограничена предельная стоимость закупки у единственного поставщика. Заказчик самостоятельно определяет ее в положении о закупке в зависимости от масштаба хозяйственной деятельности, объема закупок и иных показателей.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Законом N 223-ФЗ не ограничена предельная стоимость закупки у единственного поставщика. Заказчик самостоятельно определяет ее в положении о закупке в зависимости от масштаба хозяйственной деятельности, объема закупок и иных показателей.
Статья: Определение и обоснование начальной (максимальной) цены договора в соответствии с Законом N 223-ФЗ
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 9)Таким образом, обоснование НМЦД представляется более строгим подходом к формированию НМЦД, чем определение НМЦД, т.к. обоснование НМЦД, в отличие от определения НМЦД, должно быть непременно мотивированным. Определение НМЦД при отсутствии в Законе N 223-ФЗ требования об обосновании НМЦД вполне может ограничиться усмотрением лица, определяющего НМЦД.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 9)Таким образом, обоснование НМЦД представляется более строгим подходом к формированию НМЦД, чем определение НМЦД, т.к. обоснование НМЦД, в отличие от определения НМЦД, должно быть непременно мотивированным. Определение НМЦД при отсутствии в Законе N 223-ФЗ требования об обосновании НМЦД вполне может ограничиться усмотрением лица, определяющего НМЦД.
Готовое решение: Какие особенности закупки знаков почтовой оплаты (почтовых марок) необходимо учитывать при работе по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что в положении о закупке можно предусмотреть возможность закупки почтовых марок у единственного поставщика - АО "Почта России", поскольку 100% акций этого поставщика принадлежит РФ и полномочия по реализации им государственных знаков почтовой оплаты установлены законом. ФАС России в рамках Закона N 44-ФЗ высказывала позицию о правомерности заключения контракта с АО "Почта России" как с единственным поставщиком на специальном основании, связанном с наличием соответствующих полномочий. Полагаем, на данную позицию можно ориентироваться и в рамках закупок по Закону N 223-ФЗ, предусмотрев аналогичную возможность закупки у единственного поставщика в положении о закупке (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что в положении о закупке можно предусмотреть возможность закупки почтовых марок у единственного поставщика - АО "Почта России", поскольку 100% акций этого поставщика принадлежит РФ и полномочия по реализации им государственных знаков почтовой оплаты установлены законом. ФАС России в рамках Закона N 44-ФЗ высказывала позицию о правомерности заключения контракта с АО "Почта России" как с единственным поставщиком на специальном основании, связанном с наличием соответствующих полномочий. Полагаем, на данную позицию можно ориентироваться и в рамках закупок по Закону N 223-ФЗ, предусмотрев аналогичную возможность закупки у единственного поставщика в положении о закупке (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ).
Готовое решение: Как подать жалобу в ФАС России на действия заказчика по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если хотите обжаловать закупку у единственного поставщика, в жалобе в качестве основания укажите на нарушения заказчиком требований Закона N 223-ФЗ и положения о закупке (п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). ФАС России принимает такие жалобы от любых участников. Жалобу на положения документации о закупке можно направить до даты заключения договора. Учтите, если заказчик провел закупку у единственного поставщика в строгом соответствии со своим положением, оспорить такую закупку, скорее всего, не получится. Даже если жалобу признают обоснованной, договор с единственным поставщиком, скорее всего, будет уже заключен, поэтому ФАС России не выдаст предписание об устранении нарушений (см., например, Решения Калужского УФАС России от 25.09.2018 N 02-47т/2018, ФАС России от 01.09.2017 N 223ФЗ-857/17).
(КонсультантПлюс, 2025)Если хотите обжаловать закупку у единственного поставщика, в жалобе в качестве основания укажите на нарушения заказчиком требований Закона N 223-ФЗ и положения о закупке (п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). ФАС России принимает такие жалобы от любых участников. Жалобу на положения документации о закупке можно направить до даты заключения договора. Учтите, если заказчик провел закупку у единственного поставщика в строгом соответствии со своим положением, оспорить такую закупку, скорее всего, не получится. Даже если жалобу признают обоснованной, договор с единственным поставщиком, скорее всего, будет уже заключен, поэтому ФАС России не выдаст предписание об устранении нарушений (см., например, Решения Калужского УФАС России от 25.09.2018 N 02-47т/2018, ФАС России от 01.09.2017 N 223ФЗ-857/17).
Статья: Проблемные вопросы разработки положения о закупках на примере заказчиков Забайкальского края
(Гладких О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)Кроме того, Закон N 223-ФЗ требует установления в положении условий применения способов закупки, которые в Типовом положении Забайкальского края для открытых конкурентных процедур отсутствуют, и только в п. 11.2 указано, что заказчик осуществляет выбор способа закупки, исходя из принципа экономической целесообразности и эффективного расходования денежных средств, условия же для выбора конкурентных способов закупки, таких как конкурс, аукцион, запрос котировок или запрос предложений, в тексте Типового положения отсутствуют. Указывая на один из принципов осуществления закупок, определенных в ст. 3 Закона N 223-ФЗ, при разработке текста Типового положения не был учтен другой принцип, требующий отсутствия необоснованных ограничений конкуренции, что возможно обеспечить только при проведении закупок конкурентными способами. Если же заказчик при проведении закупок выбирает способ закупки у единственного поставщика, то это изначально ограничивает значительное число хозяйствующих субъектов, готовых конкурировать за право заключения договора на поставку необходимых заказчику товаров, работ, услуг <9>.
(Гладких О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)Кроме того, Закон N 223-ФЗ требует установления в положении условий применения способов закупки, которые в Типовом положении Забайкальского края для открытых конкурентных процедур отсутствуют, и только в п. 11.2 указано, что заказчик осуществляет выбор способа закупки, исходя из принципа экономической целесообразности и эффективного расходования денежных средств, условия же для выбора конкурентных способов закупки, таких как конкурс, аукцион, запрос котировок или запрос предложений, в тексте Типового положения отсутствуют. Указывая на один из принципов осуществления закупок, определенных в ст. 3 Закона N 223-ФЗ, при разработке текста Типового положения не был учтен другой принцип, требующий отсутствия необоснованных ограничений конкуренции, что возможно обеспечить только при проведении закупок конкурентными способами. Если же заказчик при проведении закупок выбирает способ закупки у единственного поставщика, то это изначально ограничивает значительное число хозяйствующих субъектов, готовых конкурировать за право заключения договора на поставку необходимых заказчику товаров, работ, услуг <9>.