Оформление прав на земельный участок под объектом недвижимости
Подборка наиболее важных документов по запросу Оформление прав на земельный участок под объектом недвижимости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 36 "Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения" ЗК РФВ этой связи суд верно указал, что, поскольку лесным законодательством правоотношения, связанные с оформлением прав аренды на земельные участки, находящиеся под объектами недвижимости, не урегулированы, в данном случае подлежали применению положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, имеющей приоритетное значение перед нормой части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, в тех случаях, когда на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3.6 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации""Из содержания вышеуказанной нормы права следует, что в переходный период, предусмотренный пунктом 3 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ, для определенной категории собственников линейных объектов, а именно: у которых право собственности на объекты недвижимости возникло ранее 01.09.2018, существует альтернатива при оформлении прав на земельный участок - право установить публичный сервитут либо приобрести земельный участок в аренду, и для этой категории собственников обоснование необходимости установления публичных сервитутов не требовалось приводить сведения, указанные в пункте 2 статьи 39.41 ЗК РФ, поскольку статьей 3.6 Закона N 137-ФЗ предусмотрены специальные правила установления публичного сервитута.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Продажа недвижимости2.2. Можно ли взыскать с покупателя сумму неосновательного обогащения за пользование земельным участком, на котором расположена приобретенная по договору купли-продажи недвижимость, если покупатель не оформил право собственности или аренды на участок
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)В целях оформления прав на земельный участок под объектом недвижимости в гл. 1.1 ЗК РФ установлен порядок и требования к образованию земельных участков. Образование земельного участка из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка при отсутствии утвержденного проекта межевания территории, за исключением случаев, когда образование земельных участков может осуществляться только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (пп. 2, 3 ст. 11.3 ЗК РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)В целях оформления прав на земельный участок под объектом недвижимости в гл. 1.1 ЗК РФ установлен порядок и требования к образованию земельных участков. Образование земельного участка из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка при отсутствии утвержденного проекта межевания территории, за исключением случаев, когда образование земельных участков может осуществляться только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (пп. 2, 3 ст. 11.3 ЗК РФ).
Приказ Минстроя России от 03.02.2025 N 51/пр
"О нормативных затратах на работы по подготовке проектной документации для строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог, их конструктивных элементов и сооружений на них"29) подготовка документов для перевода земельных участков из одной категории в другую, техническая инвентаризация и оценка земельных участков, объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для государственных и муниципальных нужд при строительстве объектов транспортной инфраструктуры, кадастровые работы, работы по формированию и переформированию земельных участков, необходимых для размещения объектов транспортной инфраструктуры, подготовка документов для отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором находится отчуждаемое недвижимое имущество, подготовка документов для оформления прав владения и пользования земельным участком и объектами недвижимости, расположенными на данном земельном участке;
"О нормативных затратах на работы по подготовке проектной документации для строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог, их конструктивных элементов и сооружений на них"29) подготовка документов для перевода земельных участков из одной категории в другую, техническая инвентаризация и оценка земельных участков, объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для государственных и муниципальных нужд при строительстве объектов транспортной инфраструктуры, кадастровые работы, работы по формированию и переформированию земельных участков, необходимых для размещения объектов транспортной инфраструктуры, подготовка документов для отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором находится отчуждаемое недвижимое имущество, подготовка документов для оформления прав владения и пользования земельным участком и объектами недвижимости, расположенными на данном земельном участке;
Статья: Выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости: развитие полномочий органов местного самоуправления
(Габучева С.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Участие в делах о включении недвижимого имущества в состав наследства и признании на него права собственности в порядке наследования - хороший пример вовлечения администраций муниципальных образований в решение вопросов, касающихся надлежащего оформления прав на объекты недвижимости. Именно органы местного самоуправления способны содействовать решению задач надлежащего оформления прав на земельные участки и иные объекты недвижимости в силу своей вовлеченности в подавляющее большинство процедур, связанных с предоставлением земельных участков и строительством. К сожалению, их деятельность в указанном направлении в настоящее время нельзя назвать активной и последовательной.
(Габучева С.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Участие в делах о включении недвижимого имущества в состав наследства и признании на него права собственности в порядке наследования - хороший пример вовлечения администраций муниципальных образований в решение вопросов, касающихся надлежащего оформления прав на объекты недвижимости. Именно органы местного самоуправления способны содействовать решению задач надлежащего оформления прав на земельные участки и иные объекты недвижимости в силу своей вовлеченности в подавляющее большинство процедур, связанных с предоставлением земельных участков и строительством. К сожалению, их деятельность в указанном направлении в настоящее время нельзя назвать активной и последовательной.
Ситуация: Можно ли узаконить самовольную реконструкцию жилого дома?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом орган регистрации прав проверяет соблюдение при реконструкции жилого дома ограничений, установленных в зонах с особыми условиями использования территорий (при наличии), а также соответствие жилого дома параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, установленным законодательством и правилами землепользования и застройки (в частности, виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан, градостроительному регламенту и др.), за исключением соответствия необходимым минимальным отступам от границ земельного участка. Право выбора порядка оформления такого объекта недвижимости принадлежит его правообладателю (п. 39 ст. 1 ГрК РФ; ч. 12, 13 ст. 70 Закона N 218-ФЗ; п. 2 Письма Росреестра от 21.06.2022 N 14-5128-ТГ/22; Письмо Минэкономразвития России от 24.12.2019 N ОГ-Д23-11504; Письма Росреестра от 19.01.2021 N 13-00021/21, от 08.02.2021 N 13-0775-АБ/21, от 05.03.2021 N 14-1578-ГЕ/21; Письмо Минстроя России от 05.03.2021 N 5336-ОГ/08).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом орган регистрации прав проверяет соблюдение при реконструкции жилого дома ограничений, установленных в зонах с особыми условиями использования территорий (при наличии), а также соответствие жилого дома параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, установленным законодательством и правилами землепользования и застройки (в частности, виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан, градостроительному регламенту и др.), за исключением соответствия необходимым минимальным отступам от границ земельного участка. Право выбора порядка оформления такого объекта недвижимости принадлежит его правообладателю (п. 39 ст. 1 ГрК РФ; ч. 12, 13 ст. 70 Закона N 218-ФЗ; п. 2 Письма Росреестра от 21.06.2022 N 14-5128-ТГ/22; Письмо Минэкономразвития России от 24.12.2019 N ОГ-Д23-11504; Письма Росреестра от 19.01.2021 N 13-00021/21, от 08.02.2021 N 13-0775-АБ/21, от 05.03.2021 N 14-1578-ГЕ/21; Письмо Минстроя России от 05.03.2021 N 5336-ОГ/08).
Статья: О продлении действия законодательства о "дачной амнистии" до 1 марта 2031 года
(Ефимова Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)<2> Об упрощенном порядке оформления прав граждан на земельные участки и иные объекты недвижимости.
(Ефимова Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)<2> Об упрощенном порядке оформления прав граждан на земельные участки и иные объекты недвижимости.
Ситуация: Как заполняется декларация об объекте недвижимости при оформлении прав на него по дачной амнистии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При оформлении прав на объект недвижимости в рамках дачной амнистии декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка (земельных участков), в границах которого (которых) расположен созданный объект недвижимости, или его представителем (п. 2 Требований).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При оформлении прав на объект недвижимости в рамках дачной амнистии декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка (земельных участков), в границах которого (которых) расположен созданный объект недвижимости, или его представителем (п. 2 Требований).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В своем Постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.02.2014 N 13839/13 подчеркнул, что орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, имеет правовой интерес в участии в судебном процессе, связанном с оспариванием решений комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, в том числе наделен правом на самостоятельное оспаривание таких решений. Помимо собственников соответствующих земельных участков и органов местного самоуправления к лицам, чьи права затрагиваются или могут быть затронуты решениями таких комиссий и судебными актами, можно также отнести арендаторов земельных участков, правообладателей, владеющих земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, лиц, которые хотя и не имеют оформленных прав на земельный участок, но в собственности которых находятся объекты недвижимости, расположенные на таком участке <1>.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В своем Постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.02.2014 N 13839/13 подчеркнул, что орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, имеет правовой интерес в участии в судебном процессе, связанном с оспариванием решений комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, в том числе наделен правом на самостоятельное оспаривание таких решений. Помимо собственников соответствующих земельных участков и органов местного самоуправления к лицам, чьи права затрагиваются или могут быть затронуты решениями таких комиссий и судебными актами, можно также отнести арендаторов земельных участков, правообладателей, владеющих земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, лиц, которые хотя и не имеют оформленных прав на земельный участок, но в собственности которых находятся объекты недвижимости, расположенные на таком участке <1>.