Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов Министерство труда
Подборка наиболее важных документов по запросу Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов Министерство труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конфликт интересов в сфере закупок: проблемы в практике правоприменения
(Климова О.В.)
("Законность", 2021, N 6)В то же время из Обзора практики правоприменения в сфере конфликта интересов Минтруда России, подготовленного по итогам обобщения результатов мониторинга применения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в государственных и муниципальных органах, Центральном банке РФ, иных организациях, на работников которых распространяются положения статей Закона N 273-ФЗ, следует, что при оценке ситуации на предмет наличия конфликта интересов в действиях таких лиц, в том числе и когда вопрос касается закупочной деятельности в рамках Закона N 44-ФЗ, определяющими являются соответствующие положения Закона N 273-ФЗ.
(Климова О.В.)
("Законность", 2021, N 6)В то же время из Обзора практики правоприменения в сфере конфликта интересов Минтруда России, подготовленного по итогам обобщения результатов мониторинга применения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в государственных и муниципальных органах, Центральном банке РФ, иных организациях, на работников которых распространяются положения статей Закона N 273-ФЗ, следует, что при оценке ситуации на предмет наличия конфликта интересов в действиях таких лиц, в том числе и когда вопрос касается закупочной деятельности в рамках Закона N 44-ФЗ, определяющими являются соответствующие положения Закона N 273-ФЗ.
Готовое решение: Как урегулировать конфликт интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе
(КонсультантПлюс, 2025)Более точно определить, какую ситуацию можно отнести к конфликту интересов, вам поможет Памятка Управления делами Президента РФ, а также Обзоры практики правоприменения в сфере конфликта интересов, Письмо Минтруда России от 15.10.2012 N 18-2/10/1-2088.
(КонсультантПлюс, 2025)Более точно определить, какую ситуацию можно отнести к конфликту интересов, вам поможет Памятка Управления делами Президента РФ, а также Обзоры практики правоприменения в сфере конфликта интересов, Письмо Минтруда России от 15.10.2012 N 18-2/10/1-2088.
Нормативные акты
<Письмо> Минтруда России от 03.09.2018 N 18-0/10/П-6179
"Об Обзоре практики правоприменения в сфере конфликта интересов N 2"МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об Обзоре практики правоприменения в сфере конфликта интересов N 2"МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При конфликте интересов в банковской сфере применимы не только специальные нормы Банка России в виде обязательных для банков инструкций и указаний, но и общие принципы трудового права, которые устоялись и были закреплены судебной практикой. Например, если мы проанализируем положения и основные идеи, отраженные в Обзоре практики правоприменения в сфере конфликта интересов (подготовлен Минтрудом России по состоянию на 24.12.2019), то увидим, что основные правила и спорные ситуации, возникающие в трудовых отношениях, применимы и к банкам, в особенности в области конфликта интересов. Речь в данном случае идет не только об угрозе эффективности самого банка в случае такого конфликта, но и об угрозе утраты сбережений вкладчиков. Отсюда следует и логичное заявление составителей Обзора, приведенное в его преамбуле: "Настоящий обзор подготовлен по итогам обобщения результатов мониторинга применения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в государственных и муниципальных органах, Центральном банке Российской Федерации, иных организациях, на работников которых распространяются положения статей 10, 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"... в том числе решений соответствующих комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов".
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При конфликте интересов в банковской сфере применимы не только специальные нормы Банка России в виде обязательных для банков инструкций и указаний, но и общие принципы трудового права, которые устоялись и были закреплены судебной практикой. Например, если мы проанализируем положения и основные идеи, отраженные в Обзоре практики правоприменения в сфере конфликта интересов (подготовлен Минтрудом России по состоянию на 24.12.2019), то увидим, что основные правила и спорные ситуации, возникающие в трудовых отношениях, применимы и к банкам, в особенности в области конфликта интересов. Речь в данном случае идет не только об угрозе эффективности самого банка в случае такого конфликта, но и об угрозе утраты сбережений вкладчиков. Отсюда следует и логичное заявление составителей Обзора, приведенное в его преамбуле: "Настоящий обзор подготовлен по итогам обобщения результатов мониторинга применения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в государственных и муниципальных органах, Центральном банке Российской Федерации, иных организациях, на работников которых распространяются положения статей 10, 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"... в том числе решений соответствующих комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов".
Статья: Конфликт интересов как мера противодействия коррупции
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)С практической точки зрения многие государственные служащие и работники силовых структур также отмечают, что создание и рассмотрение на комиссиях возможных или случившихся ситуаций конфликта интересов, касающихся соблюдения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, никак не ведет к уменьшению количества коррупционных правонарушений и преступлений. Данные ограничения легко обходятся теми лицами, которые умышленно собираются совершить коррупционное преступление или нарушить иные нормы права. Однако меры по конфликту интересов усложняют работу для тех лиц и госоргана в целом, которые исполняют свои должностные обязанности на должном уровне, не совершая коррупционных проступков, правонарушений и преступлений. На практике, к сожалению, достаточно часто возникают абсурдные ситуации, когда лица, не совершавшие и не нарушавшие норм по конфликту интересов, выносятся на комиссии и комиссия обязана с точки зрения закона обязательно рассматривать данные ситуации, вынося соответствующие решения. Часто перестраховываясь и боясь, что вдруг потенциально может возникнуть конфликт интересов, а на комиссию данная ситуация не будет вынесена, чтобы себя подстраховать, данные лица также выносятся на комиссию. Тем самым отнимается рабочее время, создаются дополнительные ненужные и никаким положительным образом не влияющие на работу препятствия для исполнения основных должностных полномочий. Излишняя бюрократизация в данном вопросе никак не способствует сокращению коррупционных проявлений. Регулярные обзоры практики правоприменения в сфере конфликта интересов, публикуемые Минтрудом, лишь доказывают несостоятельность наличия процедур конфликта интересов в части касающихся соблюдения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов и их нецелесообразность. Число выявленных фактов и ситуаций возникновения конфликта интересов год от года только растет, создавая дополнительную нагрузку на органы государственной власти и тех, кто обязан исполнять данные законодательные нормы. Все ситуации, которые представлены в обзорах, а также иные, рассмотренные на практике в комиссиях по урегулированию конфликта интересов, сводятся по данному вопросу к двум результирующим: или конфликт есть, или его нет. Если будет установлено, что конфликта интересов нет, то и комментарии здесь излишни. Однако если комиссией будет признан факт наличия конфликта интересов, то здесь также возможны два варианта: лицо или приняло меры по урегулированию конфликта интересов, или нет. Если нет, варианты могут быть уже разные, в зависимости от тяжести совершенного проступка (преступления), в любом случае, как правило, лицо должно быть уволено с формулировкой "в связи с утратой доверия", и далее материалы поступают в соответствующие правоохранительные органы для дальнейшей работы. И здесь возникает вопрос: зачем необходимо совершать достаточно большое количество процедур, согласно действующим нормам законодательства, которые связаны с (не)выявлением конфликта интересов, когда в рабочем порядке или само лицо, выполняющее должностные обязанности, может напрямую уведомить, например, правоохранительные органы о склонении его к должностному преступлению (как вариант), или иное лицо может также сделать данное заявление, имея на то основания, в обход комиссий по конфликту интересов?
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)С практической точки зрения многие государственные служащие и работники силовых структур также отмечают, что создание и рассмотрение на комиссиях возможных или случившихся ситуаций конфликта интересов, касающихся соблюдения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, никак не ведет к уменьшению количества коррупционных правонарушений и преступлений. Данные ограничения легко обходятся теми лицами, которые умышленно собираются совершить коррупционное преступление или нарушить иные нормы права. Однако меры по конфликту интересов усложняют работу для тех лиц и госоргана в целом, которые исполняют свои должностные обязанности на должном уровне, не совершая коррупционных проступков, правонарушений и преступлений. На практике, к сожалению, достаточно часто возникают абсурдные ситуации, когда лица, не совершавшие и не нарушавшие норм по конфликту интересов, выносятся на комиссии и комиссия обязана с точки зрения закона обязательно рассматривать данные ситуации, вынося соответствующие решения. Часто перестраховываясь и боясь, что вдруг потенциально может возникнуть конфликт интересов, а на комиссию данная ситуация не будет вынесена, чтобы себя подстраховать, данные лица также выносятся на комиссию. Тем самым отнимается рабочее время, создаются дополнительные ненужные и никаким положительным образом не влияющие на работу препятствия для исполнения основных должностных полномочий. Излишняя бюрократизация в данном вопросе никак не способствует сокращению коррупционных проявлений. Регулярные обзоры практики правоприменения в сфере конфликта интересов, публикуемые Минтрудом, лишь доказывают несостоятельность наличия процедур конфликта интересов в части касающихся соблюдения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов и их нецелесообразность. Число выявленных фактов и ситуаций возникновения конфликта интересов год от года только растет, создавая дополнительную нагрузку на органы государственной власти и тех, кто обязан исполнять данные законодательные нормы. Все ситуации, которые представлены в обзорах, а также иные, рассмотренные на практике в комиссиях по урегулированию конфликта интересов, сводятся по данному вопросу к двум результирующим: или конфликт есть, или его нет. Если будет установлено, что конфликта интересов нет, то и комментарии здесь излишни. Однако если комиссией будет признан факт наличия конфликта интересов, то здесь также возможны два варианта: лицо или приняло меры по урегулированию конфликта интересов, или нет. Если нет, варианты могут быть уже разные, в зависимости от тяжести совершенного проступка (преступления), в любом случае, как правило, лицо должно быть уволено с формулировкой "в связи с утратой доверия", и далее материалы поступают в соответствующие правоохранительные органы для дальнейшей работы. И здесь возникает вопрос: зачем необходимо совершать достаточно большое количество процедур, согласно действующим нормам законодательства, которые связаны с (не)выявлением конфликта интересов, когда в рабочем порядке или само лицо, выполняющее должностные обязанности, может напрямую уведомить, например, правоохранительные органы о склонении его к должностному преступлению (как вариант), или иное лицо может также сделать данное заявление, имея на то основания, в обход комиссий по конфликту интересов?
Форма: Положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)обзоры практики правоприменения в сфере конфликта интересов, размещаемые на официальном сайте Минтруда России;
(КонсультантПлюс, 2025)обзоры практики правоприменения в сфере конфликта интересов, размещаемые на официальном сайте Минтруда России;
Статья: Проблемные вопросы правовой регламентации предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов: законодательство и судебная практика
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)<9> Об Обзоре практики правоприменения в сфере конфликта интересов N 1: письмо Минтруда России от 29.03.2018 N 18-0/10/П-2061. Минтруд России: сайт. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/13 (дата обращения: 30.03.2021).
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)<9> Об Обзоре практики правоприменения в сфере конфликта интересов N 1: письмо Минтруда России от 29.03.2018 N 18-0/10/П-2061. Минтруд России: сайт. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/13 (дата обращения: 30.03.2021).