Обжалование решения об установлении административного надзора
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование решения об установлении административного надзора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.12.2023 N 16-6817/2023 (УИД 19MS0017-01-2022-004437-35)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре.
Решение: Удовлетворено.Доводы жалобы заявителя о том, он не был уведомлен о дате рассмотрения жалобы на решение суда об установлении административного надзора, ввиду чего не знал о вступлении решения в законную силу, не свидетельствует о незаконности обжалуемого судебного акта. Т. был предупрежден о порядке отбывания административного надзора и последствиях неисполнения данного порядка (л.д. 13-14).
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре.
Решение: Удовлетворено.Доводы жалобы заявителя о том, он не был уведомлен о дате рассмотрения жалобы на решение суда об установлении административного надзора, ввиду чего не знал о вступлении решения в законную силу, не свидетельствует о незаконности обжалуемого судебного акта. Т. был предупрежден о порядке отбывания административного надзора и последствиях неисполнения данного порядка (л.д. 13-14).
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.12.2023 N 16-6813/2023 (УИД 19MS0017-01-2022-004422-80)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре.
Решение: Удовлетворено.Доводы жалобы заявителя о том, он не был уведомлен о дате рассмотрения своей жалобы на решение суда об установлении административного надзора, ввиду чего не знал о вступлении решения в законную силу, не свидетельствует о незаконности обжалуемого судебного акта. Т. был предупрежден о порядке отбывания административного надзора и последствиях неисполнения данного порядка (л.д. 13-14).
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре.
Решение: Удовлетворено.Доводы жалобы заявителя о том, он не был уведомлен о дате рассмотрения своей жалобы на решение суда об установлении административного надзора, ввиду чего не знал о вступлении решения в законную силу, не свидетельствует о незаконности обжалуемого судебного акта. Т. был предупрежден о порядке отбывания административного надзора и последствиях неисполнения данного порядка (л.д. 13-14).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проверка прокурором полноты установления предмета доказывания при расследовании уклонения от административного надзора
(Данилова Н.А., Петрова О.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 6)Так, основанием для вынесения оправдательного приговора в отношении Г., который обвинялся в неприбытии в период с 19 по 24 ноября 2021 г. без уважительных причин к избранному им месту жительства, послужил тот факт, что решение суда об установлении административного надзора от 15.11.2021 вступило в законную силу только 30.11.2021, т.е. после инкриминируемых Г. действий по уклонению от административного надзора <22>. В Республике Саха (Якутия) аналогичное упущение, связанное с тем, что предписание было выдано в период обжалования решения суда об установлении административного надзора, также привело к вынесению оправдательного приговора <23>.
(Данилова Н.А., Петрова О.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 6)Так, основанием для вынесения оправдательного приговора в отношении Г., который обвинялся в неприбытии в период с 19 по 24 ноября 2021 г. без уважительных причин к избранному им месту жительства, послужил тот факт, что решение суда об установлении административного надзора от 15.11.2021 вступило в законную силу только 30.11.2021, т.е. после инкриминируемых Г. действий по уклонению от административного надзора <22>. В Республике Саха (Якутия) аналогичное упущение, связанное с тем, что предписание было выдано в период обжалования решения суда об установлении административного надзора, также привело к вынесению оправдательного приговора <23>.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 23.09.2020 N 1540
(ред. от 28.07.2023)
"Об утверждении Правил осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"12. Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении регионального государственного надзора устанавливаются административными регламентами осуществления регионального государственного надзора, разрабатываемыми и принимаемыми в порядке, установленном законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
(ред. от 28.07.2023)
"Об утверждении Правил осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"12. Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении регионального государственного надзора устанавливаются административными регламентами осуществления регионального государственного надзора, разрабатываемыми и принимаемыми в порядке, установленном законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ
(ред. от 06.04.2024)
"Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"2) обжаловать решения суда об установлении или о продлении административного надзора либо об установлении связанных с ним административных ограничений;
(ред. от 06.04.2024)
"Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"2) обжаловать решения суда об установлении или о продлении административного надзора либо об установлении связанных с ним административных ограничений;
Вопрос: Каковы последствия неявки в судебное заседание административного ответчика в соответствии с КАС РФ?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- лица, привлеченные к участию в деле по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, административным делам об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения (ч. 4 ст. 247 КАС РФ);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- лица, привлеченные к участию в деле по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, административным делам об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения (ч. 4 ст. 247 КАС РФ);
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)4) отношения по установлению административного надзора в отношении лица, освободившегося из мест лишения свободы;
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)4) отношения по установлению административного надзора в отношении лица, освободившегося из мест лишения свободы;
Статья: Административный надзор как средство профилактики: проблемы правоприменения и дальнейшее развитие
(Челобитчиков М.Е.)
("Законность", 2024, N 7)Помимо этого, граждане в случае несогласия с установлением в отношении их административного надзора не лишены права обжаловать решения, принятые этими должностными лицами в порядке, установленном КАС.
(Челобитчиков М.Е.)
("Законность", 2024, N 7)Помимо этого, граждане в случае несогласия с установлением в отношении их административного надзора не лишены права обжаловать решения, принятые этими должностными лицами в порядке, установленном КАС.
Статья: Контрольно-надзорная деятельность сотрудников ГИБДД: к вопросу о разграничении функциональных обязанностей
(Кострова О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Тем не менее, на наш взгляд, наличие разнообразных групп правовых норм, регулирующих различные аспекты контрольно-надзорной работы, не меняет сути самой деятельности контроля и надзора. Исходя из семантического значения ядром контроля (надзора) являются процедуры по визуальному слежению за объектом (анализ его состояния), включая проверки, в рамках которых выполняются различные действия - изучение документации, отбор образцов, измерения показателей, проведение экспертиз, привлечение специалистов и другие. Результатом контроля или надзора является установление соответствия или несоответствия реальных действий требованиям административного законодательства в виде соответствующего решения, оформленного в установленной правовой форме, - постановления о наложении административного наказания. Поэтому процесс привлечения к административной ответственности и взаимодействия с судебной системой в случае обжалования вынесенных решений также не выходит за пределы контрольно-надзорной деятельности, но может быть выделен в отдельную форму административной деятельности - административно-юрисдикционную. Согласимся с цитатой С.М. Зырянова: "...осматривать, давать обязательные предписания, привлекать к административной ответственности - это обязательные полномочия, без которых надзор превращается в мониторинг" <18>. По мнению А.В. Мартынова, "отрицание некоторыми учеными очевидных элементов содержания административного надзора еще более запутывает ситуацию с его интерпретацией. На практике еще более сложно будет разграничить административно-надзорную и юрисдикционную деятельность ввиду отсутствия у субъектов правоприменения теоретических познаний в административно-правовой науке. Тем самым производимые попытки сузить и разграничить эти два вида юридической деятельности остаются под большим вопросом" <19>.
(Кострова О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Тем не менее, на наш взгляд, наличие разнообразных групп правовых норм, регулирующих различные аспекты контрольно-надзорной работы, не меняет сути самой деятельности контроля и надзора. Исходя из семантического значения ядром контроля (надзора) являются процедуры по визуальному слежению за объектом (анализ его состояния), включая проверки, в рамках которых выполняются различные действия - изучение документации, отбор образцов, измерения показателей, проведение экспертиз, привлечение специалистов и другие. Результатом контроля или надзора является установление соответствия или несоответствия реальных действий требованиям административного законодательства в виде соответствующего решения, оформленного в установленной правовой форме, - постановления о наложении административного наказания. Поэтому процесс привлечения к административной ответственности и взаимодействия с судебной системой в случае обжалования вынесенных решений также не выходит за пределы контрольно-надзорной деятельности, но может быть выделен в отдельную форму административной деятельности - административно-юрисдикционную. Согласимся с цитатой С.М. Зырянова: "...осматривать, давать обязательные предписания, привлекать к административной ответственности - это обязательные полномочия, без которых надзор превращается в мониторинг" <18>. По мнению А.В. Мартынова, "отрицание некоторыми учеными очевидных элементов содержания административного надзора еще более запутывает ситуацию с его интерпретацией. На практике еще более сложно будет разграничить административно-надзорную и юрисдикционную деятельность ввиду отсутствия у субъектов правоприменения теоретических познаний в административно-правовой науке. Тем самым производимые попытки сузить и разграничить эти два вида юридической деятельности остаются под большим вопросом" <19>.
Статья: Мировое соглашение (соглашение о примирении) в публично-правовых делах
(Михайлова Е.В.)
("Закон", 2023, N 4)Именно такие группы дел, возникающих из публичных правоотношений, предусматривало прежнее гражданское процессуальное законодательство. Чуть позднее в соответствующий раздел были включены дела об установлении и прекращении мер административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы; дела о реадмиссии и избирательные споры. Однако Гражданский процессуальный кодекс никогда не содержал такого обширного перечня публично-правовых дел, как КАС РФ, и это было правильно. Большой разброс дел отдельных категорий усложняет понимание общих принципов их рассмотрения.
(Михайлова Е.В.)
("Закон", 2023, N 4)Именно такие группы дел, возникающих из публичных правоотношений, предусматривало прежнее гражданское процессуальное законодательство. Чуть позднее в соответствующий раздел были включены дела об установлении и прекращении мер административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы; дела о реадмиссии и избирательные споры. Однако Гражданский процессуальный кодекс никогда не содержал такого обширного перечня публично-правовых дел, как КАС РФ, и это было правильно. Большой разброс дел отдельных категорий усложняет понимание общих принципов их рассмотрения.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Юридические вопросы организации контроля (надзора) решаются в нормативных правовых актах, тексты которых также должны быть размещены в Реестре. Положения этих актов регламентируют административные процедуры по видам мероприятий по контролю (надзору), устанавливают формы решений и порядок досудебного обжалования действий (бездействия) и решений органов контроля (надзора) и их должностных лиц. К сожалению, в разделах портала, посвященных административным процедурам, представлены общие положения Закона N 248-ФЗ, что говорит о формальном подходе к заполнению реестра <1>.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Юридические вопросы организации контроля (надзора) решаются в нормативных правовых актах, тексты которых также должны быть размещены в Реестре. Положения этих актов регламентируют административные процедуры по видам мероприятий по контролю (надзору), устанавливают формы решений и порядок досудебного обжалования действий (бездействия) и решений органов контроля (надзора) и их должностных лиц. К сожалению, в разделах портала, посвященных административным процедурам, представлены общие положения Закона N 248-ФЗ, что говорит о формальном подходе к заполнению реестра <1>.
Статья: Понятие и ключевые элементы структуры судебного административного процесса, осуществляемого в Российской Федерации
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Финишные (итоговые) решения по судебному административному делу, к примеру, установлены:
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Финишные (итоговые) решения по судебному административному делу, к примеру, установлены:
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2. По административным делам об административном надзоре аргументированное решение должно быть изготовлено в день его принятия. Копия решения суда незамедлительно вручается (направляется) лицам, участвующим в деле.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2. По административным делам об административном надзоре аргументированное решение должно быть изготовлено в день его принятия. Копия решения суда незамедлительно вручается (направляется) лицам, участвующим в деле.
Статья: Восстановление гражданских прав в административном порядке
(Степин А.Б.)
("Современное право", 2021, N 11)Способы восстановления отличаются от способов защиты тем, что не требуют соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, когда это необходимо, например, по требованиям о взыскании денег по договору, другой сделке или вследствие неосновательного обогащения (ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ); о неосновательном обогащении в натуре (ст. 1104 ГК РФ); при обращении потребителя финансовых услуг к финансовому уполномоченному [6]; при защите интеллектуальных прав (п. 1 ч. 1 ст. 134, п. 2 ст. 1248 ГК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 127.1 АПК РФ) [9] и др. Автономность способов восстановления гражданских прав в административном порядке связана с различными процедурами (контроля, надзора) и официально установленными порядками совершения действий по устранению нарушений оспариваемого права (налоговым, финансовым, таможенным и др.).
(Степин А.Б.)
("Современное право", 2021, N 11)Способы восстановления отличаются от способов защиты тем, что не требуют соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, когда это необходимо, например, по требованиям о взыскании денег по договору, другой сделке или вследствие неосновательного обогащения (ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ); о неосновательном обогащении в натуре (ст. 1104 ГК РФ); при обращении потребителя финансовых услуг к финансовому уполномоченному [6]; при защите интеллектуальных прав (п. 1 ч. 1 ст. 134, п. 2 ст. 1248 ГК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 127.1 АПК РФ) [9] и др. Автономность способов восстановления гражданских прав в административном порядке связана с различными процедурами (контроля, надзора) и официально установленными порядками совершения действий по устранению нарушений оспариваемого права (налоговым, финансовым, таможенным и др.).
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Указанные статьи Закона раскрывают предмет деятельности суда, рассматривающего заявление об установлении административного надзора: суд проверяет, относится ли административный ответчик к лицам, в отношении которых может быть установлен административный надзор, с учетом индивидуальной совокупности обстоятельств определяет, какие именно административные ограничения составят его содержание и каким должен быть его срок. Суд также решает вопрос о продлении административного надзора и его досрочном прекращении. Законодатель пришел к выводу о том, что решение перечисленных вопросов не может быть передано в компетенцию органов внутренних дел или иных административных органов, ибо административные ограничения, составляющие содержание надзора, затрагивают основополагающие права и свободы человека (например, запрет на выезд за пределы территории и др.), следовательно, в решении этих вопросов последующий судебный контроль (через обжалование поднадзорным лицом административного решения об установлении надзора) был бы недостаточным и не обеспечивал бы необходимый уровень гарантий прав личности. Суд обеспечивает индивидуализацию содержания и срока административного надзора исходя из задач, которые он призван решать.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Указанные статьи Закона раскрывают предмет деятельности суда, рассматривающего заявление об установлении административного надзора: суд проверяет, относится ли административный ответчик к лицам, в отношении которых может быть установлен административный надзор, с учетом индивидуальной совокупности обстоятельств определяет, какие именно административные ограничения составят его содержание и каким должен быть его срок. Суд также решает вопрос о продлении административного надзора и его досрочном прекращении. Законодатель пришел к выводу о том, что решение перечисленных вопросов не может быть передано в компетенцию органов внутренних дел или иных административных органов, ибо административные ограничения, составляющие содержание надзора, затрагивают основополагающие права и свободы человека (например, запрет на выезд за пределы территории и др.), следовательно, в решении этих вопросов последующий судебный контроль (через обжалование поднадзорным лицом административного решения об установлении надзора) был бы недостаточным и не обеспечивал бы необходимый уровень гарантий прав личности. Суд обеспечивает индивидуализацию содержания и срока административного надзора исходя из задач, которые он призван решать.