Обжалование предписания об устранении нарушений
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование предписания об устранении нарушений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Предписания органов контроля (надзора)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Срок для обжалования предписаний об устранении нарушений,
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Срок для обжалования предписаний об устранении нарушений,
Нормативные акты
"Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)В другом деле конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением об оспаривании предписания антимонопольного органа об устранении нарушений, допущенных при организации торгов по продаже недвижимого имущества предприятия, признанного несостоятельным (банкротом).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)В другом деле конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением об оспаривании предписания антимонопольного органа об устранении нарушений, допущенных при организации торгов по продаже недвижимого имущества предприятия, признанного несостоятельным (банкротом).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспоренное предписание об устранении выявленных нарушений соответствует положениям действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом сам по себе факт возникновения недостатков вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей застройщиком и наличия у него обязательств по устранению допущенных нарушений в течение гарантийного срока не устраняет установленные законодательством и договором управления обязанности управляющей организации по содержанию общего имущества в надлежащем состоянии.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспоренное предписание об устранении выявленных нарушений соответствует положениям действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом сам по себе факт возникновения недостатков вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей застройщиком и наличия у него обязательств по устранению допущенных нарушений в течение гарантийного срока не устраняет установленные законодательством и договором управления обязанности управляющей организации по содержанию общего имущества в надлежащем состоянии.
Статья: Женщина выходит на работу во время отпуска по уходу за ребенком: вопросы практики
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 2)Пример 1. Работник требовал 7-часовой рабочий день, работодатель ему в таком графике отказал. Последовала жалоба в ГИТ, а после проверки - предписание устранить выявленные нарушения. Работодатель обжаловал постановление в суд, и в трех инстанциях подтвердили: государственный инспектор фактически разрешил индивидуальный трудовой спор, подлежащий рассмотрению комиссией по трудовым спорам либо судом (Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 18.02.2020 N 88А-2056/2020).
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 2)Пример 1. Работник требовал 7-часовой рабочий день, работодатель ему в таком графике отказал. Последовала жалоба в ГИТ, а после проверки - предписание устранить выявленные нарушения. Работодатель обжаловал постановление в суд, и в трех инстанциях подтвердили: государственный инспектор фактически разрешил индивидуальный трудовой спор, подлежащий рассмотрению комиссией по трудовым спорам либо судом (Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 18.02.2020 N 88А-2056/2020).
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Как следует из содержания оспариваемого предписания ООО "Хлебпром", надлежит устранить нарушение ст. 148 ТК РФ и приведенного выше Постановления Администрации Новосибирской области.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Как следует из содержания оспариваемого предписания ООО "Хлебпром", надлежит устранить нарушение ст. 148 ТК РФ и приведенного выше Постановления Администрации Новосибирской области.
Статья: О некоторых вопросах обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) в судебном порядке (на примере арбитражных судов)
(Смирнова Е.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)При этом возможность обжалования предписаний об устранении выявленных нарушений требований не вызывает сомнений у правоприменителя, и судебная практика в этом вопросе единообразна, тогда как возможность обжалования распоряжений о проведении проверок и актов проверок вызывает некоторую правовую неопределенность как в правовой доктрине, так и в судебной практике. Так, С.М. Зырянов считает, что наравне с предписаниями об устранении выявленных нарушений обязательных требований предприниматели чаще всего обжалуют именно акты проверок <5>.
(Смирнова Е.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)При этом возможность обжалования предписаний об устранении выявленных нарушений требований не вызывает сомнений у правоприменителя, и судебная практика в этом вопросе единообразна, тогда как возможность обжалования распоряжений о проведении проверок и актов проверок вызывает некоторую правовую неопределенность как в правовой доктрине, так и в судебной практике. Так, С.М. Зырянов считает, что наравне с предписаниями об устранении выявленных нарушений обязательных требований предприниматели чаще всего обжалуют именно акты проверок <5>.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Мораторный срок, предусмотренный в ч. 5 комментируемой статьи, является зеркальной нормой по отношению к правилам ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Это правила административного обжалования результатов торгов, проведение которых является обязательным по законодательству Российской Федерации. Так, обжалованы в антимонопольном органе могут быть действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. Срок на обращение с жалобой в антимонопольный орган составляет 10 дней и является пресекательным. Если договор водопользования будет заключен до истечения срока на обжалование, то антимонопольный орган не сможет вынести предписание об устранении нарушений, поскольку вторгаться в договорные отношения уполномочен только суд ("судебная интервенция"), но не федеральный орган исполнительной власти. Для того чтобы обеспечить реальную возможность административной защиты прав для тех лиц, которые участвовали в аукционе, но не выиграли его, требуется синхронизация срока заключения договора и срока на обращение с административной жалобой.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Мораторный срок, предусмотренный в ч. 5 комментируемой статьи, является зеркальной нормой по отношению к правилам ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Это правила административного обжалования результатов торгов, проведение которых является обязательным по законодательству Российской Федерации. Так, обжалованы в антимонопольном органе могут быть действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. Срок на обращение с жалобой в антимонопольный орган составляет 10 дней и является пресекательным. Если договор водопользования будет заключен до истечения срока на обжалование, то антимонопольный орган не сможет вынести предписание об устранении нарушений, поскольку вторгаться в договорные отношения уполномочен только суд ("судебная интервенция"), но не федеральный орган исполнительной власти. Для того чтобы обеспечить реальную возможность административной защиты прав для тех лиц, которые участвовали в аукционе, но не выиграли его, требуется синхронизация срока заключения договора и срока на обращение с административной жалобой.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Во-вторых, еще сложнее подсчитать затраты регулируемых лиц. Они складываются из потерь, связанных с проведением мероприятий по контролю (отвлечение работников на общение с инспектором), со сбором, обработкой и направлением в контрольные (надзорные) органы истребуемой ими информации, с иной перепиской, в том числе в связи с исполнением предписаний об устранении нарушений, с обжалованием действий (бездействия) и решений органов контроля (надзора) и их должностных лиц. Неизвестную, но, вероятно, не незаметно малую долю затрат, связанных с государственным контролем (надзором), составляют затраты (в том числе явно коррупционные) на неформальное общение с инспекторами, иными должностными лицами, руководителями контрольно-надзорных органов. На наличие последних указывают опросы, в которых предприниматели сообщают, что решают возникающие проблемы в ходе неформального общения - "договариваются". Результаты социологических опросов показывают, что 10 - 15% предпринимателей совершают неформальные платежи в связи с проведением в их отношении проверок <1>. На необходимость выплаты коррупционной ренты указали 19% опрошенных ФСО России в 2022 г. предпринимателей, причем половина из этого числа считает, что это положительно отразилось на их бизнесе <2>.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Во-вторых, еще сложнее подсчитать затраты регулируемых лиц. Они складываются из потерь, связанных с проведением мероприятий по контролю (отвлечение работников на общение с инспектором), со сбором, обработкой и направлением в контрольные (надзорные) органы истребуемой ими информации, с иной перепиской, в том числе в связи с исполнением предписаний об устранении нарушений, с обжалованием действий (бездействия) и решений органов контроля (надзора) и их должностных лиц. Неизвестную, но, вероятно, не незаметно малую долю затрат, связанных с государственным контролем (надзором), составляют затраты (в том числе явно коррупционные) на неформальное общение с инспекторами, иными должностными лицами, руководителями контрольно-надзорных органов. На наличие последних указывают опросы, в которых предприниматели сообщают, что решают возникающие проблемы в ходе неформального общения - "договариваются". Результаты социологических опросов показывают, что 10 - 15% предпринимателей совершают неформальные платежи в связи с проведением в их отношении проверок <1>. На необходимость выплаты коррупционной ренты указали 19% опрошенных ФСО России в 2022 г. предпринимателей, причем половина из этого числа считает, что это положительно отразилось на их бизнесе <2>.
Статья: Компетенция арбитражного суда по делам с участием органов, осуществляющих публичные полномочия
(Кузьмина А.В.)
("Современное право", 2024, N 2)Между тем споры между государственными органами и юридическими лицами не относятся к компетенции арбитражного суда, если подлежащее применению при их разрешении законодательство не регулирует правоотношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности. Так, ТСЖ и ЖСК как некоммерческие организации создаются собственниками жилых помещений, прежде всего, физическими лицами и действуют в их некоммерческих интересах. Поэтому споры о привлечении к административной ответственности, об обжаловании решений о привлечении к административной ответственности ТСЖ и ЖСК за правонарушения, совершенные в процессе управления многоквартирными домами, относятся к компетенции судов общей юрисдикции. Аналогичным образом решается вопрос о подсудности заявления коммерческой организации об оспаривании предписания МЧС России об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, поскольку предмет спора не связан с предпринимательской деятельностью.
(Кузьмина А.В.)
("Современное право", 2024, N 2)Между тем споры между государственными органами и юридическими лицами не относятся к компетенции арбитражного суда, если подлежащее применению при их разрешении законодательство не регулирует правоотношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности. Так, ТСЖ и ЖСК как некоммерческие организации создаются собственниками жилых помещений, прежде всего, физическими лицами и действуют в их некоммерческих интересах. Поэтому споры о привлечении к административной ответственности, об обжаловании решений о привлечении к административной ответственности ТСЖ и ЖСК за правонарушения, совершенные в процессе управления многоквартирными домами, относятся к компетенции судов общей юрисдикции. Аналогичным образом решается вопрос о подсудности заявления коммерческой организации об оспаривании предписания МЧС России об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, поскольку предмет спора не связан с предпринимательской деятельностью.