Обжалование постановления о возвращении протокола об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование постановления о возвращении протокола об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Московского городского суда от 06.09.2023 по делу N 7-21182/2023 (УИД 77RS0034-02-2022-000055-36)
Процессуальные вопросы: О возвращении апелляционной жалобы (апелляционного представления).Несмотря на то, что КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования и опротестования определений по делу об административном правонарушении, из разъяснений абз. 6 п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что определение о возвращении протокола об административном правонарушении в связи с тем, что оно исключает возможность дальнейшего движения дела, может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, поскольку затрагивает право указанных лиц на судебную защиту, а также опротестовано прокурором.
Процессуальные вопросы: О возвращении апелляционной жалобы (апелляционного представления).Несмотря на то, что КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования и опротестования определений по делу об административном правонарушении, из разъяснений абз. 6 п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что определение о возвращении протокола об административном правонарушении в связи с тем, что оно исключает возможность дальнейшего движения дела, может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, поскольку затрагивает право указанных лиц на судебную защиту, а также опротестовано прокурором.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 30.12 "Право на обжалование, опротестование вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов" КоАП РФ"По смыслу положений статей 30.12 - 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предметом обжалования в кассационные суды общей юрисдикции являются вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, в связи с чем по результатам рассмотрения протеста прокурора на определение мирового судьи судебного участка N 13 Советского района г. Махачкалы Республики Дагестан от 26 ноября 2021 г. о возвращении протокола об административном правонарушении для устранения недостатков, которое подлежит отмене, производство по делу в Пятом кассационном суде общей юрисдикции не может быть прекращено."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как обжаловать определение судьи о возвращении протокола об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)Госпошлину за рассмотрение жалобы на определение о возвращении протокола платить не нужно, так как это не предусмотрено для обжалования постановления по делу об административном правонарушении. Поэтому и в рассматриваемом случае этого делать не нужно (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Госпошлину за рассмотрение жалобы на определение о возвращении протокола платить не нужно, так как это не предусмотрено для обжалования постановления по делу об административном правонарушении. Поэтому и в рассматриваемом случае этого делать не нужно (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Конфликты, возникающие в связи с вынесением вышеперечисленных решений, не названы в законе как конфликты первой группы. Более того, закон не закрепляет даже право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях, и иных заинтересованных лиц на судебный порядок их разрешения. Это право конституируется судебной практикой по инициативе Верховного Суда РФ, ориентирующего на необходимость соблюдения общих начал судопроизводства, его непрерывность, достижение конечной цели и реализацию принципа доступа к правосудию. Указанная правовая позиция Верховного Суда РФ сформулирована в Постановлении Пленума от 24 марта 2005 г. N 5 (в ред. от 19 декабря 2013 г.) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <1> применительно к вопросу об обжаловании и опротестовании определения о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, составивший протокол (п. 4), а также определения об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении (п. 31). Однако данные положения отражают общий подход к проблеме, с точки зрения которого может быть сделан вывод о допустимости судебной проверки и трех других вышеупомянутых решений процессуального характера.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Конфликты, возникающие в связи с вынесением вышеперечисленных решений, не названы в законе как конфликты первой группы. Более того, закон не закрепляет даже право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях, и иных заинтересованных лиц на судебный порядок их разрешения. Это право конституируется судебной практикой по инициативе Верховного Суда РФ, ориентирующего на необходимость соблюдения общих начал судопроизводства, его непрерывность, достижение конечной цели и реализацию принципа доступа к правосудию. Указанная правовая позиция Верховного Суда РФ сформулирована в Постановлении Пленума от 24 марта 2005 г. N 5 (в ред. от 19 декабря 2013 г.) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <1> применительно к вопросу об обжаловании и опротестовании определения о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, составивший протокол (п. 4), а также определения об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении (п. 31). Однако данные положения отражают общий подход к проблеме, с точки зрения которого может быть сделан вывод о допустимости судебной проверки и трех других вышеупомянутых решений процессуального характера.
Нормативные акты
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.02.2008)
(Извлечение)Вместе с тем, поскольку органы и должностные лица, составившие протокол, не указаны в главе 25 КоАП РФ в качестве участников производства по делам об административных правонарушениях, они не обладают правом на обжалование постановлений по делу об административном правонарушении и не могут обжаловать определение мирового судьи о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол. Такое определение может быть обжаловано потерпевшим по делу об административном правонарушении, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том случае, когда данным определением затронуты его права. Такое определение может быть также опротестовано прокурором.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.02.2008)
(Извлечение)Вместе с тем, поскольку органы и должностные лица, составившие протокол, не указаны в главе 25 КоАП РФ в качестве участников производства по делам об административных правонарушениях, они не обладают правом на обжалование постановлений по делу об административном правонарушении и не могут обжаловать определение мирового судьи о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол. Такое определение может быть обжаловано потерпевшим по делу об административном правонарушении, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том случае, когда данным определением затронуты его права. Такое определение может быть также опротестовано прокурором.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)При этом КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования решения, состоявшегося по жалобе (протесту) на определение о возвращении протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении), должностным лицом, вынесшим это определение.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)При этом КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования решения, состоявшегося по жалобе (протесту) на определение о возвращении протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении), должностным лицом, вынесшим это определение.