Обжалование нормативного акта утратившего силу
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование нормативного акта утратившего силу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 150 АПК РФ "Основания для прекращения производства по делу"2.1.3.1. Производство по делу об оспаривании отмененного или утратившего силу нормативного (ненормативного) акта может быть прекращено, если данный акт не нарушал права и интересы заявителя (позиция КС РФ, ВАС РФ) >>>
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Процессуальные споры в административном судопроизводстве: Заявитель не согласен с прекращением производства по делу
(КонсультантПлюс, 2025)оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен, но в период его действия были нарушены права и интересы Заявителя
(КонсультантПлюс, 2025)оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен, но в период его действия были нарушены права и интересы Заявителя
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Практика применения судами общей юрисдикции норм об оспаривании нормативных правовых актов
(Павлова М.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 9)2. Проблема оспаривания утративших юридическую силу,
(Павлова М.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 9)2. Проблема оспаривания утративших юридическую силу,
Статья: Идентификация и трансформация правового статуса оператора комплексного развития территорий
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)Верховный Суд РФ дал развернутое толкование понятию "нормативный правовой акт" в Постановлении Пленума от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" (утратило силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50). В п. 9 Постановления были названы следующие признаки нормативного правового акта:
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)Верховный Суд РФ дал развернутое толкование понятию "нормативный правовой акт" в Постановлении Пленума от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" (утратило силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50). В п. 9 Постановления были названы следующие признаки нормативного правового акта:
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50
"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"26. В случае если в процессе рассмотрения дела оспариваемый нормативный правовой акт изменен, отменен или утратил силу и принят иной нормативный правовой акт, аналогичным образом регламентирующий правоотношения, в связи с регулированием которых подано заявление об оспаривании нормативного правового акта, административный истец, заявитель вправе уточнить заявленные требования.
"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"26. В случае если в процессе рассмотрения дела оспариваемый нормативный правовой акт изменен, отменен или утратил силу и принят иной нормативный правовой акт, аналогичным образом регламентирующий правоотношения, в связи с регулированием которых подано заявление об оспаривании нормативного правового акта, административный истец, заявитель вправе уточнить заявленные требования.
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1) оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца;
(ред. от 31.07.2025)1) оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца;
"Суд первой инстанции как субъект административного судопроизводства: монография"
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)<1> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (утратил силу) // СЗ РФ. 2007. N 45. Ст. 187.
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)<1> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (утратил силу) // СЗ РФ. 2007. N 45. Ст. 187.
Статья: Отмена нормативного правового акта как основание утраты юридической силы
(Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Уже в самой первой редакции ФКЗ о КС институты отмены нормативного акта и утраты им силы, исходя из буквального толкования части 2 статьи 43, были разделены: "В случае если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом Российской Федерации производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан" <33>. В КАС РФ в качестве оснований для для прекращения производства по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов также называются утрата силы или отмена (ч. 11 ст. 213, подп. 1 ч. 2 ст. 214). При таких законодательных формулировках возникает вопрос: если НПА отменен, разве он не утрачивает силу?
(Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Уже в самой первой редакции ФКЗ о КС институты отмены нормативного акта и утраты им силы, исходя из буквального толкования части 2 статьи 43, были разделены: "В случае если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом Российской Федерации производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан" <33>. В КАС РФ в качестве оснований для для прекращения производства по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов также называются утрата силы или отмена (ч. 11 ст. 213, подп. 1 ч. 2 ст. 214). При таких законодательных формулировках возникает вопрос: если НПА отменен, разве он не утрачивает силу?
Статья: О некоторых проблемах реализации права на оспаривание нормативных правовых актов
(Бурмистрова С.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 9)Что касается недействующих нормативных правовых актов, как отмечалось, перспектива их судебного оспаривания вовсе отсутствует. Так, на основании ч. 1 ст. 210 КАС РФ суд отказывает в принятии административного искового заявления, если на момент подачи оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили действие. Часть 2 ст. 214 КАС РФ дает суду право прекратить производство по делу, если в период производства по делу оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, изменен или отменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
(Бурмистрова С.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 9)Что касается недействующих нормативных правовых актов, как отмечалось, перспектива их судебного оспаривания вовсе отсутствует. Так, на основании ч. 1 ст. 210 КАС РФ суд отказывает в принятии административного искового заявления, если на момент подачи оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили действие. Часть 2 ст. 214 КАС РФ дает суду право прекратить производство по делу, если в период производства по делу оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, изменен или отменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.