Обжалование дисциплинарного взыскания государственного служащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование дисциплинарного взыскания государственного служащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 29 ГПК РФГосслужащий может подать иск об оспаривании дисциплинарного взыскания в суд по своему выбору: по месту жительства либо по месту нахождения работодателя >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Дисциплинарная ответственность госслужащих
(КонсультантПлюс, 2025)3. Снятие дисциплинарного взыскания с гражданского служащего
(КонсультантПлюс, 2025)3. Снятие дисциплинарного взыскания с гражданского служащего
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вопросы развития правового института дисциплины труда. Документирование
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссию по трудовым спорам, суд). Аналогичные правила обжалования дисциплинарных взысканий государственными гражданскими и муниципальными служащими закреплены законодательством о государственной и муниципальной службе.
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссию по трудовым спорам, суд). Аналогичные правила обжалования дисциплинарных взысканий государственными гражданскими и муниципальными служащими закреплены законодательством о государственной и муниципальной службе.
Статья: Система общих принципов административного права: методологическая "оптика"
(Должиков А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)Тем не менее с учетом недостатков догматического метода восприятие принципов как аргументов находит широкую поддержку в континентальном праве. Ведь с помощью формальной логики не всегда возможно разрешить конкретную проблему административного права. Формальная логика не подходит для оспаривания правовой традиции или ценностей в конкретном административном деле. Как отмечал еще римский юрист Юлиан, "[н]е для всего, что установлено предками, может быть приведено основание" (D. 1.3.20) <63>. К примеру, советской традицией, но никак не логикой следует объяснять разрешение дел между субъектами административного права по правилам гражданского судопроизводства. Явным примером являются споры с участием государственных и муниципальных служащих с органами публичной власти и местного самоуправления об увольнении, о дисциплинарных взысканиях, об оспаривании решения конкурсной комиссии и т.д. Как полагает Верховный Суд РФ, "[у]казанные категории дел подлежат разрешению судами в порядке искового производства" <64>. Здравому смыслу такая позиция не поддается. Однако объяснить ее можно словами другого известного римского юриста Нерация, согласно которому "не нужно исследовать основания того, что устанавливается; иначе было бы разрушено многое из того, что представляется определенным" (D. 1.3.21). Проще говоря, доводы определенности правовой традиции нередко оказываются более весомыми, чем чистота логических умозаключений.
(Должиков А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)Тем не менее с учетом недостатков догматического метода восприятие принципов как аргументов находит широкую поддержку в континентальном праве. Ведь с помощью формальной логики не всегда возможно разрешить конкретную проблему административного права. Формальная логика не подходит для оспаривания правовой традиции или ценностей в конкретном административном деле. Как отмечал еще римский юрист Юлиан, "[н]е для всего, что установлено предками, может быть приведено основание" (D. 1.3.20) <63>. К примеру, советской традицией, но никак не логикой следует объяснять разрешение дел между субъектами административного права по правилам гражданского судопроизводства. Явным примером являются споры с участием государственных и муниципальных служащих с органами публичной власти и местного самоуправления об увольнении, о дисциплинарных взысканиях, об оспаривании решения конкурсной комиссии и т.д. Как полагает Верховный Суд РФ, "[у]казанные категории дел подлежат разрешению судами в порядке искового производства" <64>. Здравому смыслу такая позиция не поддается. Однако объяснить ее можно словами другого известного римского юриста Нерация, согласно которому "не нужно исследовать основания того, что устанавливается; иначе было бы разрушено многое из того, что представляется определенным" (D. 1.3.21). Проще говоря, доводы определенности правовой традиции нередко оказываются более весомыми, чем чистота логических умозаключений.
Нормативные акты
"Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Дела данной категории составляют незначительное количество по отношению к общему числу гражданских дел об оспаривании государственными и муниципальными служащими дисциплинарных взысканий, рассмотренных судами в 2014 - 2016 годах.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Дела данной категории составляют незначительное количество по отношению к общему числу гражданских дел об оспаривании государственными и муниципальными служащими дисциплинарных взысканий, рассмотренных судами в 2014 - 2016 годах.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)13. Государственный служащий на основании ст. 28 и ч. 6.3 ст. 29 ГПК РФ вправе обратиться с иском об оспаривании дисциплинарного взыскания по своему выбору в суд по месту своего жительства либо в суд по месту нахождения работодателя (ответчика).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)13. Государственный служащий на основании ст. 28 и ч. 6.3 ст. 29 ГПК РФ вправе обратиться с иском об оспаривании дисциплинарного взыскания по своему выбору в суд по месту своего жительства либо в суд по месту нахождения работодателя (ответчика).
Статья: Стадии производства по дисциплинарным делам государственных служащих Российской Федерации
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)В отношении стадии пересмотра дисциплинарного дела в порядке надзора, выделенной Ю.С. Адушкиным в условиях наличия государственно-правовой системы СССР, следует отметить, что в случае проверки прокурором законности наложения дисциплинарного взыскания он обращается к руководителю, его наложившему, и инициирует, таким образом, пересмотр дела в таком же порядке, как и при оспаривании принятого решения госслужащим во внесудебном порядке (комиссии государственного органа, вышестоящему руководителю).
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)В отношении стадии пересмотра дисциплинарного дела в порядке надзора, выделенной Ю.С. Адушкиным в условиях наличия государственно-правовой системы СССР, следует отметить, что в случае проверки прокурором законности наложения дисциплинарного взыскания он обращается к руководителю, его наложившему, и инициирует, таким образом, пересмотр дела в таком же порядке, как и при оспаривании принятого решения госслужащим во внесудебном порядке (комиссии государственного органа, вышестоящему руководителю).
Статья: Содержание стадии исполнения дисциплинарного взыскания в производстве по дисциплинарным делам
(Лещина Э.Л.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Четвертое - решение о наложении дисциплинарного взыскания вступает в силу с момента его объявления в устной форме или издания (регистрации) приказа о его наложении и подлежит исполнению с этого момента независимо от того, была ли проверена законность принятого решения. Оспаривание акта о наложении взыскания не приостанавливает его исполнение, и государственный служащий вплоть до прекращения его действия считается лицом, имеющим взыскание. Также, согласно имеющимся правовым установлениям, должностное лицо, наложившее взыскание, не вправе отсрочить его исполнение, за исключением дисциплинарного ареста военнослужащего.
(Лещина Э.Л.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Четвертое - решение о наложении дисциплинарного взыскания вступает в силу с момента его объявления в устной форме или издания (регистрации) приказа о его наложении и подлежит исполнению с этого момента независимо от того, была ли проверена законность принятого решения. Оспаривание акта о наложении взыскания не приостанавливает его исполнение, и государственный служащий вплоть до прекращения его действия считается лицом, имеющим взыскание. Также, согласно имеющимся правовым установлениям, должностное лицо, наложившее взыскание, не вправе отсрочить его исполнение, за исключением дисциплинарного ареста военнослужащего.
Статья: Институт служебной проверки в производстве по дисциплинарным делам государственных служащих
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)Актуальность анализа института служебной проверки в системе государственной службы РФ, проводимой в связи с нарушениями служебной дисциплины, обусловлена различными подходами к ее правовой регламентации в рамках отдельных административных ведомств (государственных органов), в том числе в части: определения задач проверки; круга субъектов и участников, их правового статуса; порядка и сроков проведения проверки, применения обеспечительных мер, видов разрешенных действий по сбору и закреплению доказательств; утверждения заключения проверки и ознакомления заинтересованных лиц с ее результатами. Далее, при единоличном рассмотрении заключения проверки, руководителем (начальником) принимается решение о наложении дисциплинарного взыскания на государственного служащего; этот этап служебной проверки с учетом существующих законодательных установлений фактически подменяет стадию рассмотрения дисциплинарного дела, после чего принятое решение обращается к принудительному исполнению. Именно от полноты, своевременности, правильности, законности проведения проверки в конечном итоге зависит обеспечение законных прав и интересов госслужащего, в отношении которого проверка проводится, решение вопроса о возможности или невозможности наложения дисциплинарного взыскания, а также потенциальная перспектива отмены приказа о наложении дисциплинарного взыскания при его оспаривании вместе с заключением проверки. Важно также отметить, что признание незаконным заключения проверки влечет отмену решения о наложении дисциплинарного взыскания.
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)Актуальность анализа института служебной проверки в системе государственной службы РФ, проводимой в связи с нарушениями служебной дисциплины, обусловлена различными подходами к ее правовой регламентации в рамках отдельных административных ведомств (государственных органов), в том числе в части: определения задач проверки; круга субъектов и участников, их правового статуса; порядка и сроков проведения проверки, применения обеспечительных мер, видов разрешенных действий по сбору и закреплению доказательств; утверждения заключения проверки и ознакомления заинтересованных лиц с ее результатами. Далее, при единоличном рассмотрении заключения проверки, руководителем (начальником) принимается решение о наложении дисциплинарного взыскания на государственного служащего; этот этап служебной проверки с учетом существующих законодательных установлений фактически подменяет стадию рассмотрения дисциплинарного дела, после чего принятое решение обращается к принудительному исполнению. Именно от полноты, своевременности, правильности, законности проведения проверки в конечном итоге зависит обеспечение законных прав и интересов госслужащего, в отношении которого проверка проводится, решение вопроса о возможности или невозможности наложения дисциплинарного взыскания, а также потенциальная перспектива отмены приказа о наложении дисциплинарного взыскания при его оспаривании вместе с заключением проверки. Важно также отметить, что признание незаконным заключения проверки влечет отмену решения о наложении дисциплинарного взыскания.
Статья: Конкуренция процессуальных форм рассмотрения судами служебных дисциплинарных споров
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)1) индивидуальные служебные споры по вопросам прохождения государственной службы, в том числе административные дела, обремененные имущественными требованиями, должны рассматриваться судами по правилам ГПК РФ. Как видится, в таком порядке могут быть оспорены акты (приказы) субъектов дисциплинарной власти, которые приводят к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей служащих (например, по вопросам выплаты денежного содержания, взыскания утраченного заработка, компенсации морального вреда, судебных расходов). При этом не имеют гражданско-правовой природы дела об оспаривании актов (приказов) субъектов дисциплинарной власти о наложении дисциплинарных взысканий, об увольнении со службы за совершение проступка. В случае привлечения к дисциплинарной ответственности возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей госслужащего выступают сопутствующими неблагоприятными последствиями т.н. "дисциплинарной наказанности";
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)1) индивидуальные служебные споры по вопросам прохождения государственной службы, в том числе административные дела, обремененные имущественными требованиями, должны рассматриваться судами по правилам ГПК РФ. Как видится, в таком порядке могут быть оспорены акты (приказы) субъектов дисциплинарной власти, которые приводят к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей служащих (например, по вопросам выплаты денежного содержания, взыскания утраченного заработка, компенсации морального вреда, судебных расходов). При этом не имеют гражданско-правовой природы дела об оспаривании актов (приказов) субъектов дисциплинарной власти о наложении дисциплинарных взысканий, об увольнении со службы за совершение проступка. В случае привлечения к дисциплинарной ответственности возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей госслужащего выступают сопутствующими неблагоприятными последствиями т.н. "дисциплинарной наказанности";