Обязательное общественное обсуждение 44-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательное общественное обсуждение 44-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обязательное обсуждение как перспективная форма общественного контроля муниципальных закупок
(Ибрагимов О.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Ключевым направлением общественного контроля государственных закупок является такая форма, как обязательное общественное обсуждение закупок, регулируемая ст. 20 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <4> (далее - Закон о контрактной системе). Большинство предметов закупок, подлежащих общественному обсуждению, связаны с выполнением строительных работ, а также с оказанием транспортных и складских услуг. С начала 2017 г. по настоящее время доля закупок с обязательными общественными обсуждениями, способом определения поставщиков по которым являлся электронный аукцион, составила около 80%.
(Ибрагимов О.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Ключевым направлением общественного контроля государственных закупок является такая форма, как обязательное общественное обсуждение закупок, регулируемая ст. 20 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <4> (далее - Закон о контрактной системе). Большинство предметов закупок, подлежащих общественному обсуждению, связаны с выполнением строительных работ, а также с оказанием транспортных и складских услуг. С начала 2017 г. по настоящее время доля закупок с обязательными общественными обсуждениями, способом определения поставщиков по которым являлся электронный аукцион, составила около 80%.
Статья: Реализация принципов финансового контроля, осуществляемого в рамках контрактной системы: вопросы теории и практики
(Бит-Шабо И.В.)
("Финансовое право", 2022, N 6)Опираясь на вышесказанное, для исключения дальнейших споров о возможности причисления обязательного общественного обсуждения закупок к формам финансового контроля ч. 1 ст. 20 Закона N 44-ФЗ необходимо дополнить абз. 1 следующего содержания: "В целях совершенствования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и учета общественного мнения о целесообразности и законности расходования бюджетных средств на конкретную закупку проводится обязательное общественное обсуждение закупок".
(Бит-Шабо И.В.)
("Финансовое право", 2022, N 6)Опираясь на вышесказанное, для исключения дальнейших споров о возможности причисления обязательного общественного обсуждения закупок к формам финансового контроля ч. 1 ст. 20 Закона N 44-ФЗ необходимо дополнить абз. 1 следующего содержания: "В целях совершенствования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и учета общественного мнения о целесообразности и законности расходования бюджетных средств на конкретную закупку проводится обязательное общественное обсуждение закупок".
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1. Закрытые способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя), извещения об осуществлении которых размещены, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в которых направлены по 31 декабря 2021 года включительно, проводятся по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. При этом подача заявок на участие в закупках, при осуществлении которых применяются такие закрытые способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя), и участие в них допускаются без регистрации в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии со статьей 24.2 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона).
(ред. от 26.12.2024)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1. Закрытые способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя), извещения об осуществлении которых размещены, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в которых направлены по 31 декабря 2021 года включительно, проводятся по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. При этом подача заявок на участие в закупках, при осуществлении которых применяются такие закрытые способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя), и участие в них допускаются без регистрации в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии со статьей 24.2 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона).
Приказ Казначейства России от 10.12.2021 N 39н
(ред. от 12.09.2022)
"Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2021 N 66472)1. Настоящий Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее соответственно - Порядок, единая информационная система) устанавливает правила пользования единой информационной системой участниками контрактной системы в сфере закупок, а также иными лицами, использующими единую информационную систему для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652, 2021, N 27, ст. 5179), Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4571; 2021, N 27, ст. 5105), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 28, ст. 4740; 2021, N 46, ст. 7715), постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. N 1133 "Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 46, ст. 6466; 2021, N 13, ст. 2242) (далее соответственно - Федеральный закон N 44-ФЗ, Федеральный закон N 223-ФЗ, субъекты единой информационной системы), а также физическими и юридическими лицами, в том числе участниками обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг, использующими официальный сайт единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - официальный сайт, пользователи официального сайта).
(ред. от 12.09.2022)
"Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2021 N 66472)1. Настоящий Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее соответственно - Порядок, единая информационная система) устанавливает правила пользования единой информационной системой участниками контрактной системы в сфере закупок, а также иными лицами, использующими единую информационную систему для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652, 2021, N 27, ст. 5179), Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4571; 2021, N 27, ст. 5105), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 28, ст. 4740; 2021, N 46, ст. 7715), постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. N 1133 "Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 46, ст. 6466; 2021, N 13, ст. 2242) (далее соответственно - Федеральный закон N 44-ФЗ, Федеральный закон N 223-ФЗ, субъекты единой информационной системы), а также физическими и юридическими лицами, в том числе участниками обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг, использующими официальный сайт единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - официальный сайт, пользователи официального сайта).
Готовое решение: Как составить, утвердить и разместить план-график закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)6) закупки, предусмотренные п. п. 2 - 7 ч. 11, ч. 12 ст. 24 Закона N 44-ФЗ. Каждая из них должна быть включена в план-график отдельной строкой;
(КонсультантПлюс, 2025)6) закупки, предусмотренные п. п. 2 - 7 ч. 11, ч. 12 ст. 24 Закона N 44-ФЗ. Каждая из них должна быть включена в план-график отдельной строкой;
Статья: Общественный контроль в сфере государственных и муниципальных закупок
(Петелин А.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Общественный контроль в сфере государственных закупок - это добровольная деятельность граждан, общественных объединений и юридических лиц с целью развития контрактной системы, выявления нарушений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <2> (далее - Федеральный закон "О контрактной системе"). Общественный контроль государственных закупок делится на обязательный и факультативный. Обязательный общественный контроль производится в предусмотренных законом случаях, например в форме общественных обсуждений, а факультативный общественный контроль проявляется в возможности гражданам, общественным объединениям выявлять и предупреждать нарушения, а также предотвращать нецелевые закупки.
(Петелин А.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Общественный контроль в сфере государственных закупок - это добровольная деятельность граждан, общественных объединений и юридических лиц с целью развития контрактной системы, выявления нарушений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <2> (далее - Федеральный закон "О контрактной системе"). Общественный контроль государственных закупок делится на обязательный и факультативный. Обязательный общественный контроль производится в предусмотренных законом случаях, например в форме общественных обсуждений, а факультативный общественный контроль проявляется в возможности гражданам, общественным объединениям выявлять и предупреждать нарушения, а также предотвращать нецелевые закупки.
Статья: Июльские поправки к Закону N 44-ФЗ: новая конфигурация контрактной системы
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 9)С 1 января 2022 г. положения об обязательном общественном обсуждении сверхдорогих закупок будут подняты с уровня подзаконного акта непосредственно в текст ст. 20 Закона N 44-ФЗ <49>. Среди наиболее заметных отличий нового порядка обязательного общественного обсуждения закупок можно отметить двукратный рост ценового порога, при котором необходимо такое обсуждение: с 1 млрд до 2 млрд руб. <50>.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 9)С 1 января 2022 г. положения об обязательном общественном обсуждении сверхдорогих закупок будут подняты с уровня подзаконного акта непосредственно в текст ст. 20 Закона N 44-ФЗ <49>. Среди наиболее заметных отличий нового порядка обязательного общественного обсуждения закупок можно отметить двукратный рост ценового порога, при котором необходимо такое обсуждение: с 1 млрд до 2 млрд руб. <50>.
Статья: Проблемы правового регулирования деятельности субъектов общественного контроля в сфере государственных и муниципальных закупок
(Петелин А.Л.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 3)По мнению С.В. Мирошника, существуют две разновидности общественного контроля: обязательный и инициативный <1>. Обязательность общественного контроля проявляется в осуществлении обязательных процедур, например общественного обсуждения. Инициативность общественного контроля проявляется в том, что полномочия осуществляющих его лиц, установленные в ст. 102 ФЗ N 44, применяются добровольно в случае обнаружения нарушений закона.
(Петелин А.Л.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 3)По мнению С.В. Мирошника, существуют две разновидности общественного контроля: обязательный и инициативный <1>. Обязательность общественного контроля проявляется в осуществлении обязательных процедур, например общественного обсуждения. Инициативность общественного контроля проявляется в том, что полномочия осуществляющих его лиц, установленные в ст. 102 ФЗ N 44, применяются добровольно в случае обнаружения нарушений закона.
Последние изменения: Планирование закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обязательное общественное обсуждение закупок начинается с даты размещения в ЕИС планов закупок с информацией о закупках, подлежащих такому обсуждению (ч. 1 ст. 20 Закона N 44-ФЗ). По итогам обязательного общественного обсуждения закупок могут быть, в частности, внесены изменения в планы и планы-графики закупок (ч. 3 ст. 20 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Обязательное общественное обсуждение закупок начинается с даты размещения в ЕИС планов закупок с информацией о закупках, подлежащих такому обсуждению (ч. 1 ст. 20 Закона N 44-ФЗ). По итогам обязательного общественного обсуждения закупок могут быть, в частности, внесены изменения в планы и планы-графики закупок (ч. 3 ст. 20 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Общественные обсуждения градостроительных решений в механизме защиты прав собственников недвижимости
(Болтанова Е.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)Еще одним предметом обсуждения в сфере градостроительства могут быть закупки. Статьей 20 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено общественное обсуждение закупок. Такая процедура проводится заказчиком в целях публичного обсуждения соответствия планируемой закупки требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и обязательна при начальной (максимальной) цене контракта два миллиарда рублей и более, за исключением следующих случаев:
(Болтанова Е.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)Еще одним предметом обсуждения в сфере градостроительства могут быть закупки. Статьей 20 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено общественное обсуждение закупок. Такая процедура проводится заказчиком в целях публичного обсуждения соответствия планируемой закупки требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и обязательна при начальной (максимальной) цене контракта два миллиарда рублей и более, за исключением следующих случаев:
Статья: Проблемы взаимодействия субъектов общественного контроля с органами государственной власти
(Петелин А.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)<3> Ибрагимов О.А. Обязательное обсуждение как перспективная форма общественного контроля муниципальных закупок // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2021. N 2. С. 6 - 8.
(Петелин А.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)<3> Ибрагимов О.А. Обязательное обсуждение как перспективная форма общественного контроля муниципальных закупок // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2021. N 2. С. 6 - 8.
Путеводитель по контрактной системе в сфере закупок. Основные изменения порядка закупок по Закону N 44-ФЗПо результатам обязательного общественного обсуждения могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или отменены закупки (ч. 3 ст. 20 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Особенности участия граждан в формировании муниципального заказа
(Петелин А.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Так, одной из обязательных процедур общественного контроля являются общественные обсуждения. К участию в них привлекаются лица, чьи права и законные интересы может затронуть проект выносимого на них решения <3>.
(Петелин А.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Так, одной из обязательных процедур общественного контроля являются общественные обсуждения. К участию в них привлекаются лица, чьи права и законные интересы может затронуть проект выносимого на них решения <3>.
Ситуация: Какие документы о нормировании в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ принимаются на муниципальном уровне
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании правил нормирования, утвержденных местной администрацией, муниципальные органы принимают собственные акты о нормировании в сфере закупок. Должен быть принят хотя бы один из следующих документов (ч. 5 ст. 19 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минфина России от 31.03.2016 N 02-03-06/18202):
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании правил нормирования, утвержденных местной администрацией, муниципальные органы принимают собственные акты о нормировании в сфере закупок. Должен быть принят хотя бы один из следующих документов (ч. 5 ст. 19 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минфина России от 31.03.2016 N 02-03-06/18202):