Обязанности работодателя при приеме на работу иностранного гражданина
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанности работодателя при приеме на работу иностранного гражданина (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 13.3 "Особенности трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на основании патента" Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации""Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, установив факт отправки Р. в течение двух месяцев с момента выдачи патента в УВМ УМВД России по ХМАО - Югре копии трудового договора и уведомления работодателя о заключении трудового договора с иностранным гражданином и получения указанных документов, пришел к выводу, что истцом обязанность, предусмотренная пунктом 7 статьи 13.3 Закона N 115-ФЗ исполнена, в связи с чем у административного ответчика отсутствовали предусмотренные законом основания для принятия оспариваемых решений.
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2023 N 06АП-941/2023 по делу N А37-2561/2022
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Довод жалобы об отсутствии вины ввиду того, что полномочия по оказанию услуг ведения бухгалтерского и кадрового учета, а также по предоставлению всех необходимых документов в миграционную службу для оформления трудоустройства иностранных граждан переданы на основании договора от 20.12.2021 Щукиной К.А., отклоняется, поскольку делегирование своих обязанностей об уведомлении о заключении трудового договора с иностранным гражданином иному лицу, не свидетельствует об отсутствии вины ООО "ЗРК "Бравая", поскольку в силу пункта 8 статьи 13 Закона N 115-ФЗ именно на нем, как на работодателе, лежит обязанность по уведомлению о заключении с иностранным гражданином трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения соответствующего договора.
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Довод жалобы об отсутствии вины ввиду того, что полномочия по оказанию услуг ведения бухгалтерского и кадрового учета, а также по предоставлению всех необходимых документов в миграционную службу для оформления трудоустройства иностранных граждан переданы на основании договора от 20.12.2021 Щукиной К.А., отклоняется, поскольку делегирование своих обязанностей об уведомлении о заключении трудового договора с иностранным гражданином иному лицу, не свидетельствует об отсутствии вины ООО "ЗРК "Бравая", поскольку в силу пункта 8 статьи 13 Закона N 115-ФЗ именно на нем, как на работодателе, лежит обязанность по уведомлению о заключении с иностранным гражданином трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения соответствующего договора.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что нужно знать о заключении трудового договора с гражданином Белоруссии
(КонсультантПлюс, 2025)Однако в Законе об иностранцах нет исключений в отношении какой-либо категории иностранных граждан. При этом, в частности, Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 процедура такого уведомления не урегулирована. Данную позицию Верховный Суд РФ привел в Определении от 10.03.2017 N 308-АД17-333 по делу N А53-22119/2015. Кроме того, Конституционный Суд РФ отметил, что обязанность работодателя уведомлять о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином не зависит от статуса иностранца, а также основания его пребывания (проживания) и осуществления им трудовой деятельности в РФ (Постановление от 04.02.2020 N 7-П).
(КонсультантПлюс, 2025)Однако в Законе об иностранцах нет исключений в отношении какой-либо категории иностранных граждан. При этом, в частности, Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 процедура такого уведомления не урегулирована. Данную позицию Верховный Суд РФ привел в Определении от 10.03.2017 N 308-АД17-333 по делу N А53-22119/2015. Кроме того, Конституционный Суд РФ отметил, что обязанность работодателя уведомлять о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином не зависит от статуса иностранца, а также основания его пребывания (проживания) и осуществления им трудовой деятельности в РФ (Постановление от 04.02.2020 N 7-П).
Готовое решение: Какие есть особенности увольнения работника-иностранца
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, Конституционный Суд РФ также отметил, что обязанность работодателя уведомлять о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином не зависит от статуса иностранца, а также основания его пребывания (проживания) и осуществления им трудовой деятельности в РФ (Постановление от 04.02.2020 N 7-П).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, Конституционный Суд РФ также отметил, что обязанность работодателя уведомлять о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином не зависит от статуса иностранца, а также основания его пребывания (проживания) и осуществления им трудовой деятельности в РФ (Постановление от 04.02.2020 N 7-П).
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.02.2020 N 7-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 примечаний к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части второй статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца первого пункта 8 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки А.А. Викторовой"Соответственно, предусматривая административную ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином (часть 3 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации), федеральный законодатель исходил из того, что абзац первый пункта 8 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" - по своему буквальному смыслу - предполагает обязанность работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, лишь о фактах заключения и прекращения (расторжения) трудового договора с таким иностранным гражданином. Обязанность же работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомлять указанный орган о любых изменениях определенных сторонами условий трудового договора, заключенного с иностранным гражданином (в том числе о поручении такому работнику иной оплачиваемой работы у того же работодателя, а также об изменении адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность), названным Федеральным законом не предусмотрена.
"По делу о проверке конституционности пункта 1 примечаний к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части второй статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца первого пункта 8 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки А.А. Викторовой"Соответственно, предусматривая административную ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином (часть 3 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации), федеральный законодатель исходил из того, что абзац первый пункта 8 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" - по своему буквальному смыслу - предполагает обязанность работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, лишь о фактах заключения и прекращения (расторжения) трудового договора с таким иностранным гражданином. Обязанность же работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомлять указанный орган о любых изменениях определенных сторонами условий трудового договора, заключенного с иностранным гражданином (в том числе о поручении такому работнику иной оплачиваемой работы у того же работодателя, а также об изменении адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность), названным Федеральным законом не предусмотрена.
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2020 года"возложения на работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязанности по уведомлению территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о поручении такому иностранному гражданину работы, не предусмотренной заключенным с ним трудовым договором и отличной от указанной в направленном в соответствующий орган уведомлении о его заключении, а также об изменении определенного в трудовом договоре адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность;
Статья: Направления преодоления юридических коллизий, возникающих при заключении трудового договора с мигрантами
(Советов Д.И.)
("Миграционное право", 2024, N 3)Исходя из нормативно-правового подхода, представляется целесообразным сформулировать теоретическое определение понятия трудового договора, заключаемого с мигрантом, - это, в свою очередь, такое соглашение между работодателем и иностранным работником, в соответствии с которым определяются взаимные права и обязанности таких сторон в трудовом правоотношении, осложненном иностранным элементом.
(Советов Д.И.)
("Миграционное право", 2024, N 3)Исходя из нормативно-правового подхода, представляется целесообразным сформулировать теоретическое определение понятия трудового договора, заключаемого с мигрантом, - это, в свою очередь, такое соглашение между работодателем и иностранным работником, в соответствии с которым определяются взаимные права и обязанности таких сторон в трудовом правоотношении, осложненном иностранным элементом.
Готовое решение: Как зарегистрировать работника в СФР с присвоением ему СНИЛС
(КонсультантПлюс, 2025)Реквизит "адрес места пребывания" у иностранного работника, как правило, должен быть заполнен. Документы, подтверждающие регистрацию по месту пребывания, работодатель обычно не вправе требовать у работника при приеме на работу (Письмо Минтруда России от 11.11.2022 N 16-3/10/В-15565). Однако обязанность сообщить и подтвердить предоставленными документами адрес места пребывания в целях присвоения СНИЛС установлена для работника пп. 6 п. 2 ст. 6, абз. 2, 4 п. 2, п. 3 ст. 9 Закона о персонифицированном учете. Кроме того, адрес места пребывания может быть известен работодателю в силу того, что он является для иностранного работника принимающей стороной.
(КонсультантПлюс, 2025)Реквизит "адрес места пребывания" у иностранного работника, как правило, должен быть заполнен. Документы, подтверждающие регистрацию по месту пребывания, работодатель обычно не вправе требовать у работника при приеме на работу (Письмо Минтруда России от 11.11.2022 N 16-3/10/В-15565). Однако обязанность сообщить и подтвердить предоставленными документами адрес места пребывания в целях присвоения СНИЛС установлена для работника пп. 6 п. 2 ст. 6, абз. 2, 4 п. 2, п. 3 ст. 9 Закона о персонифицированном учете. Кроме того, адрес места пребывания может быть известен работодателю в силу того, что он является для иностранного работника принимающей стороной.
Вопрос: Каковы особенности приема на работу граждан Армении?
(Консультация эксперта, 2025)Также в случае приема на работу работника, в том числе иностранного, работодатель должен представить в орган СФР по месту своей регистрации сведения о трудовой деятельности в составе единой формы сведений (форма ЕФС-1) (п. 2.1 ст. 6, п. 2 ст. 8, п. 1, пп. 4 п. 2, пп. 2 п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, п. 4 Порядка заполнения единой формы ЕФС-1, утв. Приказом СФР от 17.11.2023 N 2281).
(Консультация эксперта, 2025)Также в случае приема на работу работника, в том числе иностранного, работодатель должен представить в орган СФР по месту своей регистрации сведения о трудовой деятельности в составе единой формы сведений (форма ЕФС-1) (п. 2.1 ст. 6, п. 2 ст. 8, п. 1, пп. 4 п. 2, пп. 2 п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, п. 4 Порядка заполнения единой формы ЕФС-1, утв. Приказом СФР от 17.11.2023 N 2281).
Статья: СПЧ: в России около трети мигрантов работают нелегально
(Краснянская С.)
("Трудовое право", 2021, N 8)У работодателей в случае официального оформления на работу иностранного гражданина появляются также дополнительные обязанности, связанные с уведомлением миграционной службы о приеме работника, а также за иностранных граждан работодатель уплачивает увеличенные страховые взносы, что является дополнительной финансовой нагрузкой.
(Краснянская С.)
("Трудовое право", 2021, N 8)У работодателей в случае официального оформления на работу иностранного гражданина появляются также дополнительные обязанности, связанные с уведомлением миграционной службы о приеме работника, а также за иностранных граждан работодатель уплачивает увеличенные страховые взносы, что является дополнительной финансовой нагрузкой.
Статья: Незаконная трудовая миграция в Российской Федерации: проблемы и пути решения
(Паукова Ю.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)Еще одним предложением по совершенствованию законодательства в сфере внешней трудовой миграции является введение целевого организованного набора иностранных граждан (далее - оргнабор) в качестве "приоритетного механизма осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами" <21>. Ключевыми моментами законопроекта представляются оформление разрешения на работу на срок действия трудового договора, но не более чем на два года; уплата мигрантом ежемесячного авансового платежа и обязанность работодателя по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению работника на период его пребывания в нашей стране. Планируется, что координировать процесс будет Роструд, а оператором целевого оргнабора выступит специально созданная для этого публично-правовая компания. Очевидно, что такая компания является примером некоммерческой организации, наделенной государственными полномочиями <22>.
(Паукова Ю.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)Еще одним предложением по совершенствованию законодательства в сфере внешней трудовой миграции является введение целевого организованного набора иностранных граждан (далее - оргнабор) в качестве "приоритетного механизма осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами" <21>. Ключевыми моментами законопроекта представляются оформление разрешения на работу на срок действия трудового договора, но не более чем на два года; уплата мигрантом ежемесячного авансового платежа и обязанность работодателя по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению работника на период его пребывания в нашей стране. Планируется, что координировать процесс будет Роструд, а оператором целевого оргнабора выступит специально созданная для этого публично-правовая компания. Очевидно, что такая компания является примером некоммерческой организации, наделенной государственными полномочиями <22>.
Вопрос: Работник российской организации - иностранный гражданин поменял гражданство одного иностранного государства на другое. Какие действия предпринять работодателю?
(Консультация эксперта, 2023)Одной из важнейших обязанностей работодателя, привлекающего к осуществлению трудовой деятельности иностранного гражданина, является направление в территориальный орган МВД России в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, уведомления о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора о выполнении работ (оказании услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора (п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Порядок подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) и форма уведомления утверждены Приказом МВД России от 30.07.2020 N 536. В форме уведомления одно из полей - гражданство работника-иностранца.
(Консультация эксперта, 2023)Одной из важнейших обязанностей работодателя, привлекающего к осуществлению трудовой деятельности иностранного гражданина, является направление в территориальный орган МВД России в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, уведомления о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора о выполнении работ (оказании услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора (п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Порядок подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) и форма уведомления утверждены Приказом МВД России от 30.07.2020 N 536. В форме уведомления одно из полей - гражданство работника-иностранца.
Готовое решение: Кто и как вправе привлекать работников по договору о предоставлении персонала
(КонсультантПлюс, 2025)Нет, не должна. Такая обязанность организации, в которой будут работать иностранцы по договору о предоставлении персонала, законом не предусмотрена.
(КонсультантПлюс, 2025)Нет, не должна. Такая обязанность организации, в которой будут работать иностранцы по договору о предоставлении персонала, законом не предусмотрена.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Пункты 26 и 27 введены в ч. 1 комментируемой статьи с 18 марта 2018 г. Федеральным законом от 7 марта 2018 г. N 44-ФЗ <104>, принятым в целях обеспечения возможности получения выполняющими свои обязанности за пределами территории России физическими лицами-резидентами выплат в иностранной валюте по заключенным с резидентами-работодателями трудовым договорам (служебным контрактам) путем перечисления на счета (вклады), открытые таким физическим лицам-резидентам в уполномоченных банках на территории России, а также выплаты заработной платы в иностранной валюте сотрудникам филиалов юридических лиц-резидентов, находящихся за пределами территории России, через счета таких филиалов, открытые в банках за рубежом.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Пункты 26 и 27 введены в ч. 1 комментируемой статьи с 18 марта 2018 г. Федеральным законом от 7 марта 2018 г. N 44-ФЗ <104>, принятым в целях обеспечения возможности получения выполняющими свои обязанности за пределами территории России физическими лицами-резидентами выплат в иностранной валюте по заключенным с резидентами-работодателями трудовым договорам (служебным контрактам) путем перечисления на счета (вклады), открытые таким физическим лицам-резидентам в уполномоченных банках на территории России, а также выплаты заработной платы в иностранной валюте сотрудникам филиалов юридических лиц-резидентов, находящихся за пределами территории России, через счета таких филиалов, открытые в банках за рубежом.
Статья: Экспаты в России
(Алферова В.)
("Трудовое право", 2024, N 1)Для работодателей, которые принимают на работу ВКС, предусмотрены некоторые льготы:
(Алферова В.)
("Трудовое право", 2024, N 1)Для работодателей, которые принимают на работу ВКС, предусмотрены некоторые льготы:
Статья: Трудовая миграция: вопросы международного налогообложения
(Копина А.А., Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2023, N 9)В многочисленных публикациях критикуется противоречивость подходов федеральных органов исполнительной власти к дистанционной работе иностранных лиц на российского работодателя и наличие проблем с правовым регулированием занятости российских граждан, не покидающих страну, но работающих на иностранные компании, а также российских граждан, проживающих за пределами Российской Федерации, но работающих на российские компании <8>. Так, в письме Минтруда России от 7 декабря 2016 г. N 14-2/ООГ-Ю811 отмечается, что ТК РФ не предусматривает возможность заключения трудового договора о дистанционной работе с гражданином Российской Федерации, с иностранным гражданином или лицом без гражданства, осуществляющими трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации, поскольку работодатель не имеет возможности исполнить обязанности по обеспечению безопасных условий и охране труда дистанционных работников, работающих за пределами Российской Федерации <9>, вследствие чего рекомендуется с такими лицами заключать гражданско-правовые договоры.
(Копина А.А., Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2023, N 9)В многочисленных публикациях критикуется противоречивость подходов федеральных органов исполнительной власти к дистанционной работе иностранных лиц на российского работодателя и наличие проблем с правовым регулированием занятости российских граждан, не покидающих страну, но работающих на иностранные компании, а также российских граждан, проживающих за пределами Российской Федерации, но работающих на российские компании <8>. Так, в письме Минтруда России от 7 декабря 2016 г. N 14-2/ООГ-Ю811 отмечается, что ТК РФ не предусматривает возможность заключения трудового договора о дистанционной работе с гражданином Российской Федерации, с иностранным гражданином или лицом без гражданства, осуществляющими трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации, поскольку работодатель не имеет возможности исполнить обязанности по обеспечению безопасных условий и охране труда дистанционных работников, работающих за пределами Российской Федерации <9>, вследствие чего рекомендуется с такими лицами заключать гражданско-правовые договоры.