Общественные обсуждения градостроительная деятельность
Подборка наиболее важных документов по запросу Общественные обсуждения градостроительная деятельность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 5.1 "Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" Градостроительного кодекса РФ"Проанализировав положения статей 4, 5.1, 68 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Порядка организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве и внесении изменений в правовые акты города Москвы (далее - Порядок), утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30 апреля 2019 года N 448-ПП, Правил использования сайта проекта "Активный гражданин" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве, утвержденных распоряжения Департамента информационных технологий г. Москвы от 28 июня 2019 года N 64-16-273/19, суды пришли к верному выводу, что проведение общественных обсуждений с использованием официального сайта проекта "Активный гражданин" информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является законным, соответствует положениям статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Градостроительному кодексу города Москвы, постановлению Правительства Москвы от 30 апреля 2019 года N 448-ПП; процедура проведения общественных слушаний с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" соответствует процедуре проведения общественных обсуждений в очной форме."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Общественные обсуждения градостроительных решений в механизме защиты прав собственников недвижимости
(Болтанова Е.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)<8> Постановление правительства Москвы от 30 апреля 2019 года N 448-ПП "Об утверждении Порядка организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве и внесении изменений в правовые акты города Москвы".
(Болтанова Е.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)<8> Постановление правительства Москвы от 30 апреля 2019 года N 448-ПП "Об утверждении Порядка организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве и внесении изменений в правовые акты города Москвы".
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> В качестве примеров таких НПА можно привести Постановление Правительства Москвы от 30.04.2019 N 448-ПП "Об утверждении Порядка организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве и внесении изменений в правовые акты города Москвы" (в редакции Постановления Правительства Москвы от 17.06.2020 N 809-ПП), Закон Санкт-Петербурга от 20.07.2006 N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 12.12.2023 N 718-161); Решение Воронежской городской Думы от 27.05.2020 N 1430-IV "Об утверждении Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний или общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городском округе город Воронеж", Решение Совета депутатов городского округа Луховицы МО от 24.03.2023 N 345/54 "Об утверждении Положения об организации и проведении общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городском округе Луховицы Московской области"; Решение Совета депутатов городского округа Солнечногорск МО от 20.06.2023 N 708/70 "Об утверждении Положения об организации и проведении общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городском округе Солнечногорск Московской области".
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> В качестве примеров таких НПА можно привести Постановление Правительства Москвы от 30.04.2019 N 448-ПП "Об утверждении Порядка организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве и внесении изменений в правовые акты города Москвы" (в редакции Постановления Правительства Москвы от 17.06.2020 N 809-ПП), Закон Санкт-Петербурга от 20.07.2006 N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 12.12.2023 N 718-161); Решение Воронежской городской Думы от 27.05.2020 N 1430-IV "Об утверждении Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний или общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городском округе город Воронеж", Решение Совета депутатов городского округа Луховицы МО от 24.03.2023 N 345/54 "Об утверждении Положения об организации и проведении общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городском округе Луховицы Московской области"; Решение Совета депутатов городского округа Солнечногорск МО от 20.06.2023 N 708/70 "Об утверждении Положения об организации и проведении общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городском округе Солнечногорск Московской области".
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.12.2020 N 437-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О федеральной территории "Сириус"20) определяют по согласованию с Правительством Российской Федерации особенности проведения публичных слушаний, общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в границах федеральной территории "Сириус", в том числе в части определения случаев, при которых проведение соответствующих публичных слушаний, общественных обсуждений не требуется;
(ред. от 27.10.2025)
"О федеральной территории "Сириус"20) определяют по согласованию с Правительством Российской Федерации особенности проведения публичных слушаний, общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в границах федеральной территории "Сириус", в том числе в части определения случаев, при которых проведение соответствующих публичных слушаний, общественных обсуждений не требуется;
Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий"34) участие в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности в общественных обсуждениях или публичных слушаниях по проектам генеральных планов муниципальных образований, в границах которых расположены земельные участки единого института развития, документов градостроительного зонирования таких муниципальных образований, общественных обсуждениях или публичных слушаниях по проектам документации по планировке территории, в границах которой расположены земельные участки единого института развития, а также оспаривание в судебном порядке указанных документов территориального планирования, документации по планировке территории, решений об утверждении документов градостроительного зонирования;
(ред. от 13.12.2024)
"О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий"34) участие в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности в общественных обсуждениях или публичных слушаниях по проектам генеральных планов муниципальных образований, в границах которых расположены земельные участки единого института развития, документов градостроительного зонирования таких муниципальных образований, общественных обсуждениях или публичных слушаниях по проектам документации по планировке территории, в границах которой расположены земельные участки единого института развития, а также оспаривание в судебном порядке указанных документов территориального планирования, документации по планировке территории, решений об утверждении документов градостроительного зонирования;
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ч. 1 комментируемой статьи декларируются цели и основания для проведения общественных обсуждений и публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ч. 1 комментируемой статьи декларируются цели и основания для проведения общественных обсуждений и публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности.
Статья: Соучаствующее проектирование как форма партисипаторной демократии на местном уровне
(Усманова Р.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)Существенный признак соучаствующего проектирования заключается в том, что участие граждан должно быть на всех этапах проектирования: инициирования проекта, подготовки проекта, обсуждения проекта, контроля за выполнением работ по проектам. Поэтому хотелось бы отграничить соучаствующее проектирование от публичных слушаний и общественных обсуждений как форм участия жителей в рамках градостроительной деятельности. Общественные обсуждения и публичные слушания - это участие граждан в обсуждении тех проектов, которые уже подготовлены органами местного самоуправления. Соучаствующее же проектирование - это процесс инициирования проектов населения, подготовки этих проектов с участием населения, обсуждения этих проектов населением и контроля со стороны общественности за реализацией проектов. Такие формы участия населения, как общественные обсуждения и публичные слушания, были включены в ГрК РФ Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <10> (далее - Федеральный закон N 455-ФЗ). И конечно, согласно редакции ст. 5.1 ГрК РФ они проводятся уже по подготовленным проектам. Однако, по мнению И.Р. Медведева, более правильной была бы реализация в Федеральном законе N 455-ФЗ процедур, которые предусматривают привлечение жителей к участию на всем протяжении проектирования (а не только к слушаниям или обсуждениям) <11>.
(Усманова Р.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)Существенный признак соучаствующего проектирования заключается в том, что участие граждан должно быть на всех этапах проектирования: инициирования проекта, подготовки проекта, обсуждения проекта, контроля за выполнением работ по проектам. Поэтому хотелось бы отграничить соучаствующее проектирование от публичных слушаний и общественных обсуждений как форм участия жителей в рамках градостроительной деятельности. Общественные обсуждения и публичные слушания - это участие граждан в обсуждении тех проектов, которые уже подготовлены органами местного самоуправления. Соучаствующее же проектирование - это процесс инициирования проектов населения, подготовки этих проектов с участием населения, обсуждения этих проектов населением и контроля со стороны общественности за реализацией проектов. Такие формы участия населения, как общественные обсуждения и публичные слушания, были включены в ГрК РФ Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <10> (далее - Федеральный закон N 455-ФЗ). И конечно, согласно редакции ст. 5.1 ГрК РФ они проводятся уже по подготовленным проектам. Однако, по мнению И.Р. Медведева, более правильной была бы реализация в Федеральном законе N 455-ФЗ процедур, которые предусматривают привлечение жителей к участию на всем протяжении проектирования (а не только к слушаниям или обсуждениям) <11>.
Статья: Новеллы в правовом регулировании недвижимости и строительства
(Некрестьянов Д., Дозорова В.)
("Жилищное право", 2024, N 3)Законом Санкт-Петербурга от 12.12.2023 N 718-161 <21> сокращены сроки организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге. Соответствующие изменения внесены в Закон Санкт-Петербурга от 20.07.2006 N 400-61 <22>.
(Некрестьянов Д., Дозорова В.)
("Жилищное право", 2024, N 3)Законом Санкт-Петербурга от 12.12.2023 N 718-161 <21> сокращены сроки организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге. Соответствующие изменения внесены в Закон Санкт-Петербурга от 20.07.2006 N 400-61 <22>.
Статья: К вопросу о реализации отдельных форм делиберативной демократии
(Усманова Р.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4)Элементы делиберативной политики и делиберативной демократии, которые были заложены вышеназванными нормативными правовыми актами, внедрены субъектами РФ. Так, Постановлением Правительства Москвы от 27 февраля 2018 г. N 117-ПП "О проекте "Активный гражданин" был запущен проект в целях проведения голосований, опросов, сбора мнений и (или) оценок граждан, касающихся актуальных вопросов развития города. Данный сайт используется и в целях проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в Москве. В онлайн-формате рассматриваются те же вопросы, которые раньше выносились только на очное обсуждение. Оценить проекты могут зарегистрированные жители, собственники квартир, владельцы нежилых помещений и земельных участков, а также люди, работающие на территории реализации проекта. По принципу Москвы реализуются проекты и в других субъектах, например в Челябинске, Оренбургской области и др. Однако мы считаем, что эти проекты больше направлены на реализацию партисипаторных форм, а именно партисипаторного бюджетирования. И сложно отнести их к элементам делиберативной демократии - ввиду отсутствия возможности обсуждения различных вопросов на порталах.
(Усманова Р.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4)Элементы делиберативной политики и делиберативной демократии, которые были заложены вышеназванными нормативными правовыми актами, внедрены субъектами РФ. Так, Постановлением Правительства Москвы от 27 февраля 2018 г. N 117-ПП "О проекте "Активный гражданин" был запущен проект в целях проведения голосований, опросов, сбора мнений и (или) оценок граждан, касающихся актуальных вопросов развития города. Данный сайт используется и в целях проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в Москве. В онлайн-формате рассматриваются те же вопросы, которые раньше выносились только на очное обсуждение. Оценить проекты могут зарегистрированные жители, собственники квартир, владельцы нежилых помещений и земельных участков, а также люди, работающие на территории реализации проекта. По принципу Москвы реализуются проекты и в других субъектах, например в Челябинске, Оренбургской области и др. Однако мы считаем, что эти проекты больше направлены на реализацию партисипаторных форм, а именно партисипаторного бюджетирования. И сложно отнести их к элементам делиберативной демократии - ввиду отсутствия возможности обсуждения различных вопросов на порталах.