Объекты обладающие признаками культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Объекты обладающие признаками культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: Решение о сносе самовольной постройки не может быть принято в отношении объекта культурного наследия
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44
Применимые нормы: п. 2 ст. 222 ГК РФ, п. 10 ст. 16.1, п. 13 ст. 18 Закона об объектах культурного наследияВ силу п. 10 ст. 16.1, п. 13 ст. 18 Закона об объектах культурного наследия не допускается принятие решений о сносе объектов культурного наследия, а также объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со ст. 3 указанного Закона.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44
Применимые нормы: п. 2 ст. 222 ГК РФ, п. 10 ст. 16.1, п. 13 ст. 18 Закона об объектах культурного наследияВ силу п. 10 ст. 16.1, п. 13 ст. 18 Закона об объектах культурного наследия не допускается принятие решений о сносе объектов культурного наследия, а также объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со ст. 3 указанного Закона.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Объекты культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. В региональный орган охраны объектов культурного наследия направляется заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в Реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности. Заявителем могут выступать: Минкультуры РФ, муниципальный орган охраны объектов культурного наследия, физическое или юридическое лицо (п. 2 ст. 16.1 Закона об объектах культурного наследия);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. В региональный орган охраны объектов культурного наследия направляется заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в Реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности. Заявителем могут выступать: Минкультуры РФ, муниципальный орган охраны объектов культурного наследия, физическое или юридическое лицо (п. 2 ст. 16.1 Закона об объектах культурного наследия);
Статья: О популяризации объектов культурного наследия
(Кудряшова В.В.)
("Юрист", 2024, N 10)Нормы об информационных надписях включены в главу IV "Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия", а нормы об обеспечении доступа - в главу VIII "Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия".
(Кудряшова В.В.)
("Юрист", 2024, N 10)Нормы об информационных надписях включены в главу IV "Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия", а нормы об обеспечении доступа - в главу VIII "Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия".
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 7.14.2. Неисполнение обязанности по приостановлению работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность
(ред. от 04.11.2025)Статья 7.14.2. Неисполнение обязанности по приостановлению работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)18) возложение на собственника или законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия (или земельного участка, на котором он расположен, - в случае неустановления собственника (законного владельца) соответствующего объекта), обязанности воздержаться от его сноса при рассмотрении административного искового заявления, которым в порядке гл. 21 КАС РФ оспаривается правовой акт регионального органа охраны объектов культурного наследия об отказе во включении соответствующего объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия (Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2024 N 17-П "По делу о проверке конституционности статьи 85, части 4 статьи 87 и статьи 211 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Д.В. Сергеева").
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)18) возложение на собственника или законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия (или земельного участка, на котором он расположен, - в случае неустановления собственника (законного владельца) соответствующего объекта), обязанности воздержаться от его сноса при рассмотрении административного искового заявления, которым в порядке гл. 21 КАС РФ оспаривается правовой акт регионального органа охраны объектов культурного наследия об отказе во включении соответствующего объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия (Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2024 N 17-П "По делу о проверке конституционности статьи 85, части 4 статьи 87 и статьи 211 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Д.В. Сергеева").
Статья: Правовой статус блочно-модульной котельной: отдельные аспекты отраслевого законодательства
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения и о правилах внесения в него изменений и ведения реестра описаний процедур, указанных в Исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.04.2017 N 452, в разд. 4 определял процедуры, связанные с осуществлением строительства и реконструкции (п. п. 59 - 86), а в разд. 5 определял процедуры, связанные с предоставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, государственной регистрацией прав на построенный объект (п. п. 87 - 96). Каждая из обозначенных в разд. 4 и 5 Исчерпывающего перечня процедур N 452 также предполагала свою этапность. Так, разд. 4 предусматривал следующие процедуры: представление разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута; представление решения о согласовании осуществления действий в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства; представление решения о согласовании осуществления действий в охранных зонах объектов по производству электрической энергии; представление разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода; представление разрешения на производство работ в охранной зоне газораспределительной сети; представление разрешения на производство работ в охранной зоне геодезического пункта; представление согласия на производство работ, связанных с вскрытием грунта в охранной зоне линии связи или линии радиофикации; представление разрешения на строительство; внесение изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство); направление извещения о начале строительства; направление извещения о возникновении аварийной ситуации на объекте капитального строительства; направление извещения об обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия; направление извещения о сроках завершения работ, которые подлежат проверке; проведение проверок государственного строительного надзора; проведение проверок государственного экологического надзора; представление результатов экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов, назначенных органом государственного строительного надзора; направление извещения об устранении нарушений; заключение договора теплоснабжения строящегося (не введенного в эксплуатацию) объекта на период строительства; подписание акта комиссии о приемке теплоносителя для тепловых энергоустановок после пусконаладочных работ и комплексного опробования; представление акта проверки законченного строительством объекта капитального строительства при осуществлении государственного строительного надзора; подписание акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя; подписание акта о подключении объекта капитального строительства к системе теплоснабжения. Раздел 5 Исчерпывающего перечня процедур N 452 предусматривал следующие процедуры: представление технического плана объекта капитального строительства с инженерными сетями; представление заключения федерального государственного экологического надзора; представление заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; представление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; предоставление временного разрешения, разрешения на допуск в эксплуатацию объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, энергопринимающих установок органа федерального государственного энергетического надзора (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации); предоставление временного разрешения, разрешения на допуск в эксплуатацию объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок органа федерального государственного энергетического надзора (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации); заключение договора теплоснабжения; присвоение адреса объекту капитального строительства; государственный кадастровый учет объекта недвижимости; государственная регистрация права собственности на тепловую сеть.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения и о правилах внесения в него изменений и ведения реестра описаний процедур, указанных в Исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.04.2017 N 452, в разд. 4 определял процедуры, связанные с осуществлением строительства и реконструкции (п. п. 59 - 86), а в разд. 5 определял процедуры, связанные с предоставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, государственной регистрацией прав на построенный объект (п. п. 87 - 96). Каждая из обозначенных в разд. 4 и 5 Исчерпывающего перечня процедур N 452 также предполагала свою этапность. Так, разд. 4 предусматривал следующие процедуры: представление разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута; представление решения о согласовании осуществления действий в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства; представление решения о согласовании осуществления действий в охранных зонах объектов по производству электрической энергии; представление разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода; представление разрешения на производство работ в охранной зоне газораспределительной сети; представление разрешения на производство работ в охранной зоне геодезического пункта; представление согласия на производство работ, связанных с вскрытием грунта в охранной зоне линии связи или линии радиофикации; представление разрешения на строительство; внесение изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство); направление извещения о начале строительства; направление извещения о возникновении аварийной ситуации на объекте капитального строительства; направление извещения об обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия; направление извещения о сроках завершения работ, которые подлежат проверке; проведение проверок государственного строительного надзора; проведение проверок государственного экологического надзора; представление результатов экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов, назначенных органом государственного строительного надзора; направление извещения об устранении нарушений; заключение договора теплоснабжения строящегося (не введенного в эксплуатацию) объекта на период строительства; подписание акта комиссии о приемке теплоносителя для тепловых энергоустановок после пусконаладочных работ и комплексного опробования; представление акта проверки законченного строительством объекта капитального строительства при осуществлении государственного строительного надзора; подписание акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя; подписание акта о подключении объекта капитального строительства к системе теплоснабжения. Раздел 5 Исчерпывающего перечня процедур N 452 предусматривал следующие процедуры: представление технического плана объекта капитального строительства с инженерными сетями; представление заключения федерального государственного экологического надзора; представление заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; представление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; предоставление временного разрешения, разрешения на допуск в эксплуатацию объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, энергопринимающих установок органа федерального государственного энергетического надзора (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации); предоставление временного разрешения, разрешения на допуск в эксплуатацию объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок органа федерального государственного энергетического надзора (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации); заключение договора теплоснабжения; присвоение адреса объекту капитального строительства; государственный кадастровый учет объекта недвижимости; государственная регистрация права собственности на тепловую сеть.
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)- в соответствии с п. 10 ст. 16.1 снос выявленного объекта культурного наследия, а также объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со ст. 3 этого Федерального закона, также запрещен.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)- в соответствии с п. 10 ст. 16.1 снос выявленного объекта культурного наследия, а также объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со ст. 3 этого Федерального закона, также запрещен.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)8. Как следует из ч. 8 комментируемой статьи, в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта лицо, осуществляющее строительство, должно приостановить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, известить об обнаружении такого объекта органы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, под которым понимается в первую очередь. Согласно п. 4 ст. 36 Закона об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации к таким органам относятся региональные органы охраны объектов культурного наследия.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)8. Как следует из ч. 8 комментируемой статьи, в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта лицо, осуществляющее строительство, должно приостановить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, известить об обнаружении такого объекта органы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, под которым понимается в первую очередь. Согласно п. 4 ст. 36 Закона об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации к таким органам относятся региональные органы охраны объектов культурного наследия.
Статья: Существуют ли легальные основы реконструкции зданий, являющихся объектами культурного наследия?
(Мельникова Е.Н.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)<8> Например, в п. 3.2 Приказа Минкультуры России от 23 декабря 2015 г. N 3206 "Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Ферапонтова монастыря, конец XV - XVII век, конец XVIII века, XIX век, начало XX века", включенного в Список всемирного наследия, а также режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон" говорится, что в зонах строгого регулирования застройки и хозяйственной деятельности (участки ЗСРЗ-1, ЗСРЗ-2, ЗСРЗ-3, ЗСРЗ-4) разрешается капитальный ремонт исторически и архитектурно ценных градоформирующих объектов без изменения их объемно-пространственных параметров и характеристик, реконструкция и ремонт исторически и архитектурно ценных объектов, а также объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на основе историко-архивных исследований. Но и здесь термин "реконструкция" "висит в воздухе", поскольку непонятно, в рамках какой меры по сохранению ОКН такая реконструкция может осуществляться: этот вопрос становится актуальным в ходе подготовки проектной документации.
(Мельникова Е.Н.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)<8> Например, в п. 3.2 Приказа Минкультуры России от 23 декабря 2015 г. N 3206 "Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Ферапонтова монастыря, конец XV - XVII век, конец XVIII века, XIX век, начало XX века", включенного в Список всемирного наследия, а также режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон" говорится, что в зонах строгого регулирования застройки и хозяйственной деятельности (участки ЗСРЗ-1, ЗСРЗ-2, ЗСРЗ-3, ЗСРЗ-4) разрешается капитальный ремонт исторически и архитектурно ценных градоформирующих объектов без изменения их объемно-пространственных параметров и характеристик, реконструкция и ремонт исторически и архитектурно ценных объектов, а также объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на основе историко-архивных исследований. Но и здесь термин "реконструкция" "висит в воздухе", поскольку непонятно, в рамках какой меры по сохранению ОКН такая реконструкция может осуществляться: этот вопрос становится актуальным в ходе подготовки проектной документации.
Статья: Защита публичных интересов: некоторые аспекты недопущения причинения вреда объектам культурного наследия в ходе хозяйственной деятельности
(Калинин Г.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 9)Во-первых, наличие информации позволит снизить риск приостановления работ по основаниям, предусмотренным п. 4 ст. 36 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" <3> (далее - Закон об охране памятников). Ведь время в бизнесе - это деньги. Кроме того, обнаружение в ходе работ объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, связано с издержками по обеспечению его сохранности (временными, финансовыми, трудозатратными, ограничивающими либо полностью исключающими хозяйственную деятельность на земельном участке).
(Калинин Г.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 9)Во-первых, наличие информации позволит снизить риск приостановления работ по основаниям, предусмотренным п. 4 ст. 36 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" <3> (далее - Закон об охране памятников). Ведь время в бизнесе - это деньги. Кроме того, обнаружение в ходе работ объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, связано с издержками по обеспечению его сохранности (временными, финансовыми, трудозатратными, ограничивающими либо полностью исключающими хозяйственную деятельность на земельном участке).
Статья: Спор о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство (на основании судебной практики Московского областного суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Суд установил, что по данным единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечня выявленных объектов культурного наследия, списка объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, материалам архива управления на указанном земельном участке и прилегающей территории объекты культурного наследия не значатся.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Суд установил, что по данным единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечня выявленных объектов культурного наследия, списка объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, материалам архива управления на указанном земельном участке и прилегающей территории объекты культурного наследия не значатся.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения ст. 85, ч. 4 ст. 87 и ст. 211 КАС в той части, в какой они ограничивают полномочия суда по применению иных мер предварительной защиты по административному иску о признании недействующим правового акта регионального органа охраны объектов культурного наследия об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения ст. 85, ч. 4 ст. 87 и ст. 211 КАС в той части, в какой они ограничивают полномочия суда по применению иных мер предварительной защиты по административному иску о признании недействующим правового акта регионального органа охраны объектов культурного наследия об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Ограничения установлены в отношении всех объектов, однако наиболее существенные ограничения определены для ОКН, включенных в Единый государственный реестр ОКН. Наименьшие требования предусмотрены для объектов, обладающих признаками ОКН, однако определенные ограничения законом установлены и для них. В частности, до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать воздействие на объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, необходимо проведение историко-культурной экспертизы (п. 1 ст. 31 Закона N 73-ФЗ).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Ограничения установлены в отношении всех объектов, однако наиболее существенные ограничения определены для ОКН, включенных в Единый государственный реестр ОКН. Наименьшие требования предусмотрены для объектов, обладающих признаками ОКН, однако определенные ограничения законом установлены и для них. В частности, до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать воздействие на объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, необходимо проведение историко-культурной экспертизы (п. 1 ст. 31 Закона N 73-ФЗ).
Статья: Правовой режим выявленного объекта археологического наследия
(Пивненко Д.Л.)
("Цивилист", 2023, N 6)<6> Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 2 июля 2015 г. N 1905 "Об утверждении порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия" // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201509080001?ysclid=lnla49iqya536581858 (дата обращения: 11.10.2023).
(Пивненко Д.Л.)
("Цивилист", 2023, N 6)<6> Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 2 июля 2015 г. N 1905 "Об утверждении порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия" // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201509080001?ysclid=lnla49iqya536581858 (дата обращения: 11.10.2023).