Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей
Подборка наиболее важных документов по запросу Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Информационные технологии и оптимизация гражданского судопроизводства на судебных участках мировых судей в аспекте неразрывной связи
(Латышева Н.А., Ершов Р.А.)
("Мировой судья", 2024, N 1)Разнообразие возможностей в ходе обеспечения доступа к правосудию на судебных участках характеризует активно реализуемый способ подачи документов через "Личный кабинет" в общегосударственной системе Госуслуг (ЕСИА). Такой порядок применяется, к примеру, на судебных участках мировых судей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ХМАО). Законом данного субъекта РФ от 24 ноября 2022 г. N 137-з дополнен Закон от 10 июля 2010 г. N 113-з "Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры". Расширение сферы использования интернет-ресурсов с 1 декабря 2022 г. коррелирует с увеличением сферы информационного обеспечения деятельности мировых судей ХМАО, которое с указанного времени не ограничено официальным сайтом мировых судей округа и включает в себя определенные Правительством РФ информационные системы и (или) программы для электронных вычислительных машин <14>. Данная новация создает правовую модель для использования в округе федеральных информационных систем, в том числе Государственной автоматизированной системы "Правосудие" (далее - ГАС "Правосудие"). В отличие от ХМАО в настоящее время ни один из субъектов Северо-Западного федерального округа не имеет технической возможности для приема процессуальных документов посредством официальных сайтов мировых судей. Однако использование ими федеральной платформы ГАС "Правосудие" с доступными сервисами "Обращения граждан" позволяет прогнозировать расширение возможностей граждан для подачи процессуальных документов (электронных копий) в ближайшее время. Следующим шагом, позволяющим оптимизировать судебное делопроизводство, обеспечивающее гражданское судопроизводство, является переход к формированию дел кратковременного срока хранения исключительно в электронном виде либо в гибридном формате при определенных условиях.
(Латышева Н.А., Ершов Р.А.)
("Мировой судья", 2024, N 1)Разнообразие возможностей в ходе обеспечения доступа к правосудию на судебных участках характеризует активно реализуемый способ подачи документов через "Личный кабинет" в общегосударственной системе Госуслуг (ЕСИА). Такой порядок применяется, к примеру, на судебных участках мировых судей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ХМАО). Законом данного субъекта РФ от 24 ноября 2022 г. N 137-з дополнен Закон от 10 июля 2010 г. N 113-з "Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры". Расширение сферы использования интернет-ресурсов с 1 декабря 2022 г. коррелирует с увеличением сферы информационного обеспечения деятельности мировых судей ХМАО, которое с указанного времени не ограничено официальным сайтом мировых судей округа и включает в себя определенные Правительством РФ информационные системы и (или) программы для электронных вычислительных машин <14>. Данная новация создает правовую модель для использования в округе федеральных информационных систем, в том числе Государственной автоматизированной системы "Правосудие" (далее - ГАС "Правосудие"). В отличие от ХМАО в настоящее время ни один из субъектов Северо-Западного федерального округа не имеет технической возможности для приема процессуальных документов посредством официальных сайтов мировых судей. Однако использование ими федеральной платформы ГАС "Правосудие" с доступными сервисами "Обращения граждан" позволяет прогнозировать расширение возможностей граждан для подачи процессуальных документов (электронных копий) в ближайшее время. Следующим шагом, позволяющим оптимизировать судебное делопроизводство, обеспечивающее гражданское судопроизводство, является переход к формированию дел кратковременного срока хранения исключительно в электронном виде либо в гибридном формате при определенных условиях.
Статья: Концепция совершенствования производства по делам о привлечении к административной ответственности, осуществляемого мировыми судьями
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Для сопровождения производства по делам о привлечении к административной ответственности мировые судьи используют информационные системы и компоненты информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, в том числе ПИ "АМИРС" ГАС "Правосудие", систему автоматизированного протоколирования судебных заседаний, комплекс видео-конференц-связи, официальные сайты мировых судей, которые обеспечивают производство и служат средствами для обеспечения доступа к информации о деятельности судов.
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Для сопровождения производства по делам о привлечении к административной ответственности мировые судьи используют информационные системы и компоненты информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, в том числе ПИ "АМИРС" ГАС "Правосудие", систему автоматизированного протоколирования судебных заседаний, комплекс видео-конференц-связи, официальные сайты мировых судей, которые обеспечивают производство и служат средствами для обеспечения доступа к информации о деятельности судов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ
(ред. от 14.07.2022)
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)1. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, устанавливающими порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а в отношении мировых судей - также законодательством субъектов Российской Федерации. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, осуществляется также регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества.
(ред. от 14.07.2022)
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)1. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, устанавливающими порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а в отношении мировых судей - также законодательством субъектов Российской Федерации. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, осуществляется также регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 N 16
(ред. от 09.02.2012)
"О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"Официальным представителем суда, осуществляющим взаимодействие с редакциями средств массовой информации, является председатель суда или должностное лицо, уполномоченное председателем суда (часть 1 статьи 22 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"). Кроме того, в целях взаимодействия с редакциями средств массовой информации суды (за исключением районных судов, гарнизонных военных судов, мировых судей) могут определить в своих аппаратах соответствующие структурные подразделения (часть 3 статьи 22 названного Федерального закона).
(ред. от 09.02.2012)
"О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"Официальным представителем суда, осуществляющим взаимодействие с редакциями средств массовой информации, является председатель суда или должностное лицо, уполномоченное председателем суда (часть 1 статьи 22 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"). Кроме того, в целях взаимодействия с редакциями средств массовой информации суды (за исключением районных судов, гарнизонных военных судов, мировых судей) могут определить в своих аппаратах соответствующие структурные подразделения (часть 3 статьи 22 названного Федерального закона).
Статья: Доступ к информации о рассмотрении третейскими судами споров в энергетике
(Вершинин А.П.)
("Третейский суд", 2023, N 3/4)Наконец, третья возможность получения информации о рассмотрении третейскими судами споров лицом, не являющимся участником разбирательства, связана с доступом к информации о деятельности государственных судов. В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Закон о доступе к информации судов) устанавливается перечень информации о деятельности судов в Российской Федерации и особенности размещения судебных актов. Третейские суды и их информация прямо не подпадают под действие данного Закона, так как имеются в виду "федеральные суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации" (см. п. 5 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона о доступе к информации судов; ср. п. 1, 5, 6 ст. 1 Закона об арбитраже).
(Вершинин А.П.)
("Третейский суд", 2023, N 3/4)Наконец, третья возможность получения информации о рассмотрении третейскими судами споров лицом, не являющимся участником разбирательства, связана с доступом к информации о деятельности государственных судов. В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Закон о доступе к информации судов) устанавливается перечень информации о деятельности судов в Российской Федерации и особенности размещения судебных актов. Третейские суды и их информация прямо не подпадают под действие данного Закона, так как имеются в виду "федеральные суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации" (см. п. 5 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона о доступе к информации судов; ср. п. 1, 5, 6 ст. 1 Закона об арбитраже).
Статья: Об отдельных аспектах защиты прав должника в процедуре отмены судебного приказа в гражданском процессе
(Габов А.В., Борисова Л.В., Савина Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)<48> Пункт 8 ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6217.
(Габов А.В., Борисова Л.В., Савина Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)<48> Пункт 8 ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6217.
Статья: Организация работы мировых судей в Российской Федерации и пути ее совершенствования
(Нестеров В.М.)
("Мировой судья", 2024, N 11)5) обеспечивает доступ к информации о своей деятельности в сети Интернет в соответствии с законодательством Российской Федерации;
(Нестеров В.М.)
("Мировой судья", 2024, N 11)5) обеспечивает доступ к информации о своей деятельности в сети Интернет в соответствии с законодательством Российской Федерации;
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Если федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ предусматриваются особенности предоставления отдельных видов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, положения Закона о доступе к информации о деятельности государственных и муниципальных органов применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (ч. 2 ст. 2 данного Закона). Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Законом о доступе к информации о деятельности государственных и муниципальных органов, Законом о доступе к информации судов, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (ч. 1 ст. 3 Закона о доступе к информации о деятельности государственных и муниципальных органов). В свою очередь, правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, устанавливающими порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, федеральным Законом о доступе к информации судов, другими федеральными законами, а в отношении мировых судей - также законодательством субъектов РФ. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, осуществляется также регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества <1>.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Если федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ предусматриваются особенности предоставления отдельных видов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, положения Закона о доступе к информации о деятельности государственных и муниципальных органов применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (ч. 2 ст. 2 данного Закона). Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Законом о доступе к информации о деятельности государственных и муниципальных органов, Законом о доступе к информации судов, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (ч. 1 ст. 3 Закона о доступе к информации о деятельности государственных и муниципальных органов). В свою очередь, правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, устанавливающими порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, федеральным Законом о доступе к информации судов, другими федеральными законами, а в отношении мировых судей - также законодательством субъектов РФ. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, осуществляется также регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества <1>.
Статья: Нарушение сроков изготовления и размещения судебных актов как проблема реализации конституционных принципов судопроизводства
(Стародубцева И.А.)
("Администратор суда", 2024, N 3)Конституция Российской Федерации закрепляет важнейшие принципы правосудия, среди которых открытое разбирательство дел в судах на основе состязательности и равноправия (ст. 123). Данные принципы в дальнейшем получили свое развитие в кодифицированных процессуальных актах. Самостоятельное правовое регулирование в виде отдельного закона получил принцип открытости судебного разбирательства в Федеральном законе "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". Он сыграл важную роль в формировании единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей, в создании возможности для любого пользователя (физического лица, представителя юридического лица, органов государственной власти и местного самоуправления) получать достоверную информацию о деятельности судов, не обосновывая необходимость получения запрашиваемой информации, доступ к которой не ограничен.
(Стародубцева И.А.)
("Администратор суда", 2024, N 3)Конституция Российской Федерации закрепляет важнейшие принципы правосудия, среди которых открытое разбирательство дел в судах на основе состязательности и равноправия (ст. 123). Данные принципы в дальнейшем получили свое развитие в кодифицированных процессуальных актах. Самостоятельное правовое регулирование в виде отдельного закона получил принцип открытости судебного разбирательства в Федеральном законе "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". Он сыграл важную роль в формировании единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей, в создании возможности для любого пользователя (физического лица, представителя юридического лица, органов государственной власти и местного самоуправления) получать достоверную информацию о деятельности судов, не обосновывая необходимость получения запрашиваемой информации, доступ к которой не ограничен.
Статья: Модернизация производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, осуществляемого судами общей юрисдикции
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Судебная нагрузка по административным делам, процессуальные особенности административного правосудия, электронное взаимодействие правоприменителей, обеспечение доступа к информации о деятельности судов, изменения законодательства, регулирующего взыскание обязательных платежей и санкций, обосновывают необходимость совершенствования судопроизводства в условиях цифровизации и расширения внесудебного порядка взыскания задолженности. Основными направлениями модернизации производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, осуществляемого судами общей юрисдикции, являются перераспределение компетенции, возможность направления заявлений по подсудности в приказном производстве, введение беззаявительного перехода к исковому производству после отмены судебных приказов при отсутствии доказательств погашения задолженности, а также расширение способов использования современных информационно-коммуникационных технологий в административном судопроизводстве.
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Судебная нагрузка по административным делам, процессуальные особенности административного правосудия, электронное взаимодействие правоприменителей, обеспечение доступа к информации о деятельности судов, изменения законодательства, регулирующего взыскание обязательных платежей и санкций, обосновывают необходимость совершенствования судопроизводства в условиях цифровизации и расширения внесудебного порядка взыскания задолженности. Основными направлениями модернизации производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, осуществляемого судами общей юрисдикции, являются перераспределение компетенции, возможность направления заявлений по подсудности в приказном производстве, введение беззаявительного перехода к исковому производству после отмены судебных приказов при отсутствии доказательств погашения задолженности, а также расширение способов использования современных информационно-коммуникационных технологий в административном судопроизводстве.
Статья: Современные тенденции использования и роль информационных технологий в гражданском судопроизводстве
(Пахомова О.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 1)Каждый суд в Российской Федерации имеет свой собственный сайт. Для мировых судов, судов общей юрисдикции, арбитражных судов предусмотрены единые шаблонные типы сайтов. Типовая форма сайтов сделана для того, чтобы каждый суд не придумывал свою форму, для стандарта размещения информации, и чтобы посетитель не затерялся в разделах сайта и имел возможность оперативно найти нужную информацию. В соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" <2> суды обязаны размещать в сети Интернет судебные акты для свободного доступа с требованием обезличивания персональных данных, места жительства (работы) и т.п.
(Пахомова О.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 1)Каждый суд в Российской Федерации имеет свой собственный сайт. Для мировых судов, судов общей юрисдикции, арбитражных судов предусмотрены единые шаблонные типы сайтов. Типовая форма сайтов сделана для того, чтобы каждый суд не придумывал свою форму, для стандарта размещения информации, и чтобы посетитель не затерялся в разделах сайта и имел возможность оперативно найти нужную информацию. В соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" <2> суды обязаны размещать в сети Интернет судебные акты для свободного доступа с требованием обезличивания персональных данных, места жительства (работы) и т.п.
Статья: Судебная коммуникация: к постановке вопроса
(Носенко М.С.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)Значение своевременного и доступного размещения информации о деятельности судов на примере регулирования информационного обеспечения деятельности мировых судей отметила Е.В. Кузнецова, признав его важнейшим способом обеспечения доступа граждан к правосудию <9>.
(Носенко М.С.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)Значение своевременного и доступного размещения информации о деятельности судов на примере регулирования информационного обеспечения деятельности мировых судей отметила Е.В. Кузнецова, признав его важнейшим способом обеспечения доступа граждан к правосудию <9>.
Статья: Некоторые проблемы реализации конституционного права граждан на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)<4> Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)<4> Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Статья: Правовые проблемы трансформации основных начал правосудия в условиях цифровизации цивилистического процесса в России и Китае
(Харитонова Ю.С., Ян Т.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 1)В России анонсировано появление в 2024 г. сервиса "Правосудие онлайн" <1>, который позволит гражданам реализовать в дистанционной форме весь объем процессуальных действий: от подачи документов в суд и уплаты государственной пошлины до участия в судебном заседании посредством веб-конференции и получения судебного акта. В интересах прозрачности и доступности российские суды наращивают также обмен электронными документами, публикацию судебных актов в Интернете и сотрудничество со СМИ <2>. Согласно российской статистике в 2022 г. суды провели по видеоконференции более 350 000 заседаний. Расширяется число технологий, применимых в сфере осуществления правосудия. Создано единое информационное пространство судов (всех, кроме конституционных) - федеральная система ГАС "Правосудие", которая используется и для подачи документов в суд путем гиперссылки на веб-сайт конкретного суда, и для размещения и хранения принятых судебных актов. С принятием Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Закон о доступе к информации) на ГАС "Правосудие" была возложена задача создания "единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей" как "совокупности обеспечивающих информационное взаимодействие Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов, мировых судей, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента баз данных и банков данных, технологий их ведения и использования, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил" (ст. 1) <3>. Наблюдается имманентное расширение сфер применения цифровых технологий в сфере правосудия. Активно обсуждается внедрение технологии искусственного интеллекта в деятельность судов <4>.
(Харитонова Ю.С., Ян Т.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 1)В России анонсировано появление в 2024 г. сервиса "Правосудие онлайн" <1>, который позволит гражданам реализовать в дистанционной форме весь объем процессуальных действий: от подачи документов в суд и уплаты государственной пошлины до участия в судебном заседании посредством веб-конференции и получения судебного акта. В интересах прозрачности и доступности российские суды наращивают также обмен электронными документами, публикацию судебных актов в Интернете и сотрудничество со СМИ <2>. Согласно российской статистике в 2022 г. суды провели по видеоконференции более 350 000 заседаний. Расширяется число технологий, применимых в сфере осуществления правосудия. Создано единое информационное пространство судов (всех, кроме конституционных) - федеральная система ГАС "Правосудие", которая используется и для подачи документов в суд путем гиперссылки на веб-сайт конкретного суда, и для размещения и хранения принятых судебных актов. С принятием Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Закон о доступе к информации) на ГАС "Правосудие" была возложена задача создания "единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей" как "совокупности обеспечивающих информационное взаимодействие Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов, мировых судей, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента баз данных и банков данных, технологий их ведения и использования, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил" (ст. 1) <3>. Наблюдается имманентное расширение сфер применения цифровых технологий в сфере правосудия. Активно обсуждается внедрение технологии искусственного интеллекта в деятельность судов <4>.