О выборах депутатов представительных органов муниципальных обрАзований нсо
Подборка наиболее важных документов по запросу О выборах депутатов представительных органов муниципальных обрАзований нсо (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 04.02.2016 N 67-АПГ15-63
Требование: О признании неправомочным состава представительного органа местного самоуправления.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку на территории муниципального образования в установленные законом сроки назначены и проведены повторные и дополнительные выборы, по результатам которых численность представительного органа составила более 2/3 от установленной численности депутатов.Однако суд не учел, что в силу части 9 статьи 72, частей 1 и 2 статьи 78 Закона Новосибирской области от 7 декабря 2006 года N 58-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области", если после подведения итогов голосования по многомандатным (одномандатным) избирательным округам не все мандаты оказались замещенными, по незамещенным мандатам назначаются повторные выборы депутатов представительного органа муниципального образования.
Требование: О признании неправомочным состава представительного органа местного самоуправления.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку на территории муниципального образования в установленные законом сроки назначены и проведены повторные и дополнительные выборы, по результатам которых численность представительного органа составила более 2/3 от установленной численности депутатов.Однако суд не учел, что в силу части 9 статьи 72, частей 1 и 2 статьи 78 Закона Новосибирской области от 7 декабря 2006 года N 58-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области", если после подведения итогов голосования по многомандатным (одномандатным) избирательным округам не все мандаты оказались замещенными, по незамещенным мандатам назначаются повторные выборы депутатов представительного органа муниципального образования.
Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12.09.2015 N 67-КГ15-10
Требование: Об отмене решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты лица на выборах депутатов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как лицом в избирательную комиссию были представлены все необходимые документы, которые при ее выдвижении и регистрации проверены избирательной комиссией, каких-либо претензий к ней не предъявлялось. Из материалов дела следует, что лицом в избирательную комиссию представлены копия трудовой книжки и справка с места работы, которые достоверно подтверждают занимаемую ею должность.Жихарев М.Ю. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты Степановой О.В., мотивировав его тем, что в заявлении Степановой О.В. о даче согласия баллотироваться в нарушение ч. 4 ст. 38 Закона Новосибирской области от 7 декабря 2006 г. N 58-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области" указан орган без указания субъекта Российской Федерации, в нарушение ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в сведениях об адресе места жительства кандидата Степановой О.В. не указан субъект Российской Федерации, в котором она проживает по многомандатному избирательному округу N 1, заявление не содержит сведений об идентификационном налоговом номере кандидата и надлежащих сведений о профессиональном образовании кандидата - вид и уровень образования, занимаемая должность по основному месту работы указана не в соответствии с представленными для подтверждения этих сведений документами.
Требование: Об отмене решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты лица на выборах депутатов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как лицом в избирательную комиссию были представлены все необходимые документы, которые при ее выдвижении и регистрации проверены избирательной комиссией, каких-либо претензий к ней не предъявлялось. Из материалов дела следует, что лицом в избирательную комиссию представлены копия трудовой книжки и справка с места работы, которые достоверно подтверждают занимаемую ею должность.Жихарев М.Ю. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты Степановой О.В., мотивировав его тем, что в заявлении Степановой О.В. о даче согласия баллотироваться в нарушение ч. 4 ст. 38 Закона Новосибирской области от 7 декабря 2006 г. N 58-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области" указан орган без указания субъекта Российской Федерации, в нарушение ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в сведениях об адресе места жительства кандидата Степановой О.В. не указан субъект Российской Федерации, в котором она проживает по многомандатному избирательному округу N 1, заявление не содержит сведений об идентификационном налоговом номере кандидата и надлежащих сведений о профессиональном образовании кандидата - вид и уровень образования, занимаемая должность по основному месту работы указана не в соответствии с представленными для подтверждения этих сведений документами.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Функции избирательных комиссий в Российской Федерации: проблемы реализации
(Макарцев А.А.)
("Российский юридический журнал", 2016, N 5)Сказанное подтверждают, в частности, действия территориальной избирательной комиссии Центрального района Новосибирска, на которую были возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов Новосибирска по одномандатному избирательному округу. 21 июля 2015 г. из помещения комиссии во время заседания рабочей группы были похищены подписные листы, содержащие 125 подписей в поддержку выдвижения одного из кандидатов, решение о регистрации которого еще не было принято. Следственный комитет возбудил уголовное дело <1>. Несмотря на отсутствие подписей избирателей, избирательная комиссия приняла решение о регистрации кандидата, отметив: "Учитывая, что провести проверку представленных подписей не представляется возможным, а кандидатом К. представлено необходимое для регистрации количество подписей избирателей, в соответствии со статьей 42 Закона Новосибирской области "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области" окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа N 40 решила зарегистрировать кандидата в депутаты Совета депутатов города Новосибирска шестого созыва К." <2>.
(Макарцев А.А.)
("Российский юридический журнал", 2016, N 5)Сказанное подтверждают, в частности, действия территориальной избирательной комиссии Центрального района Новосибирска, на которую были возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов Новосибирска по одномандатному избирательному округу. 21 июля 2015 г. из помещения комиссии во время заседания рабочей группы были похищены подписные листы, содержащие 125 подписей в поддержку выдвижения одного из кандидатов, решение о регистрации которого еще не было принято. Следственный комитет возбудил уголовное дело <1>. Несмотря на отсутствие подписей избирателей, избирательная комиссия приняла решение о регистрации кандидата, отметив: "Учитывая, что провести проверку представленных подписей не представляется возможным, а кандидатом К. представлено необходимое для регистрации количество подписей избирателей, в соответствии со статьей 42 Закона Новосибирской области "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области" окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа N 40 решила зарегистрировать кандидата в депутаты Совета депутатов города Новосибирска шестого созыва К." <2>.
Статья: Неопределенность норм избирательного права
(Макарцев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2012, N 4)Заявитель не учел, что в период с момента опубликования итогов голосования до представления избирательной комиссией отчета о расходовании средств соответствующего бюджета объем полномочий члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса сокращается до минимума. Подтверждением этому является положение п. 2 ст. 45 Закона Новосибирской области от 7 декабря 2006 г. N 58-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области" <8>, согласно которому кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, которые связаны со статусом кандидата с момента официального опубликования (обнародования) общих данных о результатах выборов депутатов представительного органа муниципального образования, за исключением представления в окружную избирательную комиссию итогового финансового отчета. В связи с тем что полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса являются производными от полномочий назначившего его кандидата, то после опубликования итогов голосования член избирательной комиссии с правом совещательного голоса может обращаться в окружную избирательную комиссию только в связи с подготовкой финансового отчета.
(Макарцев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2012, N 4)Заявитель не учел, что в период с момента опубликования итогов голосования до представления избирательной комиссией отчета о расходовании средств соответствующего бюджета объем полномочий члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса сокращается до минимума. Подтверждением этому является положение п. 2 ст. 45 Закона Новосибирской области от 7 декабря 2006 г. N 58-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области" <8>, согласно которому кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, которые связаны со статусом кандидата с момента официального опубликования (обнародования) общих данных о результатах выборов депутатов представительного органа муниципального образования, за исключением представления в окружную избирательную комиссию итогового финансового отчета. В связи с тем что полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса являются производными от полномочий назначившего его кандидата, то после опубликования итогов голосования член избирательной комиссии с правом совещательного голоса может обращаться в окружную избирательную комиссию только в связи с подготовкой финансового отчета.
Нормативные акты
Постановление ЦИК России от 03.12.2008 N 139/1028-5
"Об оснащении комплексами средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" избирательных комиссий муниципальных образований административных центров субъектов Российской Федерации"Рассмотрев обращения избирательных комиссий Хабаровского края, Брянской области, Новосибирской области, Свердловской области, Смоленской области, Тверской области, Томской области, Челябинской области об оснащении комплексами средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" для проведения в марте 2009 года выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований городов Хабаровск, Брянск, Новосибирск, Екатеринбург, Смоленск, Тверь, Томск и Челябинск, на основании пункта 9 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьи 6 Федерального закона "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
"Об оснащении комплексами средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" избирательных комиссий муниципальных образований административных центров субъектов Российской Федерации"Рассмотрев обращения избирательных комиссий Хабаровского края, Брянской области, Новосибирской области, Свердловской области, Смоленской области, Тверской области, Томской области, Челябинской области об оснащении комплексами средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" для проведения в марте 2009 года выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований городов Хабаровск, Брянск, Новосибирск, Екатеринбург, Смоленск, Тверь, Томск и Челябинск, на основании пункта 9 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьи 6 Федерального закона "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
Постановление ЦИК России от 26.05.2005 N 145/986-4
"О некоторых вопросах практики организации муниципальных выборов в ходе реформы местного самоуправления в Российской Федерации"В результате по состоянию на 1 января 2005 года в Новосибирской области действуют 490 муниципальных образований, в том числе 30 муниципальных районов, 5 городских округов, 26 городских и 429 сельских поселений, в которых путем прямых выборов были избраны главы и депутаты представительных органов при общей средней явке избирателей более 50 процентов.
"О некоторых вопросах практики организации муниципальных выборов в ходе реформы местного самоуправления в Российской Федерации"В результате по состоянию на 1 января 2005 года в Новосибирской области действуют 490 муниципальных образований, в том числе 30 муниципальных районов, 5 городских округов, 26 городских и 429 сельских поселений, в которых путем прямых выборов были избраны главы и депутаты представительных органов при общей средней явке избирателей более 50 процентов.
Статья: Выборы между реформами российского избирательного законодательства: избирательная кампания по выборам мэра г. Новосибирска (январь - апрель 2014 г.)
(Макарцев А.А.)
("Административное и муниципальное право", 2014, N 8)Предложение председателя Совета депутатов Новосибирска, прозвучавшее на сессии представительного органа муниципального образования, состоявшейся 15 января 2014 г., назначить голосование по досрочным выборам мэра Новосибирска на 6 апреля 2014 г. не встретило всеобщей поддержки депутатов. Некоторые депутаты, обосновывая свое мнение о необходимости провести выборы главы муниципального образования как можно позже, отмечали, "что неправильно использовать демократические процедуры в политтехнологических целях. Считаем, что два с половиной месяца - недостаточный срок для того, чтобы все субъекты избирательного права могли полноценно этим правом воспользоваться" <12>. Несмотря на несогласие ряда депутатов, большинством голосов (33 - за, 4 - против) выборы были назначены на 6 апреля 2014 г. <13>.
(Макарцев А.А.)
("Административное и муниципальное право", 2014, N 8)Предложение председателя Совета депутатов Новосибирска, прозвучавшее на сессии представительного органа муниципального образования, состоявшейся 15 января 2014 г., назначить голосование по досрочным выборам мэра Новосибирска на 6 апреля 2014 г. не встретило всеобщей поддержки депутатов. Некоторые депутаты, обосновывая свое мнение о необходимости провести выборы главы муниципального образования как можно позже, отмечали, "что неправильно использовать демократические процедуры в политтехнологических целях. Считаем, что два с половиной месяца - недостаточный срок для того, чтобы все субъекты избирательного права могли полноценно этим правом воспользоваться" <12>. Несмотря на несогласие ряда депутатов, большинством голосов (33 - за, 4 - против) выборы были назначены на 6 апреля 2014 г. <13>.
Статья: Назначение и проведение досрочных и дополнительных выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в решениях судов общей юрисдикции
(Макарцев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2017, N 7)Проблемы, возникающие в связи с досрочным сложением депутатами своих полномочий и, как следствие - с принятием решений о назначении внеочередных выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, в последнее время не являются редким исключением. Это связано как с некоторой противоречивостью законодательства в этой сфере правового регулирования, так и с политической ситуацией в конкретном муниципальном образовании. В этом контексте представляют интерес судебные решения, связанные с назначением дополнительных выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в Новосибирской области.
(Макарцев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2017, N 7)Проблемы, возникающие в связи с досрочным сложением депутатами своих полномочий и, как следствие - с принятием решений о назначении внеочередных выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, в последнее время не являются редким исключением. Это связано как с некоторой противоречивостью законодательства в этой сфере правового регулирования, так и с политической ситуацией в конкретном муниципальном образовании. В этом контексте представляют интерес судебные решения, связанные с назначением дополнительных выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в Новосибирской области.
Статья: Конституционно-правовые принципы народовластия в России
(Комарова В.В.)
("Законодательство и экономика", 2005, N 6)а) населению конкретных муниципальных образований предоставляется возможность использования форм непосредственной демократии (референдумов, собраний, народной инициативы, выборов, отзыва должностных лиц и др.);
(Комарова В.В.)
("Законодательство и экономика", 2005, N 6)а) населению конкретных муниципальных образований предоставляется возможность использования форм непосредственной демократии (референдумов, собраний, народной инициативы, выборов, отзыва должностных лиц и др.);
Статья: Правовой режим защиты персональных данных кандидата в период избирательной кампании
(Макарцев А.А.)
("Информационное право", 2011, N 2)Субъектом, который несет ответственность за защиту персональных данных кандидата, является соответствующая избирательная комиссия, деятельность которой определяется избирательным законодательством. Регламентируя порядок распространения информации, являющейся персональными данными кандидатов, законодатель устанавливает гарантии, которые, с одной стороны, направлены на соблюдение прав кандидата как субъекта персональных данных, с другой стороны - на обеспечение права избирателей на получении информации о кандидатах. В соответствии с п. 7 ст. 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия доводит до избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией. Закон Новосибирской области от 7 декабря 2006 г. N 58-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области" <4> в ч. 15 ст. 41 уточняет, что соответствующая избирательная комиссия информирует избирателей о кандидатах на основании сведений, представленных при их выдвижении, в объеме установленном избирательной комиссией муниципального образования. В развитие этих положений в ходе избирательной кампании по выборам депутатов Совета депутатов г. Новосибирска пятого созыва Новосибирской городской муниципальной избирательной комиссией решением от 9 ноября 2009 г. N 28/134 был утвержден комплекс мер по обеспечению информирования избирателей о кандидатах, зарегистрированных кандидатах в депутаты Совета депутатов г. Новосибирска пятого созыва и порядке голосования <5>. В нем отмечается, что открытой является информация о кандидатах, представленная при их выдвижении, в следующем объеме: фамилия, имя, отчество; дата рождения; основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), образование; субъект выдвижения (самовыдвижение, выдвижение избирательным объединением); дата выдвижения.
(Макарцев А.А.)
("Информационное право", 2011, N 2)Субъектом, который несет ответственность за защиту персональных данных кандидата, является соответствующая избирательная комиссия, деятельность которой определяется избирательным законодательством. Регламентируя порядок распространения информации, являющейся персональными данными кандидатов, законодатель устанавливает гарантии, которые, с одной стороны, направлены на соблюдение прав кандидата как субъекта персональных данных, с другой стороны - на обеспечение права избирателей на получении информации о кандидатах. В соответствии с п. 7 ст. 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия доводит до избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией. Закон Новосибирской области от 7 декабря 2006 г. N 58-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области" <4> в ч. 15 ст. 41 уточняет, что соответствующая избирательная комиссия информирует избирателей о кандидатах на основании сведений, представленных при их выдвижении, в объеме установленном избирательной комиссией муниципального образования. В развитие этих положений в ходе избирательной кампании по выборам депутатов Совета депутатов г. Новосибирска пятого созыва Новосибирской городской муниципальной избирательной комиссией решением от 9 ноября 2009 г. N 28/134 был утвержден комплекс мер по обеспечению информирования избирателей о кандидатах, зарегистрированных кандидатах в депутаты Совета депутатов г. Новосибирска пятого созыва и порядке голосования <5>. В нем отмечается, что открытой является информация о кандидатах, представленная при их выдвижении, в следующем объеме: фамилия, имя, отчество; дата рождения; основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), образование; субъект выдвижения (самовыдвижение, выдвижение избирательным объединением); дата выдвижения.
Статья: Референдум как институт непосредственной демократии
("Государственная власть и местное самоуправление", 2007, N 6)Законы субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы проведения местных референдумов, можно классифицировать по двум группам. К первой группе относятся субъекты Российской Федерации, в которых указанные вопросы регулируются отдельными законами. Практика принятия таких специальных законов довольно разнообразна. Так, например, в Удмуртской Республике, Приморском и Ставропольском краях, Калининградской, Нижегородской, Новосибирской, Пензенской, Тульской областях и других субъектах Российской Федерации отдельными законами регулируются вопросы проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, выборы глав муниципальных образований, проведения местных референдумов. В ряде субъектов Российской Федерации, таких, как Архангельская, Ленинградская, Сахалинская области, проведение местных референдумов регулируется специальными отдельными законами.
("Государственная власть и местное самоуправление", 2007, N 6)Законы субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы проведения местных референдумов, можно классифицировать по двум группам. К первой группе относятся субъекты Российской Федерации, в которых указанные вопросы регулируются отдельными законами. Практика принятия таких специальных законов довольно разнообразна. Так, например, в Удмуртской Республике, Приморском и Ставропольском краях, Калининградской, Нижегородской, Новосибирской, Пензенской, Тульской областях и других субъектах Российской Федерации отдельными законами регулируются вопросы проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, выборы глав муниципальных образований, проведения местных референдумов. В ряде субъектов Российской Федерации, таких, как Архангельская, Ленинградская, Сахалинская области, проведение местных референдумов регулируется специальными отдельными законами.