О разграничении компетенции территориальных прокуроров
Подборка наиболее важных документов по запросу О разграничении компетенции территориальных прокуроров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Защита прав предпринимателей в сфере лесопользования средствами прокурорского надзора
(Ишин А.В., Куницына Е.А.)
("Законность", 2024, N 11)В силу Приказа прокурора Республики Коми от 18 января 2018 г. N 7 "О разграничении компетенции территориальных прокуроров, природоохранных межрайонных прокуроров, прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и Воркутинского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли" на Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора, помимо прочего, возложен надзор за исполнением федерального законодательства Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Минприроды Республики Коми), являющимся на территории республики уполномоченным органом исполнительной власти, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений, а также органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда в рамках переданных полномочий Российской Федерации, а также уполномоченным органом исполнительной власти, координирующим в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Республики Коми <2>.
(Ишин А.В., Куницына Е.А.)
("Законность", 2024, N 11)В силу Приказа прокурора Республики Коми от 18 января 2018 г. N 7 "О разграничении компетенции территориальных прокуроров, природоохранных межрайонных прокуроров, прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и Воркутинского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли" на Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора, помимо прочего, возложен надзор за исполнением федерального законодательства Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Минприроды Республики Коми), являющимся на территории республики уполномоченным органом исполнительной власти, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений, а также органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда в рамках переданных полномочий Российской Федерации, а также уполномоченным органом исполнительной власти, координирующим в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Республики Коми <2>.
Статья: Надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха в Арктической зоне
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)При подготовке к прокурорской проверке исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха помимо требований Закона о прокуратуре и Приказа N 198 прокурорам также следует руководствоваться Приказами Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур", от 14 марта 2019 г. N 192 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов", от 31 августа 2023 г. N 583 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления".
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)При подготовке к прокурорской проверке исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха помимо требований Закона о прокуратуре и Приказа N 198 прокурорам также следует руководствоваться Приказами Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур", от 14 марта 2019 г. N 192 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов", от 31 августа 2023 г. N 583 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления".
Нормативные акты
Приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84
(ред. от 02.09.2024)
"О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур"ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 02.09.2024)
"О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур"ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Указание Генпрокуратуры России от 19.09.2022 N 521/7
(ред. от 25.03.2024)
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами"3. Прокурорам субъектов Российской Федерации, природоохранным прокурорам (на правах прокурора субъекта Российской Федерации) в части компетенции с учетом требований пункта 4 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур", прокурору комплекса "Байконур" осуществлять надзор за деятельностью структурных подразделений (специализированных отделов) Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России (далее - ГМУ ФССП России) по месту их дислокации (фактического нахождения) и обеспечить проведение ежеквартальных проверок соблюдения законодательства об исполнительном производстве, в том числе по перечисленным в пункте 2.1 настоящего указания категориям производств.
(ред. от 25.03.2024)
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами"3. Прокурорам субъектов Российской Федерации, природоохранным прокурорам (на правах прокурора субъекта Российской Федерации) в части компетенции с учетом требований пункта 4 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур", прокурору комплекса "Байконур" осуществлять надзор за деятельностью структурных подразделений (специализированных отделов) Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России (далее - ГМУ ФССП России) по месту их дислокации (фактического нахождения) и обеспечить проведение ежеквартальных проверок соблюдения законодательства об исполнительном производстве, в том числе по перечисленным в пункте 2.1 настоящего указания категориям производств.
Статья: Природоохранные прокуратуры в системе публичной власти
(Жукова П.Д.)
("Законность", 2024, N 4)В некоторых субъектах Федерации нет специализированных природоохранных прокуратур, но это не означает, что там никто не осуществляет природоохранную деятельность. Эти функции там выполняют территориальные прокуратуры. Полномочия природоохранных прокуроров в самом общем виде регламентируются Приказом Генерального прокурора РФ от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур". В п. 2.3 этого Приказа определяются полномочия природоохранных прокуроров по надзору за исполнением экологического законодательства различными субъектами права.
(Жукова П.Д.)
("Законность", 2024, N 4)В некоторых субъектах Федерации нет специализированных природоохранных прокуратур, но это не означает, что там никто не осуществляет природоохранную деятельность. Эти функции там выполняют территориальные прокуратуры. Полномочия природоохранных прокуроров в самом общем виде регламентируются Приказом Генерального прокурора РФ от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур". В п. 2.3 этого Приказа определяются полномочия природоохранных прокуроров по надзору за исполнением экологического законодательства различными субъектами права.
Статья: Надзор за исполнением законодательства о таможенной экспертизе
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2022, N 5)Также принимаются во внимание технические и методические документы в области экспертиз и исследований экспертных учреждений. Реализация полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов о таможенной экспертизе определяется с учетом требований Приказов Генерального прокурора РФ от 15 июля 2011 г. N 211 "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере" (далее - Приказ N 211), от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур"; указания Генерального прокурора РФ от 27 апреля 2018 г. N 254/23 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в таможенной сфере" (далее - Указание N 254/23) и некоторых других приказов и указаний Генерального прокурора РФ. Прокурорский надзор за исполнением законов о таможенной экспертизе относится к компетенции транспортных прокуратур. Так, в соответствии с абз. 3 п. 5 Приказа N 211 при реализации надзорных полномочий транспортным прокурорам следует сосредоточить усилия на надзоре за исполнением законов, регламентирующих применение таможенных процедур, осуществление таможенного и валютного контроля, контроля таможенной стоимости, порядок уплаты и взыскания таможенных пошлин, налогов и иных обязательных платежей, производство по делам об административных таможенных правонарушениях и порядок взыскания штрафов.
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2022, N 5)Также принимаются во внимание технические и методические документы в области экспертиз и исследований экспертных учреждений. Реализация полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов о таможенной экспертизе определяется с учетом требований Приказов Генерального прокурора РФ от 15 июля 2011 г. N 211 "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере" (далее - Приказ N 211), от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур"; указания Генерального прокурора РФ от 27 апреля 2018 г. N 254/23 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в таможенной сфере" (далее - Указание N 254/23) и некоторых других приказов и указаний Генерального прокурора РФ. Прокурорский надзор за исполнением законов о таможенной экспертизе относится к компетенции транспортных прокуратур. Так, в соответствии с абз. 3 п. 5 Приказа N 211 при реализации надзорных полномочий транспортным прокурорам следует сосредоточить усилия на надзоре за исполнением законов, регламентирующих применение таможенных процедур, осуществление таможенного и валютного контроля, контроля таможенной стоимости, порядок уплаты и взыскания таможенных пошлин, налогов и иных обязательных платежей, производство по делам об административных таможенных правонарушениях и порядок взыскания штрафов.
Статья: Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии
(Супрун С.В.)
("Современное право", 2024, N 3)3. Пункт 1 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" возлагает на органы прокуратуры обязанность осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе контролирующими органами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов <7>.
(Супрун С.В.)
("Современное право", 2024, N 3)3. Пункт 1 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" возлагает на органы прокуратуры обязанность осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе контролирующими органами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов <7>.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> См.: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и иных специализированных прокуратур".
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> См.: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и иных специализированных прокуратур".
Статья: Субъекты, обращающиеся в суд за защитой экологических прав
(Смагина Е.С., Чупилин Д.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 2)<19> Приказ Генпрокуратуры России от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" // СПС "КонсультантПлюс".
(Смагина Е.С., Чупилин Д.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 2)<19> Приказ Генпрокуратуры России от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Транспортные прокуратуры в системе публичной власти (на примере Южной транспортной прокуратуры)
(Жукова П.Д.)
("Законность", 2024, N 12)Так, компетенция Южной транспортной прокуратуры обозначена в п. 3 Приказа Генерального прокурора РФ от 8 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур", п. 3 Приказа Генерального прокурора РФ от 15 июля 2011 г. N 211 "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере" и в п. 3 ранее отмеченного Приказа Генерального прокурора РФ от 27 апреля 2007 г. N 70.
(Жукова П.Д.)
("Законность", 2024, N 12)Так, компетенция Южной транспортной прокуратуры обозначена в п. 3 Приказа Генерального прокурора РФ от 8 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур", п. 3 Приказа Генерального прокурора РФ от 15 июля 2011 г. N 211 "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере" и в п. 3 ранее отмеченного Приказа Генерального прокурора РФ от 27 апреля 2007 г. N 70.
Статья: Прокурорская деятельность по профилактике правонарушений в учреждениях уголовно-исполнительной системы
(Карабанова Е.Н., Чобанян А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Прежде всего, лица, заключенные под стражу или отбывающие лишение свободы, должны быть подробно и в доступной форме проинформированы о конкретных благоприятных и неблагоприятных последствиях своих поступков. В рамках работы по правовому просвещению и правовому информированию, направленных на профилактику правонарушений, прокуроры должны разъяснять лицам, содержащимся в УИС, правовые последствия их поведения. Для обеспечения этого направления прокурорской деятельности необходимо внести изменения в организационно-распорядительные документы, регламентирующие обязанности прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (например, в п. 2.2 Приказа Генерального прокурора РФ от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур").
(Карабанова Е.Н., Чобанян А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Прежде всего, лица, заключенные под стражу или отбывающие лишение свободы, должны быть подробно и в доступной форме проинформированы о конкретных благоприятных и неблагоприятных последствиях своих поступков. В рамках работы по правовому просвещению и правовому информированию, направленных на профилактику правонарушений, прокуроры должны разъяснять лицам, содержащимся в УИС, правовые последствия их поведения. Для обеспечения этого направления прокурорской деятельности необходимо внести изменения в организационно-распорядительные документы, регламентирующие обязанности прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (например, в п. 2.2 Приказа Генерального прокурора РФ от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур").
Статья: О некоторых проблемных вопросах реализации прокурорами надзорных полномочий в области охраны поверхностных пресноводных объектов в Российской Федерации при выявлении затонувших в акваториях водоемов судов и иного затонувшего имущества
(Ворохобин И.С.)
("Российская юстиция", 2021, N 1)Изложенное позволяет сделать обоснованный вывод о необходимости обеспечения в процессе осуществления надзорной деятельности тесного взаимодействия между природоохранными и транспортными прокурорами, а также территориальными прокурорами, в том числе расширения практики проведения ими совместных прокурорских проверок и скоординированного принятия мер, направленных на устранение нарушений закона, с учетом компетенции, определенной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур".
(Ворохобин И.С.)
("Российская юстиция", 2021, N 1)Изложенное позволяет сделать обоснованный вывод о необходимости обеспечения в процессе осуществления надзорной деятельности тесного взаимодействия между природоохранными и транспортными прокурорами, а также территориальными прокурорами, в том числе расширения практики проведения ими совместных прокурорских проверок и скоординированного принятия мер, направленных на устранение нарушений закона, с учетом компетенции, определенной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур".
Статья: Совершенствование прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии коррупции
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2021, N 3)В отдельных случаях возникают трудности при определении компетенции территориальных прокуратур по осуществлении надзора за исполнением законов в рассматриваемой сфере. Так, Приказом Генерального прокурора РФ от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" природоохранным прокурорам (на правах прокуроров субъектов Федерации) поручено осуществлять надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в природоохранных территориальных органах и подразделениях федеральных органов исполнительной власти (за исключением центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти), природоохранных органах исполнительной власти субъектов Федерации, подведомственных им учреждениях и организациях.
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2021, N 3)В отдельных случаях возникают трудности при определении компетенции территориальных прокуратур по осуществлении надзора за исполнением законов в рассматриваемой сфере. Так, Приказом Генерального прокурора РФ от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" природоохранным прокурорам (на правах прокуроров субъектов Федерации) поручено осуществлять надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в природоохранных территориальных органах и подразделениях федеральных органов исполнительной власти (за исключением центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти), природоохранных органах исполнительной власти субъектов Федерации, подведомственных им учреждениях и организациях.
Статья: Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере охраны окружающей среды в Арктической зоне Российской Федерации
(Чернов С.Н.)
("Экологическое право", 2024, N 4)В последние годы вышли работы, посвященные деятельности природоохранных прокуратур <1>. Появились обзоры нормативных актов по данной теме <2>. Научные институты и организации в мире прогнозируют дальнейшее изменение климата и риски для экосистемы и жителей Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Задача государства - совершенствование правовой и организационной природоохранной деятельности. 7 мая 2008 г. Генеральная прокуратура Российской Федерации приняла Приказ N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" <3>. Надзором за соблюдением природоохранных правовых актов стали заниматься природоохранные следственные подразделения Следственного комитета Российской Федерации <4>. В апреле 2019 г. Генпрокуратура создала отдельное управление по надзору за экологией и обращению с отходами <5>. В январе 2019 г. был подписан Указ о создании единого мусорного оператора, компании "Российский экологический оператор" <6>. Оператор создает условия для реализации норм природоохранного законодательства при обращении с отходами. Тем самым он занимается реализацией национального проекта "Экология" <7>.
(Чернов С.Н.)
("Экологическое право", 2024, N 4)В последние годы вышли работы, посвященные деятельности природоохранных прокуратур <1>. Появились обзоры нормативных актов по данной теме <2>. Научные институты и организации в мире прогнозируют дальнейшее изменение климата и риски для экосистемы и жителей Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Задача государства - совершенствование правовой и организационной природоохранной деятельности. 7 мая 2008 г. Генеральная прокуратура Российской Федерации приняла Приказ N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" <3>. Надзором за соблюдением природоохранных правовых актов стали заниматься природоохранные следственные подразделения Следственного комитета Российской Федерации <4>. В апреле 2019 г. Генпрокуратура создала отдельное управление по надзору за экологией и обращению с отходами <5>. В январе 2019 г. был подписан Указ о создании единого мусорного оператора, компании "Российский экологический оператор" <6>. Оператор создает условия для реализации норм природоохранного законодательства при обращении с отходами. Тем самым он занимается реализацией национального проекта "Экология" <7>.