Органы прокуратуры не подменяют

Подборка наиболее важных документов по запросу Органы прокуратуры не подменяют (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 21 "Предмет надзора" Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации""По смыслу приведенных взаимосвязанных положений Закона о прокуратуре, учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 21 "Предмет надзора" Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации""По смыслу приведенных взаимосвязанных положений Закона N 2202-1, учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона N 2202-1 органы, должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: К вопросу о признании прокуратуры Российской Федерации государственным органом в контексте проблемы наличия у нее правосубъектности
(Артеменков В.К.)
("Законность", 2022, N 7)
В публичной сфере, связанной с осуществлением прокурорского надзора и уголовного преследования, Генеральная прокуратура, как и территориальные прокуратуры, буквально в нормативных правовых актах государственным органом не называется. И только положение п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, согласно которому при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, становится легальным основанием, позволяющим ученым определять прокуратуру РФ как единую федеральную централизованную систему государственных органов <12>. При этом связь органов прокуратуры в рамках такой системы не образует у нее правовую волю, необходимую для участия в правоотношениях, так как любые их действия не влекут возникновения прав и обязанностей у прокуратуры РФ. В связи с этим обращает на себя внимание формулировка положений ч. 1 ст. 129 Конституции и п. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре, согласно которым прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Как видим, функции в соответствии со своими полномочиями осуществляют органы прокуратуры, а не единая федеральная централизованная система (прокуратура РФ), которую они составляют. В ином случае в дефиниции "прокуратура РФ" применительно к родовому признаку "система" использовались бы слова "осуществляющая" и "выполняющая".
Статья: Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью некоммерческих организаций в Российской Федерации: правовое регулирование и практика организации
(Лагутин И.Б.)
("Финансовое право", 2023, N 6)
Помимо перечисленных структур также общий надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе и в области их финансово-хозяйственной деятельности осуществляет прокуратура Российской Федерации. Так, в решении Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2015 г. указано, что "в рамках надзора за исполнением законов некоммерческими организациями проводятся проверки, в ходе которых требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению". При этом Конституционный Суд обращает внимание на то, что, "осуществляя надзор за исполнением законов некоммерческими организациями, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы" <15>.

Нормативные акты

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
(ред. от 29.05.2024)
"О прокуратуре Российской Федерации"
2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Решение Конституционного Суда РФ от 23.04.2015
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2015 года"
В соответствии с оспоренными взаимосвязанными положениями органами прокуратуры в рамках надзора за исполнением законов некоммерческими организациями проводятся проверки, в ходе которых требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению; осуществляя надзор за исполнением законов некоммерческими организациями, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы; прокурор вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором, и требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемой организации представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, а также привлекать к участию в проверочных мероприятиях представителей (сотрудников) иных государственных органов.