О порядке рассмотрения обращений роспотребнадзор
Подборка наиболее важных документов по запросу О порядке рассмотрения обращений роспотребнадзор (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 8 "Направление и регистрация письменного обращения" Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации""По результатам рассмотрения материала проверки прокурором выявлен факт нарушения заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Ивановской области К. порядка рассмотрения обращения ФИО4 (части 3 статьи 8 Федерального закона N 59-ФЗ), а именно перенаправления 2 февраля 2022 года обращения ФИО4 по вопросу неправомерных действий со стороны ООО "Газпром межрегионгаз Иваново" в адрес начальника службы государственной жилищной инспекции Ивановской области."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 8 "Направление и регистрация письменного обращения" Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации""Управлением Роспотребнадзора по Курской области в ответе от 28 июня 2022 года N разъяснено, что вопрос исключения из ЕИБД не относится к компетенции Роспотребнадзора, на основании статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также пункта 2.4 Положения о комитете здравоохранения Курской области обращение Л. направлено для рассмотрения и принятия мер в пределах компетенции в части касающейся в комитет здравоохранения Курской области."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что нужно знать о публичном договоре
(КонсультантПлюс, 2025)пожаловаться в административный орган: в ряде случаев в ФАС России (п. 5 ч. 1 ст. 10, п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции) или в Роспотребнадзор, если потребитель - гражданин (ч. 1 ст. 2 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан РФ, ст. ст. 40, 42.3 Закона о защите прав потребителей). Тогда вам могут выдать предписание о прекращении нарушения, а в отдельных случаях - наложить административный штраф (п. 1 ч. 2 ст. 90 Закона 248-ФЗ, ч. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции, ч. 1 ст. 14.31, ст. 15.34.1, ч. 5, 7 ст. 14.8 КоАП РФ). Например, за незаконный отказ потребителю заключить договор в связи с состоянием его здоровья, ограничением жизнедеятельности или с возрастом штраф для юрлиц составит от 300 тыс. до 500 тыс. руб., для должностных лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Если по этим причинам отказано одновременно двум и более потребителям либо неоднократно отказано одному потребителю, то административная ответственность наступает за отказ каждому потребителю и за каждый случай отказа в отдельности (ч. 5 ст. 14.8, примечание к ст. 14.8 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)пожаловаться в административный орган: в ряде случаев в ФАС России (п. 5 ч. 1 ст. 10, п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции) или в Роспотребнадзор, если потребитель - гражданин (ч. 1 ст. 2 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан РФ, ст. ст. 40, 42.3 Закона о защите прав потребителей). Тогда вам могут выдать предписание о прекращении нарушения, а в отдельных случаях - наложить административный штраф (п. 1 ч. 2 ст. 90 Закона 248-ФЗ, ч. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции, ч. 1 ст. 14.31, ст. 15.34.1, ч. 5, 7 ст. 14.8 КоАП РФ). Например, за незаконный отказ потребителю заключить договор в связи с состоянием его здоровья, ограничением жизнедеятельности или с возрастом штраф для юрлиц составит от 300 тыс. до 500 тыс. руб., для должностных лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Если по этим причинам отказано одновременно двум и более потребителям либо неоднократно отказано одному потребителю, то административная ответственность наступает за отказ каждому потребителю и за каждый случай отказа в отдельности (ч. 5 ст. 14.8, примечание к ст. 14.8 КоАП РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Инструкция о порядке рассмотрения обращений граждан и объединений граждан, в том числе юридических лиц, приема граждан в Роспотребнадзоре, утверждена Приказом Роспотребнадзора от 20.01.2014 N 28. Инструкцией предусмотрено рассмотрение письменных обращений, в том числе направляемых электронно, а также устных. Согласно п. 5.1 Инструкции личный прием граждан осуществляется руководителем Роспотребнадзора, заместителями руководителя Роспотребнадзора, начальниками структурных подразделений Роспотребнадзора;
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Инструкция о порядке рассмотрения обращений граждан и объединений граждан, в том числе юридических лиц, приема граждан в Роспотребнадзоре, утверждена Приказом Роспотребнадзора от 20.01.2014 N 28. Инструкцией предусмотрено рассмотрение письменных обращений, в том числе направляемых электронно, а также устных. Согласно п. 5.1 Инструкции личный прием граждан осуществляется руководителем Роспотребнадзора, заместителями руководителя Роспотребнадзора, начальниками структурных подразделений Роспотребнадзора;
Нормативные акты
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 30.07.2024 N АПЛ24-275
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 14.05.2024 N АКПИ24-167, которым отказано в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 3 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336>Фактически, оспаривая законность пункта 3 Постановления, который не содержит неопределенности и не предполагает произвольности его применения, В. выражает несогласие с результатами рассмотрения его обращений в территориальные органы Роскомнадзора, Роспотребнадзора, однако оценка обстоятельств конкретных дел с его участием и правильности применения судами оспариваемой нормы с учетом этих обстоятельств не отнесена к компетенции суда, рассматривающего дело в порядке абстрактного нормоконтроля.
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 14.05.2024 N АКПИ24-167, которым отказано в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 3 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336>Фактически, оспаривая законность пункта 3 Постановления, который не содержит неопределенности и не предполагает произвольности его применения, В. выражает несогласие с результатами рассмотрения его обращений в территориальные органы Роскомнадзора, Роспотребнадзора, однако оценка обстоятельств конкретных дел с его участием и правильности применения судами оспариваемой нормы с учетом этих обстоятельств не отнесена к компетенции суда, рассматривающего дело в порядке абстрактного нормоконтроля.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 24.11.2022 N АПЛ22-503
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 30.08.2022 N АКПИ22-494, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 9 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля">А., Ш.С., Л. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании пункта 9 Постановления не действующим в части, запрещающей проводить административные расследования и привлекать к административной ответственности должностных и юридических лиц в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ). В обоснование заявленного требования указали, что оспариваемая норма противоречит статьям 1.1, 1.2 КоАП РФ и пункту 3 части 3 статьи 1 Закона о государственном контроле, так как необоснованно ограничивает право потребителей на доступ к правосудию и рассмотрению их заявлений в порядке названного кодекса. Нарушение своих прав административные истцы связывают с тем, что письменными ответами Государственной жилищной инспекции Калужской области, управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской и Омской областям на их обращения о нарушении прав в сфере оказания услуг жилищно-коммунального хозяйства и почтовой связи разъяснена невозможность проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и возбуждения дела об административном правонарушении.
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 30.08.2022 N АКПИ22-494, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 9 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля">А., Ш.С., Л. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании пункта 9 Постановления не действующим в части, запрещающей проводить административные расследования и привлекать к административной ответственности должностных и юридических лиц в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ). В обоснование заявленного требования указали, что оспариваемая норма противоречит статьям 1.1, 1.2 КоАП РФ и пункту 3 части 3 статьи 1 Закона о государственном контроле, так как необоснованно ограничивает право потребителей на доступ к правосудию и рассмотрению их заявлений в порядке названного кодекса. Нарушение своих прав административные истцы связывают с тем, что письменными ответами Государственной жилищной инспекции Калужской области, управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской и Омской областям на их обращения о нарушении прав в сфере оказания услуг жилищно-коммунального хозяйства и почтовой связи разъяснена невозможность проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и возбуждения дела об административном правонарушении.
"Проблемы защиты прав потребителей (по материалам судебной практики мировых судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области): учебное пособие"
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)Аналогично из Определения Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 17.08.2021 N 88-12894/2021 по делу N 2-505/2020-56 следует, что оставлено в силе решение мирового судьи судебного участка N 56 Санкт-Петербурга. Абонентский договор на оказание услуг "Помощь в дорогах" был расторгнут мировым судьей, с ответчика взысканы в пользу истца денежные средства, уплаченные по договору, неустойка, компенсация морального вреда, судебные издержки на оплату юридических услуг, штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя <15>.
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)Аналогично из Определения Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 17.08.2021 N 88-12894/2021 по делу N 2-505/2020-56 следует, что оставлено в силе решение мирового судьи судебного участка N 56 Санкт-Петербурга. Абонентский договор на оказание услуг "Помощь в дорогах" был расторгнут мировым судьей, с ответчика взысканы в пользу истца денежные средства, уплаченные по договору, неустойка, компенсация морального вреда, судебные издержки на оплату юридических услуг, штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя <15>.
Ситуация: Как вернуть или обменять сотовый телефон?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Сотовые телефоны, имеющие сенсорный экран и обладающие двумя и более функциями, относятся к группе технически сложных товаров. Возврат или обмен телефона, не обладающего указанными характеристиками, при обнаружении в нем недостатков осуществляется по общим правилам возврата некачественного товара и не рассматривается в данном материале (п. 6 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 924; Ответы на вопросы Управления Роспотребнадзора по г. Москве).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Сотовые телефоны, имеющие сенсорный экран и обладающие двумя и более функциями, относятся к группе технически сложных товаров. Возврат или обмен телефона, не обладающего указанными характеристиками, при обнаружении в нем недостатков осуществляется по общим правилам возврата некачественного товара и не рассматривается в данном материале (п. 6 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 924; Ответы на вопросы Управления Роспотребнадзора по г. Москве).
Ситуация: Как пожаловаться в Роспотребнадзор?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в обращении обжалуется судебное решение. В этом случае ваше обращение возвращается вам в течение семи дней со дня его регистрации в ТО Роспотребнадзора с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в обращении обжалуется судебное решение. В этом случае ваше обращение возвращается вам в течение семи дней со дня его регистрации в ТО Роспотребнадзора с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;
Готовое решение: Как обжаловать решения, действия (бездействие) проверяющих Роспотребнадзора в судебном порядке
(КонсультантПлюс, 2025)Дело будет рассматриваться в порядке, установленном гл. 22 КАС РФ. В этом случае по общему правилу обращаться нужно в районный суд по месту нахождения органа Роспотребнадзора, чье решение, действие (бездействие) вы оспариваете (ст. 19, ч. 1 ст. 22 КАС РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Дело будет рассматриваться в порядке, установленном гл. 22 КАС РФ. В этом случае по общему правилу обращаться нужно в районный суд по месту нахождения органа Роспотребнадзора, чье решение, действие (бездействие) вы оспариваете (ст. 19, ч. 1 ст. 22 КАС РФ).
Ситуация: Как вернуть некачественный товар продавцу?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 5. При отказе продавца разрешить вопрос в добровольном порядке обратитесь в Роспотребнадзор и (или) в суд
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 5. При отказе продавца разрешить вопрос в добровольном порядке обратитесь в Роспотребнадзор и (или) в суд
Вопрос: Разъясните порядок возврата уплаченной пассажиром провозной платы при отмене рейса. Законна ли выдача авиакомпанией сертификата на последующий полет вместо денежных средств?
("Официальный сайт Ространснадзора", 2020)На основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" информируем вас о том, что ваше обращение направлено на рассмотрение в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, как орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей.
("Официальный сайт Ространснадзора", 2020)На основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" информируем вас о том, что ваше обращение направлено на рассмотрение в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, как орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей.
Статья: Институт административно-правовой защиты личных неимущественных прав граждан: тенденции совершенствования
(Асташкина Е.Ю., Труфанов М.Е.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Соответственно, увеличивается количество выявленных правонарушений и лиц, привлеченных к административной ответственности. Вместе с тем эффективность деятельности двух указанных служб неодинакова. Если Росздравнадзор, осуществляющий надзор за лицензируемой деятельностью, имеет более эффективные механизмы воздействия на правонарушителей (лишение лицензии), то Роспотребнадзор не во всех случаях должным образом реагирует на обращения граждан и указанные факты нарушения их неимущественных прав, зачастую отказывает в принятии мер и/или разъясняет право на обращение в суд. Так, например, наиболее распространенной формулировкой причины отказа является несоблюдение условия - заявитель должен предварительно обратиться за защитой своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены <9>. И даже в тех случаях, когда причинитель вреда уклонялся от принятия претензии или не было возможности установить адрес для направления претензии, гражданину отказывают. Это породило новый вид нарушений - нерегистрация, нерассмотрение, ненаправление Роспотребнадзором ответа на обращение гражданина <10>, который в надежде защитить права сталкивается с абсолютным бездействием компетентного органа власти. Образуется вопрос о необходимости коррекции механизма защиты личных прав граждан и порядка рассмотрения их обращений.
(Асташкина Е.Ю., Труфанов М.Е.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Соответственно, увеличивается количество выявленных правонарушений и лиц, привлеченных к административной ответственности. Вместе с тем эффективность деятельности двух указанных служб неодинакова. Если Росздравнадзор, осуществляющий надзор за лицензируемой деятельностью, имеет более эффективные механизмы воздействия на правонарушителей (лишение лицензии), то Роспотребнадзор не во всех случаях должным образом реагирует на обращения граждан и указанные факты нарушения их неимущественных прав, зачастую отказывает в принятии мер и/или разъясняет право на обращение в суд. Так, например, наиболее распространенной формулировкой причины отказа является несоблюдение условия - заявитель должен предварительно обратиться за защитой своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены <9>. И даже в тех случаях, когда причинитель вреда уклонялся от принятия претензии или не было возможности установить адрес для направления претензии, гражданину отказывают. Это породило новый вид нарушений - нерегистрация, нерассмотрение, ненаправление Роспотребнадзором ответа на обращение гражданина <10>, который в надежде защитить права сталкивается с абсолютным бездействием компетентного органа власти. Образуется вопрос о необходимости коррекции механизма защиты личных прав граждан и порядка рассмотрения их обращений.
Статья: Реформирование видов судопроизводства в свете развития информационных технологий: на примере особого производства
(Чайкина А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 2)Попадание в подраздел особого производства этой категории дел обусловлено особым статусом нотариата как общественного института, а не государственного органа власти. При этом той же главой ГПК РФ регулируется и оспаривание действий по удостоверению завещания должностными лицами. Интересным представляется и указание ч. 3 ст. 310 ГПК РФ на то, что спор о праве между заинтересованными лицами, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается судом в порядке искового производства. Действительно, в большинстве случаев к этой категории особого производства прибегать не приходится: порядок и возможность совершения нотариального действия обычно проверяется в ходе установления действительности сделки или обоснованности взыскания. Исковой порядок, в отличие от особого производства, может давать преимущества социально незащищенной стороне: так, например, Роспотребнадзор обращает внимание, что "неправильность исполнительной надписи, на которую укажет потребитель и которая может быть обусловлена в первую очередь небесспорностью требований взыскателя к должнику, будет выявлена судом", а в исковом производстве "гражданин-заемщик будет вновь обладать соответствующем иммунитетом потребителя" <6>.
(Чайкина А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 2)Попадание в подраздел особого производства этой категории дел обусловлено особым статусом нотариата как общественного института, а не государственного органа власти. При этом той же главой ГПК РФ регулируется и оспаривание действий по удостоверению завещания должностными лицами. Интересным представляется и указание ч. 3 ст. 310 ГПК РФ на то, что спор о праве между заинтересованными лицами, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается судом в порядке искового производства. Действительно, в большинстве случаев к этой категории особого производства прибегать не приходится: порядок и возможность совершения нотариального действия обычно проверяется в ходе установления действительности сделки или обоснованности взыскания. Исковой порядок, в отличие от особого производства, может давать преимущества социально незащищенной стороне: так, например, Роспотребнадзор обращает внимание, что "неправильность исполнительной надписи, на которую укажет потребитель и которая может быть обусловлена в первую очередь небесспорностью требований взыскателя к должнику, будет выявлена судом", а в исковом производстве "гражданин-заемщик будет вновь обладать соответствующем иммунитетом потребителя" <6>.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Федеральные службы, находящиеся в непосредственном ведении Правительства РФ, занимают промежуточное положение между федеральными министерствами и подведомственными им службами и агентствами. Объем и характер полномочий руководителя Роспотребнадзора, директоров его департаментов мало отличаются от объема и характера полномочий их коллег в федеральных министерствах. Регламент Роспотребнадзора устанавливает общие требования к организации и осуществлению контроля за исполнением поручений (в том числе территориальными органами), за рассмотрением поступивших обращений <1>. Данный Регламент заметно выделяется в части регулирования порядка рассмотрения жалоб граждан и организаций. Различия состоят в том, что устанавливаются формальные положения о движении жалобы, сроках подготовки ответов, об учете результатов, основаниях в отказе в рассмотрении жалоб. При этом Регламент не предусматривает проведения проверок по информации, содержащейся в жалобах, и принятия каких-либо мер в случае подтверждения такой информации. Взаимодействие с подведомственными организациями согласно данному Регламенту осуществляется в формах направления поручений, ведения переписки с ними, получения от них информации о ходе реализации утвержденных планов и дополнительных предложений. Организация и осуществление контроля за деятельностью (за законностью деятельности) территориальных органов и подведомственных организаций не регламентированы.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Федеральные службы, находящиеся в непосредственном ведении Правительства РФ, занимают промежуточное положение между федеральными министерствами и подведомственными им службами и агентствами. Объем и характер полномочий руководителя Роспотребнадзора, директоров его департаментов мало отличаются от объема и характера полномочий их коллег в федеральных министерствах. Регламент Роспотребнадзора устанавливает общие требования к организации и осуществлению контроля за исполнением поручений (в том числе территориальными органами), за рассмотрением поступивших обращений <1>. Данный Регламент заметно выделяется в части регулирования порядка рассмотрения жалоб граждан и организаций. Различия состоят в том, что устанавливаются формальные положения о движении жалобы, сроках подготовки ответов, об учете результатов, основаниях в отказе в рассмотрении жалоб. При этом Регламент не предусматривает проведения проверок по информации, содержащейся в жалобах, и принятия каких-либо мер в случае подтверждения такой информации. Взаимодействие с подведомственными организациями согласно данному Регламенту осуществляется в формах направления поручений, ведения переписки с ними, получения от них информации о ходе реализации утвержденных планов и дополнительных предложений. Организация и осуществление контроля за деятельностью (за законностью деятельности) территориальных органов и подведомственных организаций не регламентированы.