Нужно ли получать разрешение на снос здания

Подборка наиболее важных документов по запросу Нужно ли получать разрешение на снос здания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 1065 "Предупреждение причинения вреда" ГК РФ"Удовлетворяя частично заявленные требования, суды, руководствуясь положениями статей 12, 210, 263, 264, 304, 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходили из того, что принадлежащее ответчикам спорное здание, расположенное на земельном участке, предоставленном Володарской Э.Ф в аренду в целях эксплуатации административного здания, находится в аварийном состоянии, угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц. При этом суды учли, что здание включено в перечень объектов, подлежащих сносу, доказательства, подтверждающие наличие препятствий в получении собственниками объекта разрешительной документации на строительство не представлены."
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2023 N 15АП-16125/2023 по делу N А32-34666/2020
Требование: О сносе самовольной постройки.
Решение: Требование удовлетворено.
Таким образом, поскольку общество при возведении здания ангара для хранения лодок не предпринимало действий, направленных на получение в установленном порядке разрешения на строительство, спорное нежилое здание подлежит сносу в любом случае (аналогичный правовой подход изложен в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.09.2021 по делу N А32-39407/2020).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Некоторые особенности правового регулирования сноса зданий и сооружений
(Лебедев И.М.)
("Юрист", 2021, N 2)
Жизнь и быт людей обусловливаются наличием необходимых зданий и сооружений, их соответствием своему назначению, техническим состоянием. Соответственно, для возведения новых жилых зданий или сооружений как в городах, так и в сельской местности (так как не всегда имеется пустующий земельный участок, предназначенный под застройку) необходимо произвести снос здания и подготовить строительную площадку к будущей застройке. Такие работы всегда обусловлены определенными правовыми актами, которые и определяют законность таких работ. Например, Законом г. Москвы от 17 мая 2017 г. N 14 "устанавливаются дополнительные гарантии жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве, порядок и условия обеспечения указанных гарантий" <1>. Правовое регулирование сноса объектов капитального строительства до внесения последних изменений носило крайне фрагментарный характер, позволявший говорить о наличии пробела в праве в рассматриваемой сфере. По причине независимости от воли человека и объективности существования природные закономерности, процессы и явления через общественные отношения способны влиять на направленность правового регулирования <2>. Основным вопросом всегда будет являться для компании-подрядчика вопрос: необходимо ли получать разрешение на снос здания? Исходя из ст. 51 Градостроительного кодекса РФ <3> работы по сносу зданий или сооружений напрямую не отнесены к строительным работам, на которые необходимо получать разрешение. Хотя работы по сносу зданий и сооружений являются не менее опасными, чем работы по строительству или реконструкции зданий и сооружений. Обратимся к судебной практике. Верховный Суд РФ отказал в привлечении организации, осуществившей снос здания без разрешения на строительство, к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без данного разрешения <4>. В данном Постановлении по делу Верховный Суд РФ отразил, "что проведенные обществом работы по демонтажу нежилого здания к строительным не относятся и, следовательно, не требуют получения разрешения на строительство". При этом доказательств того, что работы по демонтажу нежилого здания произведены на начальном этапе строительства либо в составе работ по реконструкции объекта капитального строительства, надзорным органом, просившим привлечь организацию к ответственности, не представлено. "Данная позиция представляется спорной, поскольку фактически работы по сносу объектов могут быть не менее сложными и опасными, чем непосредственно работы по строительству или реконструкции здания или сооружения" <5>. При этом региональное законодательство вносило свои регуляторные правила. Ранее действовавшим Постановлением Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. N 857-ПП "Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве" предусматривались правила сноса, но в то же время по ч. 2 ст. 8.18 Закона г. Москвы об административных правонарушениях наступала ответственность за самовольный снос зданий или сооружений, что и порождало множественность коллизий.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022)
Администрация муниципального образования обратилась в суд с иском о сносе объекта незавершенного строительства - четырехэтажного здания детской поликлиники, поскольку объект возводится без получения необходимых разрешений.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014)
При разрешении исковых требований прокурора к К. о сносе самовольной постройки судом было установлено, что К. является собственником здания кафе, расположенного на земельном участке, на котором ею возведено подсобное помещение. Данное подсобное помещение имеет признаки самовольной постройки, поскольку расположено на земельном участке, не отведенном для этих целей, без получения необходимых разрешений, с существенным нарушением градостроительных норм и правил, так как земельный участок располагается в границах исторического центра города и объединенной охранной зоны, правопредшественником ответчика дано охранное свидетельство по охране и использованию памятников истории и культуры области, зарегистрированное в качестве публичного ограничения, согласно которому земельный участок не может использоваться под новое строительство.