Нужно ли переобучение от центра занятости
Подборка наиболее важных документов по запросу Нужно ли переобучение от центра занятости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Социальный контракт как способ адресной социальной адаптации граждан России
(Жильцова Ю.В., Киселева А.Д.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)Если для трудоустройства гражданину необходимо специальное образование, то в рамках социального контракта он сможет пройти бесплатное профессиональное обучение или переобучение. Центры занятости населения наиболее часто предлагают следующие программы: проводник поезда, повар, парикмахер, водитель. Имеются и современные направления: графический дизайн, аналитик данных и другие. Если в центре занятости нет подходящих программ для конкретного лица или у гражданина отсутствуют основания на предоставление ему образовательных программ в этом центре, то орган Управления социальной защиты может оказать адресную помощь в получении образования. В этом случае предусмотрена единовременная выплата на оплату обучения в размере до 30 тыс. руб. через орган соцзащиты. Также гражданин имеет право на получение стипендии в размере половины величины прожиточного минимума для трудоспособного населения.
(Жильцова Ю.В., Киселева А.Д.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)Если для трудоустройства гражданину необходимо специальное образование, то в рамках социального контракта он сможет пройти бесплатное профессиональное обучение или переобучение. Центры занятости населения наиболее часто предлагают следующие программы: проводник поезда, повар, парикмахер, водитель. Имеются и современные направления: графический дизайн, аналитик данных и другие. Если в центре занятости нет подходящих программ для конкретного лица или у гражданина отсутствуют основания на предоставление ему образовательных программ в этом центре, то орган Управления социальной защиты может оказать адресную помощь в получении образования. В этом случае предусмотрена единовременная выплата на оплату обучения в размере до 30 тыс. руб. через орган соцзащиты. Также гражданин имеет право на получение стипендии в размере половины величины прожиточного минимума для трудоспособного населения.
Статья: Вопросы об особенностях правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, связанных с выполнением оборонного законодательства
(Аракелян К.Э., Аракелян Г.К.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 5)Также работодателям рекомендуется при необходимости принимать меры по комплектованию штатов рабочими и специалистами необходимой квалификации, повышению квалификации, переобучению работников, в том числе во взаимодействии со службами занятости населения соответствующих субъектов Российской Федерации.
(Аракелян К.Э., Аракелян Г.К.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 5)Также работодателям рекомендуется при необходимости принимать меры по комплектованию штатов рабочими и специалистами необходимой квалификации, повышению квалификации, переобучению работников, в том числе во взаимодействии со службами занятости населения соответствующих субъектов Российской Федерации.
Нормативные акты
"Временный порядок взаимодействия субъектов и участников системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по вопросам медико - социальной экспертизы, медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованного и оплаты дополнительных расходов на ее проведение"
(утв. Минтрудом РФ 19.04.2000 N 2726-АО, Минздравом РФ 18.04.2000 N 2510/4245-23, ФСС РФ 18.04.2000 N 02-08/10-943П)10.3. В случае признания пострадавшего в установленном порядке безработным его профессиональное обучение (переобучение) проводится в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами за счет средств Государственного фонда занятости Российской Федерации.
(утв. Минтрудом РФ 19.04.2000 N 2726-АО, Минздравом РФ 18.04.2000 N 2510/4245-23, ФСС РФ 18.04.2000 N 02-08/10-943П)10.3. В случае признания пострадавшего в установленном порядке безработным его профессиональное обучение (переобучение) проводится в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами за счет средств Государственного фонда занятости Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 11.02.2025 N 138
"О формировании справочника профессий, содержащего информацию о востребованных на рынке труда в Российской Федерации перспективных и новых профессиях"
(вместе с "Правилами формирования справочника профессий, содержащего информацию о востребованных на рынке труда в Российской Федерации перспективных и новых профессиях")б) органами службы занятости населения - в процессе профессиональной консультационной работы с ищущими работу гражданами, при определении наиболее востребованных на рынках труда в субъектах Российской Федерации перспективных и новых профессий для переобучения безработных, обучения лиц предпенсионного возраста, а также для организации профессионально-ориентационной работы с различными категориями граждан;
"О формировании справочника профессий, содержащего информацию о востребованных на рынке труда в Российской Федерации перспективных и новых профессиях"
(вместе с "Правилами формирования справочника профессий, содержащего информацию о востребованных на рынке труда в Российской Федерации перспективных и новых профессиях")б) органами службы занятости населения - в процессе профессиональной консультационной работы с ищущими работу гражданами, при определении наиболее востребованных на рынках труда в субъектах Российской Федерации перспективных и новых профессий для переобучения безработных, обучения лиц предпенсионного возраста, а также для организации профессионально-ориентационной работы с различными категориями граждан;
Статья: Проблемы государственно-правовой защиты самозанятых в России
(Глотов С.А., Куркина Н.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)Выступая 3 апреля 2024 г. с ежегодным отчетом Правительства в Государственной Думе России, премьер-министр М. Мишустин отметил <20>, что Правительство создает дополнительные возможности для трудоустройства людей с разными компетенциями, модернизируется работа службы занятости (в стране открылись уже более 400 современных кадровых центров, в 2023 г. приняли на переобучение 200 тыс. граждан, реализуются программы стимулирования найма (трудоустроились в 2023 г. 50 тыс. человек), заключаются социальные контракты, помогающие открыть свое дело, переквалифицироваться или вести подсобное хозяйство (в 2023 г.) <21>.
(Глотов С.А., Куркина Н.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)Выступая 3 апреля 2024 г. с ежегодным отчетом Правительства в Государственной Думе России, премьер-министр М. Мишустин отметил <20>, что Правительство создает дополнительные возможности для трудоустройства людей с разными компетенциями, модернизируется работа службы занятости (в стране открылись уже более 400 современных кадровых центров, в 2023 г. приняли на переобучение 200 тыс. граждан, реализуются программы стимулирования найма (трудоустроились в 2023 г. 50 тыс. человек), заключаются социальные контракты, помогающие открыть свое дело, переквалифицироваться или вести подсобное хозяйство (в 2023 г.) <21>.
Статья: Работа в России. Мнения
(Святенко И., Нилов Я., Ляшок В., Позднякова О., Починок Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 3)В идеале "Работа в России" - это своего рода Госуслуги для всех категорий трудящихся, где в режиме одного окна можно получить весь набор услуг и документов, не выходя из дома. Встать на учет в центре занятости, подать заявку на переобучение, разместить резюме и прочее. Это то, что касается граждан и их комфорта. А для госорганов важна аналитика. Где, какое предприятие, например, закрывается, сколько сокращает людей, сколько из них переходят на новую работу, сколько идут на переобучение и т.д. А потом сведение этих данных по всем регионам дает общую картину. Не просто молчаливую цифру по уровню безработицы, а говорящую статистику, которая далее ложится в основу изменения нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, механизмы поддержки бизнеса и политику занятости как таковую. Однако для сбора аналитических данных у государства есть еще с десяток механизмов, а вот у граждан вариантов не так уж много.
(Святенко И., Нилов Я., Ляшок В., Позднякова О., Починок Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 3)В идеале "Работа в России" - это своего рода Госуслуги для всех категорий трудящихся, где в режиме одного окна можно получить весь набор услуг и документов, не выходя из дома. Встать на учет в центре занятости, подать заявку на переобучение, разместить резюме и прочее. Это то, что касается граждан и их комфорта. А для госорганов важна аналитика. Где, какое предприятие, например, закрывается, сколько сокращает людей, сколько из них переходят на новую работу, сколько идут на переобучение и т.д. А потом сведение этих данных по всем регионам дает общую картину. Не просто молчаливую цифру по уровню безработицы, а говорящую статистику, которая далее ложится в основу изменения нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, механизмы поддержки бизнеса и политику занятости как таковую. Однако для сбора аналитических данных у государства есть еще с десяток механизмов, а вот у граждан вариантов не так уж много.
Статья: Социальный контракт. Мнения
(Перминова Е., Рябухин С., Нилов Я., Блинкова И., Каграманян Н., Горина Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 7)Центры занятости играют все более заметную роль в процессе трудоустройства граждан, прошедших курсы профессиональной подготовки или переобучения.
(Перминова Е., Рябухин С., Нилов Я., Блинкова И., Каграманян Н., Горина Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 7)Центры занятости играют все более заметную роль в процессе трудоустройства граждан, прошедших курсы профессиональной подготовки или переобучения.
Статья: Содействие занятости. Официальная позиция
(Талбацкий Я.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 9)Ян Талбацкий, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости
(Талбацкий Я.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 9)Ян Талбацкий, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости
Статья: Модели государственного регулирования занятости населения в зарубежных странах и в Российской Федерации
(Гальцова И.Ю.)
("Юрист", 2024, N 10)В рамках данной программы органами службы занятости организуется бесплатное профессиональное обучение и переподготовка некоторых категорий граждан: женщин с детьми, участников боевых действий, предпенсионеров и др.
(Гальцова И.Ю.)
("Юрист", 2024, N 10)В рамках данной программы органами службы занятости организуется бесплатное профессиональное обучение и переподготовка некоторых категорий граждан: женщин с детьми, участников боевых действий, предпенсионеров и др.
Статья: Концептуальные проблемы формирования государственной политики в области занятости в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Теперь вернемся к показателям федерального проекта "Содействие занятости", осуществляемого в рамках национального проекта "Демография". Как уже говорилось выше, по состоянию на начало мая 2024 г. опубликованы данные только за 2022 г. При этом в отчете указывается, что в этот период количество граждан, проходивших при содействии служб занятости профессиональную переподготовку и обучение и зарегистрировавшихся в качестве плательщиков налога на профессиональный доход, составило 3 061 520 человек <14> (за 2022 г., напомним, по данным ФНС, общее количество самозанятых увеличилось на 2 699 361 человек). Что касается показателя, отражающего количество безработных, направленных на профессиональное переобучение и обучение профессиональным навыкам, то в отчете он указывается не в абсолютных, а в относительных величинах от плана - 90,6%. Поэтому их прямое сравнение не представляется возможным. Зато сопоставление этих данных с официальным статистическим показателем Росстата, согласно которому в 2022 г. количество зарегистрированных безработных составляло чуть более 2 млн 951 тысячи человек, позволяет сделать вывод, что деятельность служб занятости в России пока по большей части направлена на увеличение "предпринимательской активности", а не снижение дефицита рабочей силы в экономике <15>. Из этого следует, что мы сталкиваемся именно с концептуальными проблемами формирования государственной политики в области занятости населения, которые и провоцируют скачкообразное увеличение самозанятости в ущерб классическому трудовому найму, спрос на который превышает предложение. Об этом свидетельствует и анализ действующего законодательства в этой области.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Теперь вернемся к показателям федерального проекта "Содействие занятости", осуществляемого в рамках национального проекта "Демография". Как уже говорилось выше, по состоянию на начало мая 2024 г. опубликованы данные только за 2022 г. При этом в отчете указывается, что в этот период количество граждан, проходивших при содействии служб занятости профессиональную переподготовку и обучение и зарегистрировавшихся в качестве плательщиков налога на профессиональный доход, составило 3 061 520 человек <14> (за 2022 г., напомним, по данным ФНС, общее количество самозанятых увеличилось на 2 699 361 человек). Что касается показателя, отражающего количество безработных, направленных на профессиональное переобучение и обучение профессиональным навыкам, то в отчете он указывается не в абсолютных, а в относительных величинах от плана - 90,6%. Поэтому их прямое сравнение не представляется возможным. Зато сопоставление этих данных с официальным статистическим показателем Росстата, согласно которому в 2022 г. количество зарегистрированных безработных составляло чуть более 2 млн 951 тысячи человек, позволяет сделать вывод, что деятельность служб занятости в России пока по большей части направлена на увеличение "предпринимательской активности", а не снижение дефицита рабочей силы в экономике <15>. Из этого следует, что мы сталкиваемся именно с концептуальными проблемами формирования государственной политики в области занятости населения, которые и провоцируют скачкообразное увеличение самозанятости в ущерб классическому трудовому найму, спрос на который превышает предложение. Об этом свидетельствует и анализ действующего законодательства в этой области.
Статья: Содействие занятости. Мнения
(Кабышев С., Нилов Я., Мальцева В., Коршунов И., Войтюк С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 9)Еще один важный вектор прогрессивного развития проекта и повышения степени эффективности его реализации - активная работа по информированию граждан, подающих заявки на бесплатное переобучение и повышение квалификации. Люди ожидаемо выбирают образовательные направления, которые им интересны. Однако зачастую этот выбор совершенно не коррелирует с потребностями рынка труда, что усиливает действующий сегодня дисбаланс между кадровым "голодом" в одних сферах и переизбытком специалистов - в других. Поэтому крайне важная задача служб занятости - не просто действовать "по скрипту", отсеивая не подходящих по каким-то параметрам кандидатов, а находить к каждому из них индивидуальный подход, объяснять перспективы карьерного роста и доходов в случае выбора востребованных направлений для обучения, приглашать на бесплатные профориентационные мероприятия и ликбезы. И, конечно, не ограничиваться сбором данных об их занятости в течение короткого периода после завершения образовательной программы. С каждым нужно держать связь и для каждого подбирать подходящие обучающие продукты и вакансии.
(Кабышев С., Нилов Я., Мальцева В., Коршунов И., Войтюк С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 9)Еще один важный вектор прогрессивного развития проекта и повышения степени эффективности его реализации - активная работа по информированию граждан, подающих заявки на бесплатное переобучение и повышение квалификации. Люди ожидаемо выбирают образовательные направления, которые им интересны. Однако зачастую этот выбор совершенно не коррелирует с потребностями рынка труда, что усиливает действующий сегодня дисбаланс между кадровым "голодом" в одних сферах и переизбытком специалистов - в других. Поэтому крайне важная задача служб занятости - не просто действовать "по скрипту", отсеивая не подходящих по каким-то параметрам кандидатов, а находить к каждому из них индивидуальный подход, объяснять перспективы карьерного роста и доходов в случае выбора востребованных направлений для обучения, приглашать на бесплатные профориентационные мероприятия и ликбезы. И, конечно, не ограничиваться сбором данных об их занятости в течение короткого периода после завершения образовательной программы. С каждым нужно держать связь и для каждого подбирать подходящие обучающие продукты и вакансии.
Статья: Принудительное трудоустройство как мера воздействия на должника с целью исполнения им алиментного обязательства
(Коновалов А.М.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)Речь, в частности, идет о возможности наделения судов полномочиями по разрешению вопросов принудительного трудоустройства. Так, присуждая алименты, суд в резолютивной части решения может указать, что в случае образования у ответчика задолженности в определенном размере (например, равном совокупному размеру платежей за два месяца) вне зависимости от причин ее возникновения ответчик при отсутствии у него средств для ее погашения в разумный срок подлежит принудительному трудоустройству. В отношении же ранее вынесенных решений вопрос о принудительном трудоустройстве неплательщика может быть разрешен путем изменения порядка или способа исполнения судебного акта. С одной стороны, это не будет противоречить международным конвенциям, запрещающим принудительный либо обязательный труд, поскольку принуждение будет производиться на основании судебного решения <7>, а с другой - это позволит ФССП РФ более оперативно принимать меры по борьбе с неплательщиками. Другим преимуществом такого подхода является возможность трудоустроить должника через службу занятости по его специальности без необходимости переобучения или переквалификации, что также приведет к более быстрому исполнению последним своего обязательства. Третьим преимуществом будет отсутствие необходимости устанавливать наличие или отсутствие вины должника в образовании задолженности. Основанием принудительного трудоустройства такого лица будут сам факт образования задолженности и невозможность ее погашения в разумный срок.
(Коновалов А.М.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)Речь, в частности, идет о возможности наделения судов полномочиями по разрешению вопросов принудительного трудоустройства. Так, присуждая алименты, суд в резолютивной части решения может указать, что в случае образования у ответчика задолженности в определенном размере (например, равном совокупному размеру платежей за два месяца) вне зависимости от причин ее возникновения ответчик при отсутствии у него средств для ее погашения в разумный срок подлежит принудительному трудоустройству. В отношении же ранее вынесенных решений вопрос о принудительном трудоустройстве неплательщика может быть разрешен путем изменения порядка или способа исполнения судебного акта. С одной стороны, это не будет противоречить международным конвенциям, запрещающим принудительный либо обязательный труд, поскольку принуждение будет производиться на основании судебного решения <7>, а с другой - это позволит ФССП РФ более оперативно принимать меры по борьбе с неплательщиками. Другим преимуществом такого подхода является возможность трудоустроить должника через службу занятости по его специальности без необходимости переобучения или переквалификации, что также приведет к более быстрому исполнению последним своего обязательства. Третьим преимуществом будет отсутствие необходимости устанавливать наличие или отсутствие вины должника в образовании задолженности. Основанием принудительного трудоустройства такого лица будут сам факт образования задолженности и невозможность ее погашения в разумный срок.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Основами законодательства Союза ССР и республик о занятости населения, введенными в действие Постановлением Верховного Совета СССР от 15 января 1991 г. N 1906-1 <1>, для реализации политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Союза ССР была создана государственная служба занятости (ст. 18). Порядок образования государственной службы занятости на союзном уровне определялся Кабинетом Министров СССР <2>. В республиках государственная служба занятости образовывалась в порядке, определяемом законодательством этих республик. Для реализации государственной политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на территории РСФСР на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения (бюро по трудоустройству населения) Законом РСФСР от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в РСФСР" была создана государственная служба, в которую входили: Государственный комитет РСФСР по занятости населения; государственные комитеты республик в составе РСФСР по занятости населения; краевые, областные, автономных областей и округов, городов Москвы и Ленинграда центры занятости населения; городские, районные центры (бюро) занятости населения. В республиках, входящих в состав РСФСР, краях, областях, автономных областях и округах, городах, районах комитеты (центры, бюро) занятости подчинялись в своей деятельности исполнительным комитетам Советов народных депутатов соответствующих уровней и вышестоящим органам службы занятости. Их деятельность финансировалась за счет средств соответствующего фонда занятости РСФСР (ст. 25 Закона РСФСР N 1032-1).
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Основами законодательства Союза ССР и республик о занятости населения, введенными в действие Постановлением Верховного Совета СССР от 15 января 1991 г. N 1906-1 <1>, для реализации политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Союза ССР была создана государственная служба занятости (ст. 18). Порядок образования государственной службы занятости на союзном уровне определялся Кабинетом Министров СССР <2>. В республиках государственная служба занятости образовывалась в порядке, определяемом законодательством этих республик. Для реализации государственной политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на территории РСФСР на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения (бюро по трудоустройству населения) Законом РСФСР от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в РСФСР" была создана государственная служба, в которую входили: Государственный комитет РСФСР по занятости населения; государственные комитеты республик в составе РСФСР по занятости населения; краевые, областные, автономных областей и округов, городов Москвы и Ленинграда центры занятости населения; городские, районные центры (бюро) занятости населения. В республиках, входящих в состав РСФСР, краях, областях, автономных областях и округах, городах, районах комитеты (центры, бюро) занятости подчинялись в своей деятельности исполнительным комитетам Советов народных депутатов соответствующих уровней и вышестоящим органам службы занятости. Их деятельность финансировалась за счет средств соответствующего фонда занятости РСФСР (ст. 25 Закона РСФСР N 1032-1).
Статья: Занятость населения и реализация прав граждан на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2021, N 4)Представляется целесообразным сохранить в законодательстве возможность дистанционного обращения граждан в службы занятости населения для содействия в поиске подходящей работы и переобучения в целях минимизации их транспортных расходов и упрощение процедурных вопросов (Временные правила регистрации граждан, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 460 [13], прекращают свое действие 31.12.2021).
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2021, N 4)Представляется целесообразным сохранить в законодательстве возможность дистанционного обращения граждан в службы занятости населения для содействия в поиске подходящей работы и переобучения в целях минимизации их транспортных расходов и упрощение процедурных вопросов (Временные правила регистрации граждан, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 460 [13], прекращают свое действие 31.12.2021).