Нормативно правовые акты регламентирующие деятельность юриста
Подборка наиболее важных документов по запросу Нормативно правовые акты регламентирующие деятельность юриста (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая экспертиза правовых актов: проблемы отраслевой принадлежности и конституционно-правовое измерение
(Блещик А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)3. В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (утверждены Приказом Минюста России от 31 мая 2012 г. N 87 <24>), которые по существу являются единственной формализованной методикой проведения правовой экспертизы на фоне почти полного отсутствия правовой регламентации этого вида профессиональной деятельности юристов, "цели, задачи и предмет правового регулирования правового акта рекомендуется проанализировать на соответствие основам конституционного строя Российской Федерации, соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина, а также рассмотреть с точки зрения соответствия разграничению предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации". В соответствии с п. 13 данных Методических рекомендаций при изучении состояния правового регулирования в соответствующей сфере выявляется место рассматриваемого правового акта среди других правовых актов, действующих в указанной сфере, и их соотношение.
(Блещик А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)3. В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (утверждены Приказом Минюста России от 31 мая 2012 г. N 87 <24>), которые по существу являются единственной формализованной методикой проведения правовой экспертизы на фоне почти полного отсутствия правовой регламентации этого вида профессиональной деятельности юристов, "цели, задачи и предмет правового регулирования правового акта рекомендуется проанализировать на соответствие основам конституционного строя Российской Федерации, соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина, а также рассмотреть с точки зрения соответствия разграничению предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации". В соответствии с п. 13 данных Методических рекомендаций при изучении состояния правового регулирования в соответствующей сфере выявляется место рассматриваемого правового акта среди других правовых актов, действующих в указанной сфере, и их соотношение.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Основой реализации предусмотренного Конституцией Российской Федерации права лица (в том числе и предпринимателей) на доступ к информации является его детализация в текущем законодательстве. Сейчас в России информационная деятельность регламентируется многочисленными нормативно-правовыми актами. Однако, по мнению ученых и специалистов, в сфере доступа к информации правовое регулирование информационных отношений, в частности законодательное обеспечение права на доступ к информации в предпринимательской деятельности, требует своего дальнейшего совершенствования.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Основой реализации предусмотренного Конституцией Российской Федерации права лица (в том числе и предпринимателей) на доступ к информации является его детализация в текущем законодательстве. Сейчас в России информационная деятельность регламентируется многочисленными нормативно-правовыми актами. Однако, по мнению ученых и специалистов, в сфере доступа к информации правовое регулирование информационных отношений, в частности законодательное обеспечение права на доступ к информации в предпринимательской деятельности, требует своего дальнейшего совершенствования.
Нормативные акты
"Рекомендации по вопросам организации деятельности по мониторингу правоприменения, сбора информации и привлечения лиц и организаций к процессу мониторинга правоприменения"
(разработаны Минюстом России)Только при комплексном изучении оценки общественного мнения, противопоставлении полярных позиций федеральных органов исполнительной власти и профессиональных юристов и представителей иных структур гражданского общества возможно получить объективную информацию о правоприменении закона или группы нормативных правовых актов, регламентирующих определенную сферу правоотношений. Результатом должны быть компетентные квалифицированные доклады федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации о ситуации правоприменения в определенной сфере, выводы которых могут быть включены в проект доклада Президенту Российской Федерации.
(разработаны Минюстом России)Только при комплексном изучении оценки общественного мнения, противопоставлении полярных позиций федеральных органов исполнительной власти и профессиональных юристов и представителей иных структур гражданского общества возможно получить объективную информацию о правоприменении закона или группы нормативных правовых актов, регламентирующих определенную сферу правоотношений. Результатом должны быть компетентные квалифицированные доклады федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации о ситуации правоприменения в определенной сфере, выводы которых могут быть включены в проект доклада Президенту Российской Федерации.
Статья: Становление института судебных следователей в Российской империи (вторая половина XIX - начало XX в.): по материалам Екатеринодарского окружного суда
(Паршина Н.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 2)Изменился и порядок вступления в должность. Теперь судебные следователи назначались Императором из числа кандидатур, представленных Министром юстиции. Таким образом, в отличие от Наказа от 8 июня 1860 г., судебные следователи получили полную независимость в своей деятельности от губернских властей.
(Паршина Н.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 2)Изменился и порядок вступления в должность. Теперь судебные следователи назначались Императором из числа кандидатур, представленных Министром юстиции. Таким образом, в отличие от Наказа от 8 июня 1860 г., судебные следователи получили полную независимость в своей деятельности от губернских властей.
"Пробелы в праве в условиях цифровизации: сборник научных трудов"
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)Кроме того, произошли ограничение круга субсидиарных источников (форм) права, монополизация регулятивной роли нормативно-правовых актов и, как следствие, гиперболизация правотворческой функции государства и распространение законодательной регламентации на все стороны общественной жизни, обязательное восполнение пробелов законодательным путем. Единственный позитивный аспект пробела, который был выявлен советскими юристами, заключался в том, что он является основанием для появления новой юридической нормы. Только в рамках правотворческой деятельности советские ученые видели возможность и установления (с помощью формально-юридических или конкретно-социологических методов), и восполнения пробела в праве <14>.
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)Кроме того, произошли ограничение круга субсидиарных источников (форм) права, монополизация регулятивной роли нормативно-правовых актов и, как следствие, гиперболизация правотворческой функции государства и распространение законодательной регламентации на все стороны общественной жизни, обязательное восполнение пробелов законодательным путем. Единственный позитивный аспект пробела, который был выявлен советскими юристами, заключался в том, что он является основанием для появления новой юридической нормы. Только в рамках правотворческой деятельности советские ученые видели возможность и установления (с помощью формально-юридических или конкретно-социологических методов), и восполнения пробела в праве <14>.
Статья: Общая характеристика экологического законодательства в контексте цифровизации государственного экологического управления
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Произведенный анализ показал, что федеральное и региональное экологическое законодательство в части цифровизации государственного экологического управления развивается похожим образом - принятие документов стратегического характера; внесение изменений и дополнений в законодательные акты, касающиеся порядка предоставления, сбора и размещения экологической информации, а также организации и проведения межведомственного взаимодействия; издание нормативных правовых актов органами исполнительной власти, регламентирующими их деятельность в рассматриваемой сфере; осуществление значительного количества мероприятий в порядке эксперимента.
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Произведенный анализ показал, что федеральное и региональное экологическое законодательство в части цифровизации государственного экологического управления развивается похожим образом - принятие документов стратегического характера; внесение изменений и дополнений в законодательные акты, касающиеся порядка предоставления, сбора и размещения экологической информации, а также организации и проведения межведомственного взаимодействия; издание нормативных правовых актов органами исполнительной власти, регламентирующими их деятельность в рассматриваемой сфере; осуществление значительного количества мероприятий в порядке эксперимента.
Статья: Равный доступ к службе в органах внутренних дел: понятие и конституционно-правовое обеспечение
(Трифонов В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)В статье на основе действующего законодательства и научных изысканий исследователей проблем государственной службы сформулирован авторский вариант дефиниции "равный доступ к службе в органах внутренних дел". Рассмотрены подходы к определению места службы в органах внутренних дел в системе государственной службы Российской Федерации. По мнению автора, в современных реалиях предпочтительнее будет развитие нормативного правового массива государственной службы по пути дифференцированного подхода к правовому регулированию отдельных видов государственной службы. Законодательная дефиниция "государственная служба иных видов" вполне отражает наметившиеся в последние годы тенденции юридической регламентации служебной деятельности в государственных органах, имеющих правоохранительную сущность. Вместе с тем не стоит окончательно отрицать возможность возвращения к широкой научной дискуссии в среде ученых-юристов, законодателей и общественных деятелей относительно обсуждения концепции рамочного федерального закона о правоохранительной службе. Основой для данного нормативного правового акта может послужить законодательство о службе в органах внутренних дел.
(Трифонов В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)В статье на основе действующего законодательства и научных изысканий исследователей проблем государственной службы сформулирован авторский вариант дефиниции "равный доступ к службе в органах внутренних дел". Рассмотрены подходы к определению места службы в органах внутренних дел в системе государственной службы Российской Федерации. По мнению автора, в современных реалиях предпочтительнее будет развитие нормативного правового массива государственной службы по пути дифференцированного подхода к правовому регулированию отдельных видов государственной службы. Законодательная дефиниция "государственная служба иных видов" вполне отражает наметившиеся в последние годы тенденции юридической регламентации служебной деятельности в государственных органах, имеющих правоохранительную сущность. Вместе с тем не стоит окончательно отрицать возможность возвращения к широкой научной дискуссии в среде ученых-юристов, законодателей и общественных деятелей относительно обсуждения концепции рамочного федерального закона о правоохранительной службе. Основой для данного нормативного правового акта может послужить законодательство о службе в органах внутренних дел.
Статья: О некоторых проблемных аспектах осуществления общественной экспертизы в России
(Липунцова А.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Несмотря на имеющийся положительный опыт проведения общественной экспертизы в экологической сфере, правоведы и практикующие юристы выделяют ряд проблем при осуществлении данной процедуры. Так, с одной стороны, институт экологической экспертизы, который осуществляется общественными объединениями, определяется специальным нормативным правовым актом <16>, с другой стороны, назрела необходимость его дополнительной регламентации. В частности, на наш взгляд, при проведении общественной экспертизы возникают вопросы, связанные с порядком регистрации заявления, финансирования экспертной деятельности, утверждением итогового заключения, незаконным отказом заказчиков предоставлять документацию общественной экологической экспертизы, понуждение которых в предоставлении данных нередко происходит в судебном порядке <17>. Развивая обозначенные аспекты, отметим, что к очевидным пробелам действующего законодательства относится отсутствие в законе дефиниции "общественная экологическая экспертиза". Также инициаторами данной формы общественного контроля могут выступать граждане, их объединения и органы местного самоуправления. При этом последние в соответствии с реализацией проводимой конституционной реформы в сфере управления относятся к органам публичной власти, а значит, вряд ли могут выступать полноценными субъектами общественной экспертизы, хотя, конечно, органами власти тоже не являются.
(Липунцова А.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Несмотря на имеющийся положительный опыт проведения общественной экспертизы в экологической сфере, правоведы и практикующие юристы выделяют ряд проблем при осуществлении данной процедуры. Так, с одной стороны, институт экологической экспертизы, который осуществляется общественными объединениями, определяется специальным нормативным правовым актом <16>, с другой стороны, назрела необходимость его дополнительной регламентации. В частности, на наш взгляд, при проведении общественной экспертизы возникают вопросы, связанные с порядком регистрации заявления, финансирования экспертной деятельности, утверждением итогового заключения, незаконным отказом заказчиков предоставлять документацию общественной экологической экспертизы, понуждение которых в предоставлении данных нередко происходит в судебном порядке <17>. Развивая обозначенные аспекты, отметим, что к очевидным пробелам действующего законодательства относится отсутствие в законе дефиниции "общественная экологическая экспертиза". Также инициаторами данной формы общественного контроля могут выступать граждане, их объединения и органы местного самоуправления. При этом последние в соответствии с реализацией проводимой конституционной реформы в сфере управления относятся к органам публичной власти, а значит, вряд ли могут выступать полноценными субъектами общественной экспертизы, хотя, конечно, органами власти тоже не являются.
Статья: Правовое регулирование деятельности подразделений по вопросам миграции Министерства внутренних дел России
(Муленко Н.В.)
("Миграционное право", 2022, N 2)ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Муленко Н.В.)
("Миграционное право", 2022, N 2)ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья: Научная обоснованность нормотворческой инициативы федеральных органов исполнительной власти
(Анисифорова М.В., Цоколова О.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Существенно, что с момента введения нового раздела в Приказ N 484 в него было включено 12 новых пунктов <28> - с 166.10 по 166.21, которыми, по сути, уточняется содержание результатов научной экспертной работы (экспертного заключения), ее вступительной, обязательной, факультативной и резолютивной частей с отражением в последней замечаний и рекомендаций по рассматриваемому проекту нормативного правового акта. Одновременно правовое регулирование данного вопроса конкретизируется локальным актом ВНИИ МВД России, что добавляет определенности и придает еще более завершенный, оформленный вид регламентации этого вида экспертной деятельности.
(Анисифорова М.В., Цоколова О.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Существенно, что с момента введения нового раздела в Приказ N 484 в него было включено 12 новых пунктов <28> - с 166.10 по 166.21, которыми, по сути, уточняется содержание результатов научной экспертной работы (экспертного заключения), ее вступительной, обязательной, факультативной и резолютивной частей с отражением в последней замечаний и рекомендаций по рассматриваемому проекту нормативного правового акта. Одновременно правовое регулирование данного вопроса конкретизируется локальным актом ВНИИ МВД России, что добавляет определенности и придает еще более завершенный, оформленный вид регламентации этого вида экспертной деятельности.
"Военно-техническое сотрудничество: правовые вопросы: учебник для магистратуры"
(2-е издание, исправленное и дополненное)
(Кудашкин В.В.)
(под общ. ред. С.В. Чемезова)
("Проспект", 2022)86. Каким нормативным правовым актом регламентируется отнесение товаров, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности к продукции военного назначения и выдача ФСВТС России соответствующих заключений?
(2-е издание, исправленное и дополненное)
(Кудашкин В.В.)
(под общ. ред. С.В. Чемезова)
("Проспект", 2022)86. Каким нормативным правовым актом регламентируется отнесение товаров, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности к продукции военного назначения и выдача ФСВТС России соответствующих заключений?