Незаконное перемещение товаров через таможенную границу
Подборка наиболее важных документов по запросу Незаконное перемещение товаров через таможенную границу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры с таможенными органами: Таможенный орган обязал уплатить таможенные пошлины, признав иностранные товары незаконно перемещенными через границу
(КонсультантПлюс, 2025)подтверждено незаконное перемещение иностранных товаров через таможенную границу
(КонсультантПлюс, 2025)подтверждено незаконное перемещение иностранных товаров через таможенную границу
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 171 "Налоговые вычеты" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество вывезло с таможенной территории ЕАЭС принадлежащее ему судно в качестве транспортного средства международной перевозки без помещения его под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории. В период нахождения судна в иностранном порту на нем были проведены ремонтные работы. По результатам таможенной проверки таможенный орган пришел к выводу, что при возвращении судна на таможенную территорию ЕАЭС общество должно было поместить судно под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, уплатив соответствующие таможенные платежи, чего общество не сделало. Суд признал доначисление таможенных платежей, включая НДС, правомерным, общество их уплатило. Затем общество заявило к вычету НДС, уплаченный на основании решения таможенного органа в связи с ввозом судна на таможенную территорию ЕАЭС. Налоговый орган признал неправомерным принятие НДС к вычету. Суд поддержал вывод налогового органа о несоблюдении налогоплательщиком условий для принятия НДС к вычету. Суд указал, что для принятия НДС к вычету требовалось помещение судна под соответствующие таможенные процедуры, ввоз товара (судна) без таможенного оформления является незаконным перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, что следует из взаимосвязанного толкования положений абз. 3 п. 3 ст. 277 ТК ЕАЭС и ст. 56 ТК ЕАЭС, и исключает возможность принятия к вычету НДС.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество вывезло с таможенной территории ЕАЭС принадлежащее ему судно в качестве транспортного средства международной перевозки без помещения его под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории. В период нахождения судна в иностранном порту на нем были проведены ремонтные работы. По результатам таможенной проверки таможенный орган пришел к выводу, что при возвращении судна на таможенную территорию ЕАЭС общество должно было поместить судно под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, уплатив соответствующие таможенные платежи, чего общество не сделало. Суд признал доначисление таможенных платежей, включая НДС, правомерным, общество их уплатило. Затем общество заявило к вычету НДС, уплаченный на основании решения таможенного органа в связи с ввозом судна на таможенную территорию ЕАЭС. Налоговый орган признал неправомерным принятие НДС к вычету. Суд поддержал вывод налогового органа о несоблюдении налогоплательщиком условий для принятия НДС к вычету. Суд указал, что для принятия НДС к вычету требовалось помещение судна под соответствующие таможенные процедуры, ввоз товара (судна) без таможенного оформления является незаконным перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, что следует из взаимосвязанного толкования положений абз. 3 п. 3 ст. 277 ТК ЕАЭС и ст. 56 ТК ЕАЭС, и исключает возможность принятия к вычету НДС.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС и уплате таможенных платежей в их отношении.
(Письмо Минфина России от 09.02.2024 N 27-03-09/11323)Вопрос: О незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС и уплате таможенных платежей в их отношении.
(Письмо Минфина России от 09.02.2024 N 27-03-09/11323)Вопрос: О незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС и уплате таможенных платежей в их отношении.
Статья: Уголовная ответственность за передачу лицу, содержащемуся в учреждении уголовно-исполнительной системы или месте содержания под стражей, средств коммуникации
(Филиппов П.А., Степанов В.В.)
("Уголовное право", 2025, N 10)Во-первых, согласно п. 221 Правил ИУ лица, прибывшие на свидание с осужденным к лишению свободы, после разъяснения им администрацией ИУ порядка проведения свидания сдают запрещенные в ИУ вещи и предметы; одежда, вещи граждан, прибывших на свидание, и принесенные ими продукты питания подлежат досмотру. Во-вторых, при незаконном перемещении товаров через таможенную границу практика признает оконченной контрабанду с момента представления таможенному органу таможенной декларации (иного документа) или незаявления о наличии декларируемых товаров (заявления об отсутствии декларируемых товаров) <24>. Полагаем, данный подход уместно применять и к анализируемому деянию.
(Филиппов П.А., Степанов В.В.)
("Уголовное право", 2025, N 10)Во-первых, согласно п. 221 Правил ИУ лица, прибывшие на свидание с осужденным к лишению свободы, после разъяснения им администрацией ИУ порядка проведения свидания сдают запрещенные в ИУ вещи и предметы; одежда, вещи граждан, прибывших на свидание, и принесенные ими продукты питания подлежат досмотру. Во-вторых, при незаконном перемещении товаров через таможенную границу практика признает оконченной контрабанду с момента представления таможенному органу таможенной декларации (иного документа) или незаявления о наличии декларируемых товаров (заявления об отсутствии декларируемых товаров) <24>. Полагаем, данный подход уместно применять и к анализируемому деянию.
Нормативные акты
"Таможенный кодекс Евразийского экономического союза"
(ред. от 29.05.2019)
(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)Статья 86. Совершение таможенных операций в отношении товаров, которые незаконно перемещены через таможенную границу Союза
(ред. от 29.05.2019)
(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)Статья 86. Совершение таможенных операций в отношении товаров, которые незаконно перемещены через таможенную границу Союза
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 137
(ред. от 11.08.2020)
"О расчете таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин"
(вместе с "Порядком заполнения расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и внесения в такой расчет изменений (дополнений)")I. Незаконное перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (статья 56 и пункт 5 статьи 72 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза)
(ред. от 11.08.2020)
"О расчете таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин"
(вместе с "Порядком заполнения расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и внесения в такой расчет изменений (дополнений)")I. Незаконное перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (статья 56 и пункт 5 статьи 72 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза)
Статья: Проблемы правоприменительной практики при привлечении перевозчика к административной ответственности
(Клейменова А.Н.)
("Таможенное дело", 2024, N 2)Ключевые слова: перевозчик, административная ответственность, незаконное перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, таможенные органы, вес брутто.
(Клейменова А.Н.)
("Таможенное дело", 2024, N 2)Ключевые слова: перевозчик, административная ответственность, незаконное перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, таможенные органы, вес брутто.
Статья: Конституционное понимание обмана и его значение для квалификации "обманных" преступлений
(Яни П.С.)
("Законность", 2025, N 7)Под незаконным перемещением товаров через таможенную границу понимается в том числе их перемещение с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах <15>. Как подчеркивается в исследовании соответствующей проблематики, "согласно абз. 3, 4 п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 8 ноября 2013 г. N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" в случае заявления декларантом в таможенной декларации полных, достоверных сведений о товаре, но не соответствующего ему кода по ТН ВЭД таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации, либо отказывает в выпуске товара, либо принимает меры по довзысканию с декларанта таможенных пошлин, налогов; указание неверного кода ТН ВЭД само по себе не может служить основанием для привлечения декларанта к административной ответственности, определенной ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ" <16>.
(Яни П.С.)
("Законность", 2025, N 7)Под незаконным перемещением товаров через таможенную границу понимается в том числе их перемещение с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах <15>. Как подчеркивается в исследовании соответствующей проблематики, "согласно абз. 3, 4 п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 8 ноября 2013 г. N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" в случае заявления декларантом в таможенной декларации полных, достоверных сведений о товаре, но не соответствующего ему кода по ТН ВЭД таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации, либо отказывает в выпуске товара, либо принимает меры по довзысканию с декларанта таможенных пошлин, налогов; указание неверного кода ТН ВЭД само по себе не может служить основанием для привлечения декларанта к административной ответственности, определенной ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ" <16>.
Статья: Повышение эффективности таможенного контроля в форме таможенного досмотра в отношении товаров, перемещаемых автомобильным видом транспорта
(Безуглов Д.А., Шевчук П.С.)
("Таможенное дело", 2023, N 1)Использование инспекционно-досмотровых комплексов (далее - ИДК) для выявления попыток незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, включая ввоз запрещенных и ограниченных к перемещению товаров, значительно сокращает время нахождения транспортного средства в таможенном пункте пропуска. Например, физический досмотр автомобиля может занимать около 8 часов, а среднее время осмотра автомобиля посредством ИДК - 10 мин. Ежегодно ИДК Федеральной таможенной службы (далее - ФТС) России проводят более 650 тыс. сканирований транспортных средств.
(Безуглов Д.А., Шевчук П.С.)
("Таможенное дело", 2023, N 1)Использование инспекционно-досмотровых комплексов (далее - ИДК) для выявления попыток незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, включая ввоз запрещенных и ограниченных к перемещению товаров, значительно сокращает время нахождения транспортного средства в таможенном пункте пропуска. Например, физический досмотр автомобиля может занимать около 8 часов, а среднее время осмотра автомобиля посредством ИДК - 10 мин. Ежегодно ИДК Федеральной таможенной службы (далее - ФТС) России проводят более 650 тыс. сканирований транспортных средств.
Статья: Таможенное сотрудничество Узбекистана и России в современных условиях
(Абдукодиров Э.А., Стрельцов Р.С.)
("Таможенное дело", 2025, N 1)3. Сотрудничество таможенных органов в борьбе с незаконным оборотом товаров. В настоящее время актуальной проблемой для двух стран остается незаконное перемещение запрещенных товаров через таможенную границу, кроме того, контрабанда и теневой сектор представляют собой угрозу не только для экономики страны, но и для общества в целом. В связи с этим важной концепцией таможенного сотрудничества должны выступать развитие правовой базы для борьбы с незаконным оборотом товаров и повышение квалификации сотрудников таможенных и правоохранительных органов, этому могут способствовать обмен практическими знаниями и опытом российской и узбекской таможенных служб.
(Абдукодиров Э.А., Стрельцов Р.С.)
("Таможенное дело", 2025, N 1)3. Сотрудничество таможенных органов в борьбе с незаконным оборотом товаров. В настоящее время актуальной проблемой для двух стран остается незаконное перемещение запрещенных товаров через таможенную границу, кроме того, контрабанда и теневой сектор представляют собой угрозу не только для экономики страны, но и для общества в целом. В связи с этим важной концепцией таможенного сотрудничества должны выступать развитие правовой базы для борьбы с незаконным оборотом товаров и повышение квалификации сотрудников таможенных и правоохранительных органов, этому могут способствовать обмен практическими знаниями и опытом российской и узбекской таможенных служб.
Статья: Особенности проведения посттаможенного контроля мобильными группами таможенных органов
(Шорохова И.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Обозначенные тенденции привели к росту рисков незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС и, как следствие, государственную границу РФ (ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <2> (КоАП)), недекларирования или недостоверного декларирования товаров (ст. 16.2 КоАП), несоблюдения запретов и (или) ограничений при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС и государственную границу РФ (ст. 16.3 КоАП), а также совершения ряда других административных правонарушений в области таможенного дела, ответственность за которые предусмотрена главой 16 КоАП. Так, количество возбужденных дел по итогам 9 месяцев 2022 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 8,7% (с 59 836 <3> до 65 029 <4>).
(Шорохова И.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Обозначенные тенденции привели к росту рисков незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС и, как следствие, государственную границу РФ (ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <2> (КоАП)), недекларирования или недостоверного декларирования товаров (ст. 16.2 КоАП), несоблюдения запретов и (или) ограничений при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС и государственную границу РФ (ст. 16.3 КоАП), а также совершения ряда других административных правонарушений в области таможенного дела, ответственность за которые предусмотрена главой 16 КоАП. Так, количество возбужденных дел по итогам 9 месяцев 2022 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 8,7% (с 59 836 <3> до 65 029 <4>).
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 10.04.2024 N 03-07-08/33200 <О применении ставки НДС 0% в отношении товаров, задекларированных и вывезенных в таможенной процедуре экспорта по таможенной декларации, которая в последующем признана неподанной>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 12)В соответствии с подп. 25 п. 1 ст. 2 Кодекса ЕАЭС незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза признается в том числе перемещение, совершенное с недекларированием товаров.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 12)В соответствии с подп. 25 п. 1 ст. 2 Кодекса ЕАЭС незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза признается в том числе перемещение, совершенное с недекларированием товаров.
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)При прибытии товаров на таможенную территорию обязанность по уплате ввозных таможенных платежей возникает в момент пересечения товарами таможенной границы, а при убытии иностранных товаров с таможенной территории - с момента выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза. В случае незаконного перемещения товаров через таможенную границу уполномоченное лицо также обязано уплатить ввозные пошлины.
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)При прибытии товаров на таможенную территорию обязанность по уплате ввозных таможенных платежей возникает в момент пересечения товарами таможенной границы, а при убытии иностранных товаров с таможенной территории - с момента выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза. В случае незаконного перемещения товаров через таможенную границу уполномоченное лицо также обязано уплатить ввозные пошлины.
Статья: Таможенная оценка: объект, субъект, методы, цели
(Мокров Г.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 1)вторая составляющая - субъекты оценочной деятельности, т.е. участники таможенных правоотношений, в том числе: 1) декларант (или таможенный представитель), определяющий таможенную стоимость в целях исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин; 2) таможенный орган, причем исключительно в тех случаях, когда имеют место недостоверное декларирование товаров, незаконное перемещение товаров через таможенную границу, ненадлежащее исполнение заявленных декларантом таможенных процедур, а также по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров;
(Мокров Г.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 1)вторая составляющая - субъекты оценочной деятельности, т.е. участники таможенных правоотношений, в том числе: 1) декларант (или таможенный представитель), определяющий таможенную стоимость в целях исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин; 2) таможенный орган, причем исключительно в тех случаях, когда имеют место недостоверное декларирование товаров, незаконное перемещение товаров через таможенную границу, ненадлежащее исполнение заявленных декларантом таможенных процедур, а также по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров;