Неисполнение муниципальных правовых актов

Подборка наиболее важных документов по запросу Неисполнение муниципальных правовых актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 10 "Организация и проведение внеплановой проверки" Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля""Следовательно, применительно к части 1, пункту 1 части 2 и части 21 статьи 10 Закона N 294-ФЗ в случае установления по результатам внеплановой проверки невыполнения ранее выданного предписания уполномоченный орган в пределах предоставленной ему компетенции вправе выдать новое предписание об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. При этом возможность применения иных мер реагирования (в том числе привлечения к административной ответственности) на право реализации указанного полномочия не влияет."
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2022 N 11АП-17710/2022 по делу N А65-20062/2022
Требование: Об отмене постановления по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что материалами дела подтвержден факт неисполнения предпринимателем муниципального правового акта органа местного самоуправления, принятого им в пределах его полномочий, а именно Постановления Исполнительного комитета г. Казани N 1194 от 21.04.2022.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Местное самоуправление как значимый уровень осуществления социальной компетенции публичной власти
(Матулов Б.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)
- установление ответственности за неисполнение муниципальных правовых актов, в том числе в социальной сфере, а также запрета на ограничение законных прав местного самоуправления;
Статья: Конституционная реформа местного самоуправления: единство публичной власти как новый всеобщий принцип организации местного самоуправления
(Пешин Н.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 11)
Особый элемент в системе гарантий местного самоуправления должны составлять правовые нормы, обеспечивающие обязательность решений, принятых местной властью в рамках ее компетенции. На федеральном уровне данное положение закреплено в Законе N 131-ФЗ, в ч. 3 ст. 7 которого установлено, что муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Это формально. В новой реальности совершенно очевидно, что органы государственной власти и их должностные лица будут исключены из этой сферы в результате введения всех указанных выше механизмов, начиная с перераспределения полномочий. И хотя Закон N 131-ФЗ запрещает произвольную отмену таких решений (или приостановление их действия), определяя исчерпывающий круг субъектов, которые вправе это сделать (к ним относятся, согласно ст. 48 Закона N 131-ФЗ, либо органы и должностные лица местного самоуправления, принявшие (издавшие) соответствующий муниципальный правовой акт, либо суд, либо уполномоченный орган государственной власти РФ или субъекта РФ применительно к тем решениям, которые регулируют осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), очевидно, что органы и должностные лица сами их будут отменять, получив соответствующее предписание (или даже неформализованное указание) с любого вышестоящего уровня государственной власти. По-другому ни одна система публичной власти не функционирует. Закон N 131-ФЗ не указывает на основания отмены решений, принятых органами или должностными лицами местного самоуправления. Следовательно, органы (должностные лица) местного самоуправления будут сами отменять их в произвольном, по сути, порядке. Судебная защита прав местного самоуправления, также являющаяся основным элементом системы гарантий функционирования муниципальной власти, при этом, как представляется, также превращается в формальность.

Нормативные акты

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.