Неденежная форма оплаты труда
Подборка наиболее важных документов по запросу Неденежная форма оплаты труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Выплата зарплаты: сроки, способы, первичные документы
(Издательство "Главная книга", 2026)Выдавать зарплату в натуральной форме - товарами и иным имуществом - можно только по заявлению работника и только если это предусмотрено трудовым или коллективным договором. Натуральная часть не может превышать 20% начисленной зарплаты (п. 54 Постановления Пленума ВС от 17.03.2004 N 2).
(Издательство "Главная книга", 2026)Выдавать зарплату в натуральной форме - товарами и иным имуществом - можно только по заявлению работника и только если это предусмотрено трудовым или коллективным договором. Натуральная часть не может превышать 20% начисленной зарплаты (п. 54 Постановления Пленума ВС от 17.03.2004 N 2).
Типовая ситуация: Зарплата: расчет, учет, налоги
(Издательство "Главная книга", 2026)В налоговом учете зарплату, в том числе натуральную часть с НДС, включают в расходы в последний день месяца (ст. 272 НК РФ, Письмо Минфина от 27.05.2016 N 03-03-07/30694).
(Издательство "Главная книга", 2026)В налоговом учете зарплату, в том числе натуральную часть с НДС, включают в расходы в последний день месяца (ст. 272 НК РФ, Письмо Минфина от 27.05.2016 N 03-03-07/30694).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Налог на прибыль: Налоговый орган исключил из расходов затраты на льготное (бесплатное) питание работников, организацию его доставки
(КонсультантПлюс, 2026)Следует учитывать: Некоторые суды придерживаются подхода, отраженного в письмах Минфина России, согласно которому не могут учитываться затраты Налогоплательщика на питание, если он не вел учет по каждому работнику (в справках о доходах и суммах НДФЛ отсутствовали сведения о выплате заработной платы в натуральной форме) >>>
(КонсультантПлюс, 2026)Следует учитывать: Некоторые суды придерживаются подхода, отраженного в письмах Минфина России, согласно которому не могут учитываться затраты Налогоплательщика на питание, если он не вел учет по каждому работнику (в справках о доходах и суммах НДФЛ отсутствовали сведения о выплате заработной платы в натуральной форме) >>>
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 146 "Объект налогообложения" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС, сделав вывод о неправомерном невключении налогоплательщиков в налоговую базу операций по реализации продуктов питания работникам. Налоговый орган указал, что компенсация за питание является частью заработной платы сотрудников в натуральной форме. Суд принял во внимание локальные акты организации, в частности положение об оплате труда работников и положение о социальной политике в области персонала, из совокупного анализа которых установил, что обеспечение работников бесплатным питанием не является безвозмездной передачей услуг (товара), цель предоставления питания - социальная защита работников, создание надлежащих условий работы. Суд удовлетворил требования общества, так как дотационное питание, являясь доходом работника в натуральной форме, в состав заработной платы не входит, безвозмездной передачей товаров работнику не является.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС, сделав вывод о неправомерном невключении налогоплательщиков в налоговую базу операций по реализации продуктов питания работникам. Налоговый орган указал, что компенсация за питание является частью заработной платы сотрудников в натуральной форме. Суд принял во внимание локальные акты организации, в частности положение об оплате труда работников и положение о социальной политике в области персонала, из совокупного анализа которых установил, что обеспечение работников бесплатным питанием не является безвозмездной передачей услуг (товара), цель предоставления питания - социальная защита работников, создание надлежащих условий работы. Суд удовлетворил требования общества, так как дотационное питание, являясь доходом работника в натуральной форме, в состав заработной платы не входит, безвозмездной передачей товаров работнику не является.
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 25.05.2026)В соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной заработной платы.
(ред. от 25.05.2026)В соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной заработной платы.
Вопрос: Бюджетное учреждение является плательщиком налога на прибыль. Учреждение облагает НДС передачу работникам питания, являющегося частью зарплаты в натуральной форме, и принимает "входной" НДС к вычету. Для расчета доли прибыли по обособленному подразделению стоимость питания надо брать с учетом "входного" НДС?
(Консультация эксперта, 2026)Вопрос: Бюджетное учреждение, являющееся плательщиком НДС и налога на прибыль, имеет обособленные подразделения. Работникам учреждения предоставляется питание, которое является частью заработной платы в натуральной форме. Учреждение облагает НДС такую передачу и принимает "входной" НДС к вычету. Для расчета доли прибыли по обособленному подразделению стоимость питания надо брать с учетом "входного" НДС или нет?
(Консультация эксперта, 2026)Вопрос: Бюджетное учреждение, являющееся плательщиком НДС и налога на прибыль, имеет обособленные подразделения. Работникам учреждения предоставляется питание, которое является частью заработной платы в натуральной форме. Учреждение облагает НДС такую передачу и принимает "входной" НДС к вычету. Для расчета доли прибыли по обособленному подразделению стоимость питания надо брать с учетом "входного" НДС или нет?
Готовое решение: Как при расчете налога на прибыль учесть расходы на персонал
(КонсультантПлюс, 2026)Суммы платы за обучение детей работников в налоговом учете могут быть включены в расходы на оплату труда как заработная плата в натуральной форме при условии, что такие выплаты трудовым и (или) коллективным договором отнесены к системе оплаты труда. При этом сумма оплаты обучения детей работника не должна превышать 20% от суммы заработной платы этого работника (п. 25 ст. 255 НК РФ, ст. 131 ТК РФ, Письма Минфина России от 10.12.2020 N 03-04-06/108151, от 17.01.2013 N 03-03-06/1/15, от 21.12.2011 N 03-03-06/1/835).
(КонсультантПлюс, 2026)Суммы платы за обучение детей работников в налоговом учете могут быть включены в расходы на оплату труда как заработная плата в натуральной форме при условии, что такие выплаты трудовым и (или) коллективным договором отнесены к системе оплаты труда. При этом сумма оплаты обучения детей работника не должна превышать 20% от суммы заработной платы этого работника (п. 25 ст. 255 НК РФ, ст. 131 ТК РФ, Письма Минфина России от 10.12.2020 N 03-04-06/108151, от 17.01.2013 N 03-03-06/1/15, от 21.12.2011 N 03-03-06/1/835).
"Юридическая ответственность за нарушение трудового законодательства: монография"
(под ред. А.В. Серовой)
("Проспект", 2026)В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 содержатся разъяснения, связанные с применением ст. 236 ТК РФ в правоприменительной практике. Так, при разрешении споров, возникших в связи с выплатой работнику заработной платы в неденежной форме в соответствии с коллективным договором или трудовым договором, необходимо иметь в виду, что выплата заработной платы в такой форме может быть признана обоснованной при доказанности определенных юридически значимых обстоятельств (например, имелось добровольное волеизъявление работника, подтвержденное его письменным заявлением, на выплату заработной платы в неденежной форме; заработная плата в неденежной форме выплачена в размере, не превышающем 20 процентов от начисленной месячной заработной платы, и др.). Разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2, подтверждаются примерами из судебной практики. Так, Конституционный Суд РФ рассмотрел жалобу на норму о материальной ответственности работодателя за задержку выплат работнику. Гражданин был уволен за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, предъявил требование о восстановлении его на работе и о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и о взыскании компенсации морального вреда. Суд удовлетворил требования о взыскании среднего заработка, компенсации морального вреда и судебных расходов, в остальной части истцу в удовлетворении заявленных требований было отказано <1>. Судебная практика в настоящее время исходит из того, что работодателю надлежит выплачивать работнику компенсацию исключительно в случае нарушения срока выплаты заработной платы либо других причитающихся ему выплат. Причем компенсация, связанная с задержкой выплаты заработной платы работодателем, не должна выплачиваться, если заработная плата (аналогично другим денежным выплатам) была взыскана в судебном порядке.
(под ред. А.В. Серовой)
("Проспект", 2026)В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 содержатся разъяснения, связанные с применением ст. 236 ТК РФ в правоприменительной практике. Так, при разрешении споров, возникших в связи с выплатой работнику заработной платы в неденежной форме в соответствии с коллективным договором или трудовым договором, необходимо иметь в виду, что выплата заработной платы в такой форме может быть признана обоснованной при доказанности определенных юридически значимых обстоятельств (например, имелось добровольное волеизъявление работника, подтвержденное его письменным заявлением, на выплату заработной платы в неденежной форме; заработная плата в неденежной форме выплачена в размере, не превышающем 20 процентов от начисленной месячной заработной платы, и др.). Разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2, подтверждаются примерами из судебной практики. Так, Конституционный Суд РФ рассмотрел жалобу на норму о материальной ответственности работодателя за задержку выплат работнику. Гражданин был уволен за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, предъявил требование о восстановлении его на работе и о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и о взыскании компенсации морального вреда. Суд удовлетворил требования о взыскании среднего заработка, компенсации морального вреда и судебных расходов, в остальной части истцу в удовлетворении заявленных требований было отказано <1>. Судебная практика в настоящее время исходит из того, что работодателю надлежит выплачивать работнику компенсацию исключительно в случае нарушения срока выплаты заработной платы либо других причитающихся ему выплат. Причем компенсация, связанная с задержкой выплаты заработной платы работодателем, не должна выплачиваться, если заработная плата (аналогично другим денежным выплатам) была взыскана в судебном порядке.
Типовая ситуация: Как исчислить НДС при реализации
(Издательство "Главная книга", 2026)При выдаче товаров в качестве оплаты труда на их стоимость начисляют НДС, счет-фактуру оформляют в одном экземпляре (ст. ст. 146, 154 НК РФ).
(Издательство "Главная книга", 2026)При выдаче товаров в качестве оплаты труда на их стоимость начисляют НДС, счет-фактуру оформляют в одном экземпляре (ст. ст. 146, 154 НК РФ).
Статья: Использование криптовалюты для выплаты заработной платы: анализ зарубежного опыта правового регулирования и его применимость в Российской Федерации
(Наретя В.П., Томашевский К.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)Во-вторых, абз. 6 ст. 130 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) ограничивает оплату труда натуральной формой <12>. Согласно ч. 1 ст. 131 ТК РФ выплата заработной платы должна производиться в денежной форме в рублях. Одновременно в данной статье в ч. 2 закреплено право работника на получение выплат в иной форме (неденежной), не противоречащей законодательству РФ, при этом доля такой платы не должна превышать 20% от заработной платы в целом.
(Наретя В.П., Томашевский К.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)Во-вторых, абз. 6 ст. 130 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) ограничивает оплату труда натуральной формой <12>. Согласно ч. 1 ст. 131 ТК РФ выплата заработной платы должна производиться в денежной форме в рублях. Одновременно в данной статье в ч. 2 закреплено право работника на получение выплат в иной форме (неденежной), не противоречащей законодательству РФ, при этом доля такой платы не должна превышать 20% от заработной платы в целом.
Статья: Новости от 18.10.2024
("Главная книга", 2024, N 21)Зарплата "в натуре" может быть только с согласия работников
("Главная книга", 2024, N 21)Зарплата "в натуре" может быть только с согласия работников
Готовое решение: Как при расчете налога на прибыль учесть расходы на оплату труда
(КонсультантПлюс, 2026)передачи товаров (работ, услуг) при выплате зарплаты в натуральной форме.
(КонсультантПлюс, 2026)передачи товаров (работ, услуг) при выплате зарплаты в натуральной форме.
Готовое решение: Как выплачивать зарплату
(КонсультантПлюс, 2026)есть письменное заявление работника об оплате труда в неденежной форме;
(КонсультантПлюс, 2026)есть письменное заявление работника об оплате труда в неденежной форме;
Готовое решение: Как налоговый агент исчисляет НДФЛ
(КонсультантПлюс, 2026)оплата труда в неденежной форме (например, зарплата частично выдана товарами, которые произвел работодатель, - ч. 2 ст. 131 ТК РФ);
(КонсультантПлюс, 2026)оплата труда в неденежной форме (например, зарплата частично выдана товарами, которые произвел работодатель, - ч. 2 ст. 131 ТК РФ);