Ндфл метод начисления
Подборка наиболее важных документов по запросу Ндфл метод начисления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации расчеты с физическим лицом - подрядчиком (не являющимся индивидуальным предпринимателем) по договору подряда, предусматривающему выплату аванса в размере 30% от стоимости работ? Каков порядок уплаты и возврата НДФЛ в данной ситуации, если договор был расторгнут?..
(Консультация эксперта, 2026)При подписании договора организация выплатила подрядчику из кассы предусмотренный договором аванс (за вычетом удержанного НДФЛ). Подрядчик к выполнению работ не приступил, по соглашению сторон договор был расторгнут через два месяца после подписания. По письменному соглашению о расторжении договора исполнитель возвращает в кассу организации фактически полученную сумму аванса за минусом удержанного при выплате аванса НДФЛ. В целях налогообложения прибыли доходы и расходы учитываются методом начисления.
(Консультация эксперта, 2026)При подписании договора организация выплатила подрядчику из кассы предусмотренный договором аванс (за вычетом удержанного НДФЛ). Подрядчик к выполнению работ не приступил, по соглашению сторон договор был расторгнут через два месяца после подписания. По письменному соглашению о расторжении договора исполнитель возвращает в кассу организации фактически полученную сумму аванса за минусом удержанного при выплате аванса НДФЛ. В целях налогообложения прибыли доходы и расходы учитываются методом начисления.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете оплату труда работника в натуральной форме (собственной продукцией организации)?..
(Консультация эксперта, 2026)Отпускная стоимость продукции, передаваемой в счет оплаты труда, составляет 11 000 руб. (в том числе НДС 10% - 1 000 руб.), что соответствует ее обычной продажной цене. В налоговом учете доходы и расходы учитываются методом начисления. Выплата части заработной платы денежными средствами, удержание из нее НДФЛ, а также перечисление НДФЛ в бюджет в данной консультации не рассматриваются.
(Консультация эксперта, 2026)Отпускная стоимость продукции, передаваемой в счет оплаты труда, составляет 11 000 руб. (в том числе НДС 10% - 1 000 руб.), что соответствует ее обычной продажной цене. В налоговом учете доходы и расходы учитываются методом начисления. Выплата части заработной платы денежными средствами, удержание из нее НДФЛ, а также перечисление НДФЛ в бюджет в данной консультации не рассматриваются.
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 223 "Дата фактического получения дохода" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил предпринимателю НДФЛ в связи с неотражением авансового платежа по договору поставки. Налогоплательщик пояснил, что определял доходы по методу начисления, в связи с чем поступившие от покупателя авансовые платежи отражались по мере отгрузки товара. Суд установил, что единственным основанием для начисления НДФЛ был вывод налогового органа об обязательности кассового учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями. Однако ст. 223 НК РФ не ограничивает право предпринимателя в выборе метода налогового учета. Суд признал неправомерным доначисление НДФЛ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил предпринимателю НДФЛ в связи с неотражением авансового платежа по договору поставки. Налогоплательщик пояснил, что определял доходы по методу начисления, в связи с чем поступившие от покупателя авансовые платежи отражались по мере отгрузки товара. Суд установил, что единственным основанием для начисления НДФЛ был вывод налогового органа об обязательности кассового учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями. Однако ст. 223 НК РФ не ограничивает право предпринимателя в выборе метода налогового учета. Суд признал неправомерным доначисление НДФЛ.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 252 "Расходы. Группировка расходов" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Налоговая экономия заключалась в том, что при перечислении процентов по займам налогоплательщик учитывал их в расходах по методу начисления и уменьшал налог на прибыль к уплате по ставке 20%, тогда как при исчислении НДФЛ с выплаченной учредителю суммы уплачивалось в бюджет 13%. Путем перечисления процентов по договорам займам в адрес учредителя выводилась выручка, получаемая налогоплательщиком по договорам аренды.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Налоговая экономия заключалась в том, что при перечислении процентов по займам налогоплательщик учитывал их в расходах по методу начисления и уменьшал налог на прибыль к уплате по ставке 20%, тогда как при исчислении НДФЛ с выплаченной учредителю суммы уплачивалось в бюджет 13%. Путем перечисления процентов по договорам займам в адрес учредителя выводилась выручка, получаемая налогоплательщиком по договорам аренды.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 20.07.1998 N 851
(ред. от 17.12.1999)
"Об утверждении Заявления Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о политике экономической и финансовой стабилизации"д) упрощение структуры ставок подоходного налога с физических лиц;
(ред. от 17.12.1999)
"Об утверждении Заявления Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о политике экономической и финансовой стабилизации"д) упрощение структуры ставок подоходного налога с физических лиц;
<Письмо> ФНС РФ от 22.02.2011 N КЕ-4-3/2878@
"О направлении письма Минфина России"
(вместе с <Письмом> Минфина РФ от 09.02.2011 N 03-04-08/8-23)В главе 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса не используются такие понятия как "кассовый" метод или метод "начисления", поскольку в ней предусматривается особый порядок учета доходов и расходов в целях исчисления налога на доходы физических лиц.
"О направлении письма Минфина России"
(вместе с <Письмом> Минфина РФ от 09.02.2011 N 03-04-08/8-23)В главе 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса не используются такие понятия как "кассовый" метод или метод "начисления", поскольку в ней предусматривается особый порядок учета доходов и расходов в целях исчисления налога на доходы физических лиц.
"Заработная плата"
(26-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2026)Также более логичным является расчетный (безавансовый) способ начисления и выплаты заработной платы для организаций, на которые распространяются требования Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе". Такие организации, в частности, вправе использовать денежные средства, находящиеся на отдельном счете (счет, открытый исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу), для оплаты труда только при условии одновременной уплаты НДФЛ и страховых взносов (подп. "а" п. 3 ст. 8.4 Закона N 275-ФЗ).
(26-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2026)Также более логичным является расчетный (безавансовый) способ начисления и выплаты заработной платы для организаций, на которые распространяются требования Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе". Такие организации, в частности, вправе использовать денежные средства, находящиеся на отдельном счете (счет, открытый исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу), для оплаты труда только при условии одновременной уплаты НДФЛ и страховых взносов (подп. "а" п. 3 ст. 8.4 Закона N 275-ФЗ).
Вопрос: ИП на ОСН 29.12.2023 передал товар покупателю (физлицу) и пробил кассовый чек с указанием способа расчета "передача в кредит". Денежные средства за товар поступили от покупателя на расчетный счет ИП 09.01.2024. К доходам какого налогового периода в целях НДФЛ относится поступление денежных средств от реализации товара?
(Консультация эксперта, 2024)В гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ не используются такие понятия, как кассовый метод или метод начисления, поскольку в ней предусматривается особый порядок учета доходов и расходов в целях исчисления НДФЛ.
(Консультация эксперта, 2024)В гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ не используются такие понятия, как кассовый метод или метод начисления, поскольку в ней предусматривается особый порядок учета доходов и расходов в целях исчисления НДФЛ.
Тематический выпуск: Налог на имущество, земельный и транспортный налог: Актуальные вопросы из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 10)Налоговая экономия заключалась в том, что при перечислении процентов по займам налогоплательщик учитывал их в расходах по методу начисления и уменьшал налог на прибыль к уплате по ставке 20%, тогда как при исчислении НДФЛ с выплаченной учредителю суммы уплачивалось в бюджет 13%. Путем перечисления процентов по договорам и займам в адрес учредителя выводилась выручка, получаемая налогоплательщиком по договорам аренды (Постановление АС ПО от 22.08.2025 N Ф06-5424/2025 по делу N А12-18668/2024).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 10)Налоговая экономия заключалась в том, что при перечислении процентов по займам налогоплательщик учитывал их в расходах по методу начисления и уменьшал налог на прибыль к уплате по ставке 20%, тогда как при исчислении НДФЛ с выплаченной учредителю суммы уплачивалось в бюджет 13%. Путем перечисления процентов по договорам и займам в адрес учредителя выводилась выручка, получаемая налогоплательщиком по договорам аренды (Постановление АС ПО от 22.08.2025 N Ф06-5424/2025 по делу N А12-18668/2024).
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации исправление счетной ошибки, допущенной при расчете заработной платы прошлого года, если ошибка выявлена в текущем отчетном году? Излишне выплаченная работнику сумма удерживается из его заработной платы за текущий месяц...
(Консультация эксперта, 2026)Начисленная за декабрь работнику основного производства заработная плата была перечислена на его счет в банке в последний рабочий день месяца. Счетная ошибка в расчете заработной платы выявлена в январе, излишне начисленная работнику сумма составила 2 000 руб. В связи с выявленной ошибкой работник представил заявление о своем согласии на удержание излишне выплаченной заработной платы. Приказ об удержании издан руководителем организации в день выявления ошибки. Выявленная ошибка признана организацией несущественной. Удержание произведено за счет заработной платы за январь, которая составила 30 000 руб. Организация применяет метод начисления в налоговом учете. На дату выявления ошибки отчетность по страховым взносам, НДФЛ и налогу на прибыль не представлена, организация не уплачивала налог на прибыль за год, страховые взносы за декабрь, годовая бухгалтерская отчетность не подписана и не утверждена.
(Консультация эксперта, 2026)Начисленная за декабрь работнику основного производства заработная плата была перечислена на его счет в банке в последний рабочий день месяца. Счетная ошибка в расчете заработной платы выявлена в январе, излишне начисленная работнику сумма составила 2 000 руб. В связи с выявленной ошибкой работник представил заявление о своем согласии на удержание излишне выплаченной заработной платы. Приказ об удержании издан руководителем организации в день выявления ошибки. Выявленная ошибка признана организацией несущественной. Удержание произведено за счет заработной платы за январь, которая составила 30 000 руб. Организация применяет метод начисления в налоговом учете. На дату выявления ошибки отчетность по страховым взносам, НДФЛ и налогу на прибыль не представлена, организация не уплачивала налог на прибыль за год, страховые взносы за декабрь, годовая бухгалтерская отчетность не подписана и не утверждена.
Корреспонденция счетов: Как рассчитать и отразить в учете НДФЛ с вознаграждения по договору подряда, который заключен с физлицом (не ИП)?..
(Консультация эксперта, 2026)Для целей НДФЛ подрядчик является резидентом РФ. Иного дохода физлицо от организации-заказчика не получало.
(Консультация эксперта, 2026)Для целей НДФЛ подрядчик является резидентом РФ. Иного дохода физлицо от организации-заказчика не получало.
Корреспонденция счетов: Как учитывается заказчиком аванс по договору подряда, заключенному с физическим лицом - налоговым резидентом РФ, не являющимся индивидуальным предпринимателем? В каком порядке начисляются НДФЛ и страховые взносы?..
(Консультация эксперта, 2026)Согласно договору стоимость работ по косметическому ремонту арендуемого организацией помещения, которое используется в производственной деятельности, составляет 70 000 руб., аванс в размере 30% выплачивается подрядчику до начала работ, оставшаяся сумма - в следующем месяце после их завершения и подписания акта приемки-сдачи выполненных работ. Выплата аванса и окончательный расчет приходятся на один календарный год. Расчеты с подрядчиком производятся наличными денежными средствами из кассы организации. После выполнения работ подрядчик представил заявление о предоставлении ему профессионального налогового вычета по НДФЛ и документы, подтверждающие фактически понесенные им расходы (включая расходы на проезд к месту выполнения работ и обратно) в сумме 5 000 руб.
(Консультация эксперта, 2026)Согласно договору стоимость работ по косметическому ремонту арендуемого организацией помещения, которое используется в производственной деятельности, составляет 70 000 руб., аванс в размере 30% выплачивается подрядчику до начала работ, оставшаяся сумма - в следующем месяце после их завершения и подписания акта приемки-сдачи выполненных работ. Выплата аванса и окончательный расчет приходятся на один календарный год. Расчеты с подрядчиком производятся наличными денежными средствами из кассы организации. После выполнения работ подрядчик представил заявление о предоставлении ему профессионального налогового вычета по НДФЛ и документы, подтверждающие фактически понесенные им расходы (включая расходы на проезд к месту выполнения работ и обратно) в сумме 5 000 руб.
Статья: Налогообложение трансграничных доходов от работы по найму: проблемы обложения работников, командированных в постоянное представительство
(Савицкий А.И.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)Примечательно, что даже в Индии, которая крайне ревностно защищает свои права налогообложения как государство-источник, правоприменительная практика в аналогичных ситуациях - на стороне налогоплательщика. Так, из обстоятельств дела No. 1299 of 2012, рассмотренного Органом по предварительным решениям (Authority for Advance Rulings, New Delhi, далее - AAR) 29 января 2018 г. <14>, следовало, что индийская дочерняя компания направила своего сотрудника в командировку в материнскую компанию в США на два года, при этом заработную плату выплачивали обе компании. Поскольку работник утратил статус налогового резидента Индии, его работодатель - индийская компания - обратился в специализированный орган за предварительным решением по ситуации: нужно ли ему удерживать подоходный налог с учетом того, что работа полностью выполняется в США? Несмотря на то что в силу ст. 5 и ст. 15 Закона о подоходном налоге Индии 1961 г. заработная плата облагается, если "причитается" (due from employer) или выплачена работодателем, AAR сослался на практику Верховного суда и заключил, что, поскольку зарплата облагается по методу начисления (accrual basis), источник дохода определяется по тому месту, где работа (услуга) выполняется, более того, по ст. 16 налогового соглашения между Индией и США доходы от работы по найму, полученные резидентом США, облагаются только в США, если работа не осуществляется в Индии (правило соответствует п. 1 ст. 15 Модели ОЭСР).
(Савицкий А.И.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)Примечательно, что даже в Индии, которая крайне ревностно защищает свои права налогообложения как государство-источник, правоприменительная практика в аналогичных ситуациях - на стороне налогоплательщика. Так, из обстоятельств дела No. 1299 of 2012, рассмотренного Органом по предварительным решениям (Authority for Advance Rulings, New Delhi, далее - AAR) 29 января 2018 г. <14>, следовало, что индийская дочерняя компания направила своего сотрудника в командировку в материнскую компанию в США на два года, при этом заработную плату выплачивали обе компании. Поскольку работник утратил статус налогового резидента Индии, его работодатель - индийская компания - обратился в специализированный орган за предварительным решением по ситуации: нужно ли ему удерживать подоходный налог с учетом того, что работа полностью выполняется в США? Несмотря на то что в силу ст. 5 и ст. 15 Закона о подоходном налоге Индии 1961 г. заработная плата облагается, если "причитается" (due from employer) или выплачена работодателем, AAR сослался на практику Верховного суда и заключил, что, поскольку зарплата облагается по методу начисления (accrual basis), источник дохода определяется по тому месту, где работа (услуга) выполняется, более того, по ст. 16 налогового соглашения между Индией и США доходы от работы по найму, полученные резидентом США, облагаются только в США, если работа не осуществляется в Индии (правило соответствует п. 1 ст. 15 Модели ОЭСР).
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете начисление и выплату заработной платы (на примере одного месяца) работнику - инвалиду II группы, которому установлена 35-часовая рабочая неделя?..
(Консультация эксперта, 2026)В данной консультации исходим из предположения, что все условия для предоставления работнику стандартного налогового вычета по НДФЛ выполняются.
(Консультация эксперта, 2026)В данной консультации исходим из предположения, что все условия для предоставления работнику стандартного налогового вычета по НДФЛ выполняются.