Назначение административного наказания в виде предупреждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Назначение административного наказания в виде предупреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Смывающие средства (в т.ч. мыло), их выдача работнику
(КонсультантПлюс, 2025)"...Постановлением... Государственной инспекции труда... ООО... признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде предупреждения.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Постановлением... Государственной инспекции труда... ООО... признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде предупреждения.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12.9 "Превышение установленной скорости движения" КоАП РФ"Довод жалобы о неприменении положений ч. 3.5 ст. 4.1 КоАП РФ и возможности назначения наказания в виде предупреждения, отклоняется, поскольку положения ч. 3.5 ст. 4.1 КоАП РФ о назначении административного наказания в виде предупреждения подлежат применению лишь в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Вместе с тем, санкция части 2 статьи 12.9 КоАП РФ предусматривает исключительно административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма прописью, назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Что грозит за несоблюдение требования дорожного знака "Въезд запрещен"?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При назначении административного наказания в виде предупреждения или штрафа выносится постановление по делу об административном правонарушении. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено (ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При назначении административного наказания в виде предупреждения или штрафа выносится постановление по делу об административном правонарушении. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено (ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ).
Статья: Образовательные организации как операторы обработки персональных данных: проблемы защиты конституционного права на частную жизнь
(Пибаева Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Полагаем, что целесообразно будет вернуть в ст. 13.11 КоАП РФ <19> такой вид административного наказания, как предупреждение (существовал до 27 марта 2021 г.), а существующие размеры штрафов по данной статье сохранить в действующей редакции. Компенсацию оператором предполагаемого вреда, причиненного субъектам персональных данных, стоит характеризовать как смягчающее административную ответственность обстоятельство, и учитывать как условие назначения административного наказания в виде предупреждения.
(Пибаева Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Полагаем, что целесообразно будет вернуть в ст. 13.11 КоАП РФ <19> такой вид административного наказания, как предупреждение (существовал до 27 марта 2021 г.), а существующие размеры штрафов по данной статье сохранить в действующей редакции. Компенсацию оператором предполагаемого вреда, причиненного субъектам персональных данных, стоит характеризовать как смягчающее административную ответственность обстоятельство, и учитывать как условие назначения административного наказания в виде предупреждения.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 32.1. Исполнение постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения
(ред. от 04.11.2025)Статья 32.1. Исполнение постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением указанных в норме случаев.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением указанных в норме случаев.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (февраль 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По итогам рассмотрения дела должностное лицо ФАС России приняло решение о назначении административного наказания в виде предупреждения.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По итогам рассмотрения дела должностное лицо ФАС России приняло решение о назначении административного наказания в виде предупреждения.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Несколько своеобразно, но в том же плане решает вопрос о соотношении судебного и внесудебного порядка рассмотрения административно-деликтных дел Ю.П. Соловей. Он считает, что осуществление органами исполнительной власти административно-юрисдикционной деятельности в судебной процедуре, предусмотренной КоАП РФ, снижает их авторитет и препятствует реализации функции поддержания публичного порядка, в связи с чем этим органам необходимо передать полномочия по назначению административных наказаний в виде предупреждения и административного штрафа в минимальном размере, установленном в санкции соответствующей статьи, на месте совершения правонарушения в упрощенном порядке, с предоставлением лицу, привлекаемому к административной ответственности, права обжаловать вынесенное в отношении его постановление в суде <1>. Рассуждая таким образом, другой авторитетный ученый - С.А. Старостин подчеркивает, что в подобных условиях административно-юрисдикционная деятельность органов исполнительной власти приобретет административно-надзорный характер и утратит не свойственные ей функции судей (квазиправосудие) <2>.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Несколько своеобразно, но в том же плане решает вопрос о соотношении судебного и внесудебного порядка рассмотрения административно-деликтных дел Ю.П. Соловей. Он считает, что осуществление органами исполнительной власти административно-юрисдикционной деятельности в судебной процедуре, предусмотренной КоАП РФ, снижает их авторитет и препятствует реализации функции поддержания публичного порядка, в связи с чем этим органам необходимо передать полномочия по назначению административных наказаний в виде предупреждения и административного штрафа в минимальном размере, установленном в санкции соответствующей статьи, на месте совершения правонарушения в упрощенном порядке, с предоставлением лицу, привлекаемому к административной ответственности, права обжаловать вынесенное в отношении его постановление в суде <1>. Рассуждая таким образом, другой авторитетный ученый - С.А. Старостин подчеркивает, что в подобных условиях административно-юрисдикционная деятельность органов исполнительной власти приобретет административно-надзорный характер и утратит не свойственные ей функции судей (квазиправосудие) <2>.
Статья: Штрафы, налагаемые на работодателя за нарушения норм охраны труда, выплаты з/п и т.д. Обзор практики
(Мариновская В.)
("Трудовое право", 2023, NN 4, 5)Генеральный директор ООО "С" просил об отмене решения районного суда и изменении постановления должностного лица в части административного наказания - замене административного штрафа на предупреждение. В обоснование жалобы указал на то, что ООО "С" является малым предприятием и внесено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, выявленное нарушение трудового законодательства не повлекло причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда, должностным лицом при рассмотрении дела не учтены смягчающие обстоятельства, а именно: совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ впервые; раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; судом не дана оценка нарушению Государственной инспекцией труда в адрес процедуры привлечения лица к административной ответственности в связи с невынесением определения об отказе в удовлетворении ходатайства защитника о назначении административного наказания в виде предупреждения.
(Мариновская В.)
("Трудовое право", 2023, NN 4, 5)Генеральный директор ООО "С" просил об отмене решения районного суда и изменении постановления должностного лица в части административного наказания - замене административного штрафа на предупреждение. В обоснование жалобы указал на то, что ООО "С" является малым предприятием и внесено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, выявленное нарушение трудового законодательства не повлекло причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда, должностным лицом при рассмотрении дела не учтены смягчающие обстоятельства, а именно: совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ впервые; раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; судом не дана оценка нарушению Государственной инспекцией труда в адрес процедуры привлечения лица к административной ответственности в связи с невынесением определения об отказе в удовлетворении ходатайства защитника о назначении административного наказания в виде предупреждения.
Статья: Виды производства по делам об административных правонарушениях
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)Упрощенное производство характеризуется минимумом процессуальных действий и требований, а также наибольшей оперативностью. При этом способе производства не составляется протокол, а соответствующее решение принимается компетентным должностным лицом на месте совершения правонарушения. Такая процедура является исключением из общих правил и предназначается для наиболее простых, очевидных дел. Единственным документом, который при этом составляется, является постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа. Упрощенное производство возможно лишь при условии признания лицом, привлекаемым к административной ответственности, своей вины.
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)Упрощенное производство характеризуется минимумом процессуальных действий и требований, а также наибольшей оперативностью. При этом способе производства не составляется протокол, а соответствующее решение принимается компетентным должностным лицом на месте совершения правонарушения. Такая процедура является исключением из общих правил и предназначается для наиболее простых, очевидных дел. Единственным документом, который при этом составляется, является постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа. Упрощенное производство возможно лишь при условии признания лицом, привлекаемым к административной ответственности, своей вины.
Статья: Защита прокурором прав предпринимателей в сфере административной юрисдикции
(Бут Н.Д., Егупов Д.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 6)Аналогичные изменения целесообразно внести и в ст. 4.1.1 КоАП РФ, которая предписывает наказание в виде административного штрафа заменять на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей разд. II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 Кодекса, и за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 данной статьи).
(Бут Н.Д., Егупов Д.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 6)Аналогичные изменения целесообразно внести и в ст. 4.1.1 КоАП РФ, которая предписывает наказание в виде административного штрафа заменять на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей разд. II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 Кодекса, и за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 данной статьи).
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Рассматривая дело, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции указал следующее <1>. Из материалов дела следует и установлено судами, что проведенной Государственной инспекцией труда в Новосибирской области внеплановой документарной проверкой в отношении ОАО "Хлебпром" установлено, что в нарушение ст. 148 ТК РФ и п. 1 Постановления Администрации Новосибирской области от 20 ноября 1995 г. N 474 работнику ФИО установлен районный коэффициент в размере 20% (трудовой договор N <...> от <...>), что подтверждается постановлением N <...> от <...> о назначении административного наказания ОАО "Хлебпром" в виде предупреждения.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Рассматривая дело, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции указал следующее <1>. Из материалов дела следует и установлено судами, что проведенной Государственной инспекцией труда в Новосибирской области внеплановой документарной проверкой в отношении ОАО "Хлебпром" установлено, что в нарушение ст. 148 ТК РФ и п. 1 Постановления Администрации Новосибирской области от 20 ноября 1995 г. N 474 работнику ФИО установлен районный коэффициент в размере 20% (трудовой договор N <...> от <...>), что подтверждается постановлением N <...> от <...> о назначении административного наказания ОАО "Хлебпром" в виде предупреждения.
Статья: Об административной ответственности за нарушение сроков оплаты по договору, заключенному по результатам закупки с субъектом МСП
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 12)На основании ч. 3 ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческой организации, а также являющимся субъектом МСП лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение.
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 12)На основании ч. 3 ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческой организации, а также являющимся субъектом МСП лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение.
Статья: Административные деликты, отнесенные к компетенции судов
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Однако проведенный анализ составов административных правонарушений, отнесенный к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов, позволяет вести речь об отсутствии системного подхода со стороны законодателя по данному вопросу. Например, за совершение административного правонарушения (ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ) впервые назначение административного наказания в виде предупреждения отнесено к компетенции суда общей юрисдикции, а за повторное с более строгой санкцией (ч. 3 ст. 13.19.2 КоАП РФ) - к компетенции органа публичной администрации. За совершение повторных или грубых административных правонарушений административные наказания в виде административного штрафа могут быть назначены судом наряду с органами публичной администрации. Составы административных правонарушений, содержащие квалифицирующие признаки, исключающие квалификацию деяния в качестве преступления, также отнесены к компетенции судов и органов публичной администрации.
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Однако проведенный анализ составов административных правонарушений, отнесенный к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов, позволяет вести речь об отсутствии системного подхода со стороны законодателя по данному вопросу. Например, за совершение административного правонарушения (ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ) впервые назначение административного наказания в виде предупреждения отнесено к компетенции суда общей юрисдикции, а за повторное с более строгой санкцией (ч. 3 ст. 13.19.2 КоАП РФ) - к компетенции органа публичной администрации. За совершение повторных или грубых административных правонарушений административные наказания в виде административного штрафа могут быть назначены судом наряду с органами публичной администрации. Составы административных правонарушений, содержащие квалифицирующие признаки, исключающие квалификацию деяния в качестве преступления, также отнесены к компетенции судов и органов публичной администрации.
Статья: Участие прокуроров в административно-деликтных спорах, рассматриваемых арбитражными судами: о сформировавшейся после марта 2022 г. практике
(Назрицкая Т.С.)
("Юрист", 2024, N 11)Однако следует отметить, что судом, на взгляд автора, с учетом смысла положений действующего Постановления N 336, а также в целях охраны экономических интересов государства и предпринимателей, по результатам рассмотрения заявления, несмотря на то что минимальный размер штрафа по вмененной Предприятию статье для юридических лиц установлен в размере 100 тыс. руб., Предприятию назначено административное наказание в виде предупреждения. При этом судом учитывалось мнение прокурора, который решение вопроса о назначении административного наказания в виде предупреждения оставил на усмотрение суда <6>.
(Назрицкая Т.С.)
("Юрист", 2024, N 11)Однако следует отметить, что судом, на взгляд автора, с учетом смысла положений действующего Постановления N 336, а также в целях охраны экономических интересов государства и предпринимателей, по результатам рассмотрения заявления, несмотря на то что минимальный размер штрафа по вмененной Предприятию статье для юридических лиц установлен в размере 100 тыс. руб., Предприятию назначено административное наказание в виде предупреждения. При этом судом учитывалось мнение прокурора, который решение вопроса о назначении административного наказания в виде предупреждения оставил на усмотрение суда <6>.
Статья: Упрощенный порядок производства по делам об административных правонарушениях при применении ч. 2 ст. 28.6 КоАП РФ и анализ судебной практики, складывающейся по результатам пересмотра постановлений о назначении административных наказаний
(Ландерсон (Тиунова) Н.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)При назначении административного наказания в виде предупреждения либо административного штрафа на месте совершения проступка при непосредственном обнаружении и пресечении его уполномоченным должностным лицом применяются правила гл. 4 и ст. 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <2> (далее - КоАП РФ), содержание которых претерпело существенные процессуальные изменения.
(Ландерсон (Тиунова) Н.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)При назначении административного наказания в виде предупреждения либо административного штрафа на месте совершения проступка при непосредственном обнаружении и пресечении его уполномоченным должностным лицом применяются правила гл. 4 и ст. 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <2> (далее - КоАП РФ), содержание которых претерпело существенные процессуальные изменения.