Нарушения финансово-хозяйственной деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушения финансово-хозяйственной деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как досрочно прекратить трудовой договор с руководителем (генеральным директором) по инициативе учредителей
(КонсультантПлюс, 2025)нарушение порядка составления документов о финансово-хозяйственной деятельности организации, порядка учета основных средств, увеличение кредиторской задолженности, заключение предварительных договоров с третьими лицами, не одобренных в рамках устава организации, нарушение сроков возврата взятых генеральным директором под отчет денежных средств, невыполнение показателей по выручке, наличие расходов, связанных с неэффективным руководством (штрафы, недостачи) (см., например, Апелляционное определение Московского городского суда от 16.11.2018 по делу N 33-50192/2018);
(КонсультантПлюс, 2025)нарушение порядка составления документов о финансово-хозяйственной деятельности организации, порядка учета основных средств, увеличение кредиторской задолженности, заключение предварительных договоров с третьими лицами, не одобренных в рамках устава организации, нарушение сроков возврата взятых генеральным директором под отчет денежных средств, невыполнение показателей по выручке, наличие расходов, связанных с неэффективным руководством (штрафы, недостачи) (см., например, Апелляционное определение Московского городского суда от 16.11.2018 по делу N 33-50192/2018);
Статья: Ответственность за нарушения в сфере государственного оборонного заказа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности либо нарушение правил ведения такого учета (ч. 11);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности либо нарушение правил ведения такого учета (ч. 11);
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)11. Неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности либо нарушение правил ведения такого учета -
(ред. от 04.11.2025)11. Неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности либо нарушение правил ведения такого учета -
Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О сельскохозяйственной кооперации"1. Ревизионный союз осуществляет ревизию деятельности кооператива, союза кооперативов на предмет оценки достоверности их бухгалтерской (финансовой) отчетности, соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации, соблюдения ими законодательства Российской Федерации и положений устава кооператива, устава союза кооперативов, соблюдения принципов создания и деятельности кооперативов, на предмет выявления нарушений, ведущих к ухудшению результатов финансово-хозяйственной деятельности или несостоятельности (банкротству) кооператива, союза кооперативов, фактов ущемления интересов членов кооператива, союза кооперативов, а также выдает предписания об устранении выявленных нарушений и недостатков и осуществляет контроль за их исполнением.
(ред. от 31.07.2025)
"О сельскохозяйственной кооперации"1. Ревизионный союз осуществляет ревизию деятельности кооператива, союза кооперативов на предмет оценки достоверности их бухгалтерской (финансовой) отчетности, соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации, соблюдения ими законодательства Российской Федерации и положений устава кооператива, устава союза кооперативов, соблюдения принципов создания и деятельности кооперативов, на предмет выявления нарушений, ведущих к ухудшению результатов финансово-хозяйственной деятельности или несостоятельности (банкротству) кооператива, союза кооперативов, фактов ущемления интересов членов кооператива, союза кооперативов, а также выдает предписания об устранении выявленных нарушений и недостатков и осуществляет контроль за их исполнением.
Статья: Гражданско-правовой институт "неосновательное обогащение" и специфика его применения в отношении военнослужащих
(Корякин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 7)Как следует из п. 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010, а также из утвержденного данным Приказом Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, дополнительное материальное стимулирование производится периодически (ежеквартально, соответственно при наличии в соответствующем периоде разницы между предусмотренными и выплаченными исходя из фактической численности средствами) и, будучи обусловленным эффективностью исполнения военнослужащим своих обязанностей, не предоставляется, в частности, тем из них, кто имеет дисциплинарные взыскания за совершенные грубые дисциплинарные проступки в период, за который производится дополнительная выплата, либо неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке, а также допустил нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности (п. 11).
(Корякин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 7)Как следует из п. 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010, а также из утвержденного данным Приказом Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, дополнительное материальное стимулирование производится периодически (ежеквартально, соответственно при наличии в соответствующем периоде разницы между предусмотренными и выплаченными исходя из фактической численности средствами) и, будучи обусловленным эффективностью исполнения военнослужащим своих обязанностей, не предоставляется, в частности, тем из них, кто имеет дисциплинарные взыскания за совершенные грубые дисциплинарные проступки в период, за который производится дополнительная выплата, либо неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке, а также допустил нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности (п. 11).
Статья: Методика инвестиционного комплаенса электросетевых компаний
(Якимова В.А., Бегун А.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 1)Инвестиционный комплаенс представляет собой особый вид комплаенс-контроля, в процессе которого проводятся проверочные мероприятия, направленные на "снижение комплаенс-рисков, обусловленных несоблюдением законодательства, регламентирующего финансово-хозяйственную деятельность организаций" [11]. Схожими категориями по отношению к понятию "инвестиционный комплаенс" являются такие понятия, как "аудит инвестиционной деятельности", "аудит инвестиционных проектов", "инвестиционный аудит", "ревизия инвестиционной деятельности". По мнению А.Ф. Дятловой, А.В. Кузьмичева [2], инвестиционный аудит - это "исследование с помощью проведения технико-экономических расчетов для выявления приоритетных направлений вложения капитала на основе сравнения доходности и уровня инвестиционного риска". В ходе проверочных процедур проводится оценка внутренних и внешних условий формирования инвестиционной политики при выборе эффективных способов реализации инвестиционной стратегии, созданного инвестиционного потенциала для нейтрализации негативных финансовых последствий и избежания нецелесообразных капитальных вложений. Т.М. Тарасова [6] сводит роль проверки инвестиций к предупреждению и профилактике финансовых нарушений, отмечает, что в процессе управленческого аудита инвестиционной деятельности подтверждается правильность, полнота и обоснованность формирования стоимости вновь построенных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств, отражение их в учете и обоснование увеличения первоначальной стоимости, а также правомерность и эффективность использования денежных средств, соответствие требованиям законодательства. Л.В. Салова [3] акцентирует внимание на достоверности и обоснованности расходов, управлении инвестиционными рисками, использовании результатов для разработки мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности.
(Якимова В.А., Бегун А.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 1)Инвестиционный комплаенс представляет собой особый вид комплаенс-контроля, в процессе которого проводятся проверочные мероприятия, направленные на "снижение комплаенс-рисков, обусловленных несоблюдением законодательства, регламентирующего финансово-хозяйственную деятельность организаций" [11]. Схожими категориями по отношению к понятию "инвестиционный комплаенс" являются такие понятия, как "аудит инвестиционной деятельности", "аудит инвестиционных проектов", "инвестиционный аудит", "ревизия инвестиционной деятельности". По мнению А.Ф. Дятловой, А.В. Кузьмичева [2], инвестиционный аудит - это "исследование с помощью проведения технико-экономических расчетов для выявления приоритетных направлений вложения капитала на основе сравнения доходности и уровня инвестиционного риска". В ходе проверочных процедур проводится оценка внутренних и внешних условий формирования инвестиционной политики при выборе эффективных способов реализации инвестиционной стратегии, созданного инвестиционного потенциала для нейтрализации негативных финансовых последствий и избежания нецелесообразных капитальных вложений. Т.М. Тарасова [6] сводит роль проверки инвестиций к предупреждению и профилактике финансовых нарушений, отмечает, что в процессе управленческого аудита инвестиционной деятельности подтверждается правильность, полнота и обоснованность формирования стоимости вновь построенных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств, отражение их в учете и обоснование увеличения первоначальной стоимости, а также правомерность и эффективность использования денежных средств, соответствие требованиям законодательства. Л.В. Салова [3] акцентирует внимание на достоверности и обоснованности расходов, управлении инвестиционными рисками, использовании результатов для разработки мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности.
Статья: Корысть - обязательный признак хищения
(Кулиев А.И.)
("Уголовное право", 2024, N 6)Суды посчитали, что осужденная как глава сельсовета достоверно знала правила использования бюджетных денежных средств, предназначенных для нужд сельсовета, а также порядок возмещения личных денежных средств, потраченных на осуществление его деятельности. Вместе с тем она присвоила вверенные ей бюджетные денежные средства путем совершения служебного подлога, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов организации. Несмотря на доводы осужденной, ее действия, по мнению суда, были обусловлены корыстными побуждениями и не могли быть расценены как нарушения производственной и финансово-хозяйственной деятельности. Что касается установленных судом обстоятельств, свидетельствующих о передаче отдельным гражданам наличных денежных сумм за проделанную работу для нужд поселка, то это не свидетельствует об отсутствии у нее корыстного умысла.
(Кулиев А.И.)
("Уголовное право", 2024, N 6)Суды посчитали, что осужденная как глава сельсовета достоверно знала правила использования бюджетных денежных средств, предназначенных для нужд сельсовета, а также порядок возмещения личных денежных средств, потраченных на осуществление его деятельности. Вместе с тем она присвоила вверенные ей бюджетные денежные средства путем совершения служебного подлога, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов организации. Несмотря на доводы осужденной, ее действия, по мнению суда, были обусловлены корыстными побуждениями и не могли быть расценены как нарушения производственной и финансово-хозяйственной деятельности. Что касается установленных судом обстоятельств, свидетельствующих о передаче отдельным гражданам наличных денежных сумм за проделанную работу для нужд поселка, то это не свидетельствует об отсутствии у нее корыстного умысла.
"Контроль за деятельностью акционерного общества: правовое регулирование: монография"
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)Результатом осуществления контрольных полномочий является составление заключения ревизионной комиссии (далее - заключение). Заключение подтверждает или не подтверждает достоверность данных, содержащихся в отчетности общества, а также указывает на факты наличия или отсутствия нарушений в его финансово-хозяйственной деятельности. Совет директоров (наблюдательный совет) или общее собрание акционеров утверждает годовой отчет, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность общества, если уставом общества это отнесено к его компетенции (подпункт 13.1 пункта 1 статьи 65 Закона об акционерных обществах). Если наличие ревизионной комиссии является в обществе обязательным, то годовой отчет и бухгалтерский баланс совет директоров (наблюдательный совет) или общее собрание акционеров утвердить не могут <318>.
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)Результатом осуществления контрольных полномочий является составление заключения ревизионной комиссии (далее - заключение). Заключение подтверждает или не подтверждает достоверность данных, содержащихся в отчетности общества, а также указывает на факты наличия или отсутствия нарушений в его финансово-хозяйственной деятельности. Совет директоров (наблюдательный совет) или общее собрание акционеров утверждает годовой отчет, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность общества, если уставом общества это отнесено к его компетенции (подпункт 13.1 пункта 1 статьи 65 Закона об акционерных обществах). Если наличие ревизионной комиссии является в обществе обязательным, то годовой отчет и бухгалтерский баланс совет директоров (наблюдательный совет) или общее собрание акционеров утвердить не могут <318>.
Статья: О судебной практике разрешения военными судами дел, связанных с обеспечением военнослужащих денежным довольствием
(Харитонов С.С., Малаханов А.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 10)Пунктом 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 по результатам военной службы предусмотрена возможность обеспечения военнослужащих дополнительным материальным стимулированием за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Названный Приказ издан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" от 26 декабря 2006 г. N 1459, которым Министру обороны Российской Федерации предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, и средствами федерального бюджета, предназначенными для содержания фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года, и материального стимулирования военнослужащих в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п. 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 и п. 11 Порядка, утвержденного данным Приказом, дополнительное материальное стимулирование производится периодически (ежеквартально, соответственно при наличии в определенном периоде разницы между предусмотренными и выплаченными исходя из фактической численности средствами) и, будучи обусловленным эффективностью исполнения военнослужащим своих обязанностей, не предоставляется, в частности, тем из них, кто имеет дисциплинарные взыскания за совершенные грубые дисциплинарные проступки в период, за который производится дополнительная выплата, либо неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке, а также допустил нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности. Таким образом, дополнительное материальное стимулирование является периодической выплатой, предоставляемой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, и непосредственно обусловленной надлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей.
(Харитонов С.С., Малаханов А.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 10)Пунктом 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 по результатам военной службы предусмотрена возможность обеспечения военнослужащих дополнительным материальным стимулированием за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Названный Приказ издан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" от 26 декабря 2006 г. N 1459, которым Министру обороны Российской Федерации предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, и средствами федерального бюджета, предназначенными для содержания фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года, и материального стимулирования военнослужащих в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п. 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 и п. 11 Порядка, утвержденного данным Приказом, дополнительное материальное стимулирование производится периодически (ежеквартально, соответственно при наличии в определенном периоде разницы между предусмотренными и выплаченными исходя из фактической численности средствами) и, будучи обусловленным эффективностью исполнения военнослужащим своих обязанностей, не предоставляется, в частности, тем из них, кто имеет дисциплинарные взыскания за совершенные грубые дисциплинарные проступки в период, за который производится дополнительная выплата, либо неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке, а также допустил нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности. Таким образом, дополнительное материальное стимулирование является периодической выплатой, предоставляемой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, и непосредственно обусловленной надлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)Как указал суд, признавая позицию ИФНС необоснованной, непринятие судом обеспечительных мер может повлечь негативные финансовые последствия для налогоплательщика в виде бесспорного единовременного списания доначисленных налоговым органом сумм. Это приведет к нарушению нормальной финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, может повлечь неисполнение им текущих налоговых обязанностей и обязательств перед третьими лицами. Доводы ИФНС являются преждевременными и не подтвержденными документально.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)Как указал суд, признавая позицию ИФНС необоснованной, непринятие судом обеспечительных мер может повлечь негативные финансовые последствия для налогоплательщика в виде бесспорного единовременного списания доначисленных налоговым органом сумм. Это приведет к нарушению нормальной финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, может повлечь неисполнение им текущих налоговых обязанностей и обязательств перед третьими лицами. Доводы ИФНС являются преждевременными и не подтвержденными документально.