Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 5.59 КоАП РФВ каких случаях на практике привлекут к ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (ст. 5.59 КоАП РФ)?
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 16 "Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений" Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"Таким образом, при установлении факта нарушения порядка рассмотрения обращения гражданина в силу части 1 статьи 16 Федерального закона N 59-ФЗ у гражданина возникает право на компенсацию морального вреда, причиненного указанным нарушением."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Весьма интересным представляется Постановление Пленума Верховного Суда СССР "О применении судами законодательства об ответственности должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан и преследование за критику" <41>, где не только обращалось внимание на необходимость повышения роли судов в вопросах нарушений порядка рассмотрения обращений граждан, но и рекомендовалось судам придавать широкой огласке судебные процессы по вопросам преследования граждан за критику, а виновных в ущемлении прав граждан в связи с критикой привлекать к уголовной ответственности.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Весьма интересным представляется Постановление Пленума Верховного Суда СССР "О применении судами законодательства об ответственности должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан и преследование за критику" <41>, где не только обращалось внимание на необходимость повышения роли судов в вопросах нарушений порядка рассмотрения обращений граждан, но и рекомендовалось судам придавать широкой огласке судебные процессы по вопросам преследования граждан за критику, а виновных в ущемлении прав граждан в связи с критикой привлекать к уголовной ответственности.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан
"Методические рекомендации о порядке проведения надзорных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства"Необходимо иметь в виду, что прокурор наделен исключительными полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан и порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (статьи 5.59 и 13.19.1 КоАП РФ).
Статья: Причины роста необоснованных обращений в подразделения собственной безопасности государственных органов
(Жуков Н.О.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 2)В статье представлен краткий обзор причин роста обращений, поступающих в органы власти. Отмечается сложившаяся в российском обществе тенденция к противодействию законной деятельности органов власти. Обозначены рекомендации по сокращению роста поступающих в подразделения собственной безопасности государственных органов и органов местного самоуправления обращений и усовершенствованию организации работы с обращениями иных подразделений государственных органов. Автор описывает способы уклонения должностными лицами органов власти от ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан). Указывается на схожесть отдельных полномочий, возложенных на отделы по работе с обращениями и отделы собственной безопасности, и на передачу последним несвойственных им функций.
(Жуков Н.О.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 2)В статье представлен краткий обзор причин роста обращений, поступающих в органы власти. Отмечается сложившаяся в российском обществе тенденция к противодействию законной деятельности органов власти. Обозначены рекомендации по сокращению роста поступающих в подразделения собственной безопасности государственных органов и органов местного самоуправления обращений и усовершенствованию организации работы с обращениями иных подразделений государственных органов. Автор описывает способы уклонения должностными лицами органов власти от ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан). Указывается на схожесть отдельных полномочий, возложенных на отделы по работе с обращениями и отделы собственной безопасности, и на передачу последним несвойственных им функций.
Статья: Пределы применения Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(Степкин С.П.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Статья 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, установленного Федеральным законом N 59-ФЗ. При этом Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, выпуская 7 февраля 2013 г. заключение на законопроект N 191991-6 "О внесении изменений в статью 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 1 и 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", указал, что поддерживает его, однако считает, что в ходе дальнейшей работы над его текстом целесообразно рассмотреть вопрос о возможности уточнения состава предлагаемого административного правонарушения <2>. К сожалению, текст ст. 5.59 КоАП РФ в текущей редакции не учитывает справедливые замечания профильного Комитета Государственной Думы.
(Степкин С.П.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Статья 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, установленного Федеральным законом N 59-ФЗ. При этом Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, выпуская 7 февраля 2013 г. заключение на законопроект N 191991-6 "О внесении изменений в статью 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 1 и 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", указал, что поддерживает его, однако считает, что в ходе дальнейшей работы над его текстом целесообразно рассмотреть вопрос о возможности уточнения состава предлагаемого административного правонарушения <2>. К сожалению, текст ст. 5.59 КоАП РФ в текущей редакции не учитывает справедливые замечания профильного Комитета Государственной Думы.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Указание на ответственность в соответствии с законодательством РФ означает, что она определяется в зависимости от нарушения и наступивших последствий. Поэтому это может быть дисциплинарная ответственность должностного лица, допустившего неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей (ст. 192 ТК), административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (ст. 5.59 КоАП).
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Указание на ответственность в соответствии с законодательством РФ означает, что она определяется в зависимости от нарушения и наступивших последствий. Поэтому это может быть дисциплинарная ответственность должностного лица, допустившего неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей (ст. 192 ТК), административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (ст. 5.59 КоАП).
Статья: Коллективное обращение граждан
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)За нарушение порядка рассмотрения обращений граждан предусмотрена ответственность по ст. 5.59 КоАП РФ.
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)За нарушение порядка рассмотрения обращений граждан предусмотрена ответственность по ст. 5.59 КоАП РФ.
Статья: Особенности работы с обращениями граждан на муниципальном уровне
(Степкин С.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)Вместе с тем именно в органах местного самоуправления часто случаются нарушения порядка рассмотрения обращений граждан, предусмотренного Законом N 59-ФЗ, прежде всего по срокам рассмотрения, объективности и всесторонности рассмотрения, перенаправления по компетенции, непредставлению ответа на обращение. Именно последнее порождает наибольшее количество судебных споров <14>. И несмотря на убеждение граждан в злом умысле, часто это происходит по причине перегруженности органов местного самоуправления в связи с возрастающим из года в год количеством обращений граждан, поступлением обращения к непосредственному исполнителю, когда срок предоставления ответа подходит к концу либо уже истек и т.д. Однако и граждане не всегда понимают целостность системы органов местного самоуправления; так, например, предприниматель, обратившись в администрацию города и получив ответ на это обращение от профильного городского департамента, прошел все судебные инстанции, пытаясь доказать бездействие администрации, выраженное в непредставлении ему ответа, однако Верховный Суд РФ в иске ему справедливо отказал, указав, что ответ дан уполномоченным органом - городским департаментом <15>.
(Степкин С.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)Вместе с тем именно в органах местного самоуправления часто случаются нарушения порядка рассмотрения обращений граждан, предусмотренного Законом N 59-ФЗ, прежде всего по срокам рассмотрения, объективности и всесторонности рассмотрения, перенаправления по компетенции, непредставлению ответа на обращение. Именно последнее порождает наибольшее количество судебных споров <14>. И несмотря на убеждение граждан в злом умысле, часто это происходит по причине перегруженности органов местного самоуправления в связи с возрастающим из года в год количеством обращений граждан, поступлением обращения к непосредственному исполнителю, когда срок предоставления ответа подходит к концу либо уже истек и т.д. Однако и граждане не всегда понимают целостность системы органов местного самоуправления; так, например, предприниматель, обратившись в администрацию города и получив ответ на это обращение от профильного городского департамента, прошел все судебные инстанции, пытаясь доказать бездействие администрации, выраженное в непредставлении ему ответа, однако Верховный Суд РФ в иске ему справедливо отказал, указав, что ответ дан уполномоченным органом - городским департаментом <15>.
Статья: Проблемы правовой эффективности принудительного исполнения судебных решений о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя
(Кротов А.В.)
("Администратор суда", 2023, N 4)4. Представляется необходимым установить административную ответственность судебного пристава-исполнителя не только за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (внеся коррективы в содержание ч. 2 ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), но и за неисполнение судебного решения, в соответствии с которым были признаны незаконными решения, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.
(Кротов А.В.)
("Администратор суда", 2023, N 4)4. Представляется необходимым установить административную ответственность судебного пристава-исполнителя не только за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (внеся коррективы в содержание ч. 2 ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), но и за неисполнение судебного решения, в соответствии с которым были признаны незаконными решения, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Во-вторых, также незаконно привлечение должностного лица УК за отсутствие письменного ответа на обращение собственника или пользователя помещения в МКД к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ. (Данной статьей установлена ответственность за нарушение предписанного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов, ОМСУ, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.) Это связано с тем, что (см. Постановления ВС РФ от 15.02.2019 N 88-АД19-2, N 48-АД19-2, от 14.02.2019 N 88-АД19-1):
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Во-вторых, также незаконно привлечение должностного лица УК за отсутствие письменного ответа на обращение собственника или пользователя помещения в МКД к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ. (Данной статьей установлена ответственность за нарушение предписанного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов, ОМСУ, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.) Это связано с тем, что (см. Постановления ВС РФ от 15.02.2019 N 88-АД19-2, N 48-АД19-2, от 14.02.2019 N 88-АД19-1):
Статья: Проблема открытости судебной власти на примере рассмотрения обращений граждан: институциональный и пенальный аспекты
(Писаревский И.И.)
("Администратор суда", 2024, N 1)Действующее законодательство формально не изымает представителей судебной власти из числа субъектов, к которым вправе обращаться граждане и которые обязаны давать ответы на такие обращения. Однако специальное законодательство, посвященное организации судебной власти, содержит существенные изъятия и ограничения, затрудняющие реализацию права на обращение. Кроме того, отсутствуют эффективные механизмы привлечения представителей судебной власти к ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.
(Писаревский И.И.)
("Администратор суда", 2024, N 1)Действующее законодательство формально не изымает представителей судебной власти из числа субъектов, к которым вправе обращаться граждане и которые обязаны давать ответы на такие обращения. Однако специальное законодательство, посвященное организации судебной власти, содержит существенные изъятия и ограничения, затрудняющие реализацию права на обращение. Кроме того, отсутствуют эффективные механизмы привлечения представителей судебной власти к ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.
Статья: Некоторые проблемы реализации конституционного права граждан на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)В статье рассматриваются некоторые проблемы реализации гражданами права на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Авторы делают выводы о необходимости уточнения теоретической основы обращений граждан, закрепления в федеральном законодательстве более четкой классификации видов обращений граждан. Также, опираясь на судебную практику и статистические данные, авторы приходят к мнению, что необходимо установить административную ответственность не только за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, но и за формальный подход должностных лиц при подготовке ответов на обращения.
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)В статье рассматриваются некоторые проблемы реализации гражданами права на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Авторы делают выводы о необходимости уточнения теоретической основы обращений граждан, закрепления в федеральном законодательстве более четкой классификации видов обращений граждан. Также, опираясь на судебную практику и статистические данные, авторы приходят к мнению, что необходимо установить административную ответственность не только за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, но и за формальный подход должностных лиц при подготовке ответов на обращения.
Статья: Государственный контроль за деятельностью должностных лиц лицензирующих органов: содержание и перспективы развития
(Стандзонь Л.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)<29> "Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан".
(Стандзонь Л.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)<29> "Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан".