Нахождение несовершеннолетних в общественных местах
Подборка наиболее важных документов по запросу Нахождение несовершеннолетних в общественных местах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Московского городского суда от 04.06.2024 по делу N 33-16475/2024 (УИД 77RS0028-02-2022-012290-24)
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: 1) О возмещении реального ущерба в связи с причинением вреда; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истица указала, что ее дочь укусила собака, которую ответчик выгуливал без намордника и поводка.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Доводы жалобы о том, что родители несовершеннолетней ненадлежащим образом исполняли свои родительские обязанности, не могут быть приняты во внимание, поскольку таких фактов в ходе рассмотрения установлено не было, само по себе нахождение несовершеннолетнего ребенка в общественном месте без родителей не указывает на то, что именно поведение родителей привело к рассматриваемым последствиям и, как следствие, не освобождает ответчика от соблюдения законодательства в части правил выгула домашних животных, согласно которым выгул должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, что включает в себя выгул только в местах, определенных решением органа местного самоуправления, исключая возможность свободного, неконтролируемого передвижения собак без поводка или иных средств контроля, а также намордника во всех общественных местах.
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: 1) О возмещении реального ущерба в связи с причинением вреда; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истица указала, что ее дочь укусила собака, которую ответчик выгуливал без намордника и поводка.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Доводы жалобы о том, что родители несовершеннолетней ненадлежащим образом исполняли свои родительские обязанности, не могут быть приняты во внимание, поскольку таких фактов в ходе рассмотрения установлено не было, само по себе нахождение несовершеннолетнего ребенка в общественном месте без родителей не указывает на то, что именно поведение родителей привело к рассматриваемым последствиям и, как следствие, не освобождает ответчика от соблюдения законодательства в части правил выгула домашних животных, согласно которым выгул должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, что включает в себя выгул только в местах, определенных решением органа местного самоуправления, исключая возможность свободного, неконтролируемого передвижения собак без поводка или иных средств контроля, а также намордника во всех общественных местах.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 20.1 "Мелкое хулиганство" КоАП РФ"Как усматривается из представленных материалов, 15 октября 2023 года в 12 часов 10 минут по адресу <адрес>, Е., находясь в общественном месте в холле для приема граждан при дежурной части Отдела МВД по Даниловскому району г. Москвы в присутствии своего несовершеннолетнего сына и иных гражданских лиц, эмоционально выражался нецензурной бранью, при обращении к нему сотрудника полиции, начал проявлять еще больше агрессии, на неоднократные законные требования сотрудников полиции (ФЗ "О полиции" N 3 от 07.02.2011 г. ч. 1 п. 1 ст. 13), о прекращении противоправных действий, гр. Е. не реагировал, стал продолжать выражаться нецензурной бранью в отношение сотрудников полиции Отдела МВД России по Даниловскому району г. Москвы, то есть совершил, административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу реализации идеи экономии административной репрессии в отношении несовершеннолетних лиц
(Кострова О.В., Шухарева А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Учитывая различные подходы региональных органов власти к предоставленному праву законодательного закрепления мер, ограничивающих нахождение несовершеннолетних в ночное время в общественных местах, выбора мер воздействия в отношении указанных лиц, регламентации ответственности лиц, привлекаемых за совершение анализируемого деяния, представляется целесообразным определение и закрепление перечня мер воздействия в федеральном законодательстве, например в КоАП РФ (в настоящее время это особенно актуально, учитывая продолжающуюся работу над новым кодексом). И по аналогии с ч. 2 ст. 90 УК РФ, соглашаясь с мнением, что эта система мер оптимальна <16>, с предложением расширить круг действующих мер воздействия (например, особых требований к поведению несовершеннолетнего, использованию определенных форм досуга, запрет посещать определенные места и т.п.) <17>, предусмотреть в качестве одной из мер воздействия запрет на нахождение несовершеннолетних в общественных местах без сопровождения родителей в определенное время суток. На наш взгляд, в этом случае анализируемая мера принуждения достигнет реализации защитной функции и профилактического результата, что будет способствовать общей идее мер принуждения - повышению эффективности противодействия правонарушениям несовершеннолетних.
(Кострова О.В., Шухарева А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Учитывая различные подходы региональных органов власти к предоставленному праву законодательного закрепления мер, ограничивающих нахождение несовершеннолетних в ночное время в общественных местах, выбора мер воздействия в отношении указанных лиц, регламентации ответственности лиц, привлекаемых за совершение анализируемого деяния, представляется целесообразным определение и закрепление перечня мер воздействия в федеральном законодательстве, например в КоАП РФ (в настоящее время это особенно актуально, учитывая продолжающуюся работу над новым кодексом). И по аналогии с ч. 2 ст. 90 УК РФ, соглашаясь с мнением, что эта система мер оптимальна <16>, с предложением расширить круг действующих мер воздействия (например, особых требований к поведению несовершеннолетнего, использованию определенных форм досуга, запрет посещать определенные места и т.п.) <17>, предусмотреть в качестве одной из мер воздействия запрет на нахождение несовершеннолетних в общественных местах без сопровождения родителей в определенное время суток. На наш взгляд, в этом случае анализируемая мера принуждения достигнет реализации защитной функции и профилактического результата, что будет способствовать общей идее мер принуждения - повышению эффективности противодействия правонарушениям несовершеннолетних.
Статья: Спорные вопросы установления административной ответственности законами субъектов РФ (на примере Калининградской области)
(Хорьков В.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)- непринятие мер по недопущению нахождения несовершеннолетних в общественных и иных местах без сопровождения родителей (лиц, их замещающих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних (ст. 28.1);
(Хорьков В.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)- непринятие мер по недопущению нахождения несовершеннолетних в общественных и иных местах без сопровождения родителей (лиц, их замещающих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних (ст. 28.1);
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.09.2014 N 24-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан Н.А. Алексеева, Я.Н. Евтушенко и Д.А. Исакова"Постановлением того же мирового судьи от 3 декабря 2013 года (оставлено без изменения решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 23 января 2014 года) установлено, что в том же общественном месте аналогичную акцию проводил Я.Н. Евтушенко, помогая Н.А. Алексееву держать плакаты с указанными надписями. Доводы Я.Н. Евтушенко о том, что данное публичное мероприятие имело целью не пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, а исключительно информационное воздействие на несовершеннолетних, судом были отклонены как не нашедшие подтверждения в материалах дела.
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан Н.А. Алексеева, Я.Н. Евтушенко и Д.А. Исакова"Постановлением того же мирового судьи от 3 декабря 2013 года (оставлено без изменения решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 23 января 2014 года) установлено, что в том же общественном месте аналогичную акцию проводил Я.Н. Евтушенко, помогая Н.А. Алексееву держать плакаты с указанными надписями. Доводы Я.Н. Евтушенко о том, что данное публичное мероприятие имело целью не пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, а исключительно информационное воздействие на несовершеннолетних, судом были отклонены как не нашедшие подтверждения в материалах дела.
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"определять с учетом культурных и иных местных традиций места, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;
(ред. от 04.11.2025)
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"определять с учетом культурных и иных местных традиций места, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;
Статья: Административная юрисдикция учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в свете нового проекта КоАП РФ
(Анискина Н.В., Мельникова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Одним из дискуссионных моментов нового проекта КоАП РФ является наделение органов и учреждений УИС полномочиями по составлению и рассмотрению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 10.25 ("Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции"), 14.1 ("Мелкое хулиганство"), 14.7 ("Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо появление в общественных местах в состоянии опьянения") и 14.8 ("Нахождение в состоянии алкогольного опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции"). Суть проблемы заключатся в том, что теперь, согласно ч. 2 ст. 44.22 нового проекта КоАП РФ органы и учреждения УИС по данным составам могут привлекать и осужденных. О необходимости привлечения осужденных к административной ответственности высказываются такие ученые, как Д.А. Гришин <10>, А.В. Зарубицкий <11>, В.А. Поникаров <12>, Н.В. Румянцев <13>.
(Анискина Н.В., Мельникова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Одним из дискуссионных моментов нового проекта КоАП РФ является наделение органов и учреждений УИС полномочиями по составлению и рассмотрению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 10.25 ("Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции"), 14.1 ("Мелкое хулиганство"), 14.7 ("Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо появление в общественных местах в состоянии опьянения") и 14.8 ("Нахождение в состоянии алкогольного опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции"). Суть проблемы заключатся в том, что теперь, согласно ч. 2 ст. 44.22 нового проекта КоАП РФ органы и учреждения УИС по данным составам могут привлекать и осужденных. О необходимости привлечения осужденных к административной ответственности высказываются такие ученые, как Д.А. Гришин <10>, А.В. Зарубицкий <11>, В.А. Поникаров <12>, Н.В. Румянцев <13>.
Статья: К вопросу о содержании административно-правовых средств и способов обеспечения и защиты прав несовершеннолетних
(Михалева Г.Г.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)Исходя из практики подразделений по делам несовершеннолетних Главного управления Министерства внутренних дел России (ГУ МВД России) по Пермскому краю и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) Пермского края за 2019 г. было привлечено 28 527 несовершеннолетних, связанных с нахождением в состоянии алкогольного опьянения и распитием алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах <3>.
(Михалева Г.Г.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)Исходя из практики подразделений по делам несовершеннолетних Главного управления Министерства внутренних дел России (ГУ МВД России) по Пермскому краю и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) Пермского края за 2019 г. было привлечено 28 527 несовершеннолетних, связанных с нахождением в состоянии алкогольного опьянения и распитием алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах <3>.
Статья: Цель как критерий отграничения развратных действий от распространения порнографии и мелкого хулиганства
(Алексеева Т.С., Филатова М.А.)
("Уголовное право", 2025, N 10)- "находился с торца здания, расположенного по адресу... демонстрировал свои половые органы в то время, когда мимо него проходили несовершеннолетние дети и посторонние граждане. На замечания о недопустимом поведении в общественном месте не реагировал, продолжал демонстрировать половые органы" <38>;
(Алексеева Т.С., Филатова М.А.)
("Уголовное право", 2025, N 10)- "находился с торца здания, расположенного по адресу... демонстрировал свои половые органы в то время, когда мимо него проходили несовершеннолетние дети и посторонние граждане. На замечания о недопустимом поведении в общественном месте не реагировал, продолжал демонстрировать половые органы" <38>;
Статья: Аналитический обзор применения положительного опыта использования индивидуальных программ по пробации
(Лещенко С.А., Конунникова В.В., Гвоздева Н.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 3)NeON - это сеть общественных организаций, государственных учреждений, местных предприятий и местных жителей, ориентированных на подключение осужденных, находящихся на пробации, к возможностям, ресурсам и услугам общественных мест. Люди, находящиеся на испытательном сроке, встречаются с сотрудниками службы надзора и пробации в общественных местах. Основная цель - помочь осужденным в успешной реабилитации <12>.
(Лещенко С.А., Конунникова В.В., Гвоздева Н.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 3)NeON - это сеть общественных организаций, государственных учреждений, местных предприятий и местных жителей, ориентированных на подключение осужденных, находящихся на пробации, к возможностям, ресурсам и услугам общественных мест. Люди, находящиеся на испытательном сроке, встречаются с сотрудниками службы надзора и пробации в общественных местах. Основная цель - помочь осужденным в успешной реабилитации <12>.
Ситуация: Каковы права и обязанности участкового?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)производство по делам об административных правонарушениях, составление протоколов об административных правонарушениях, в том числе за неуплату в срок административного штрафа, нарушение запрета курения табака в общественных местах, предоставление ложных сведений при осуществлении миграционного учета;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)производство по делам об административных правонарушениях, составление протоколов об административных правонарушениях, в том числе за неуплату в срок административного штрафа, нарушение запрета курения табака в общественных местах, предоставление ложных сведений при осуществлении миграционного учета;
Статья: Проблема осуществления муниципальными образованиями полномочий по организации деятельности в области обращения с животными без владельцев (по материалам судебной практики)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)При сложившихся обстоятельствах особый интерес представляет апелляционное определение Забайкальского краевого суда, удовлетворившего требование о взыскании компенсации морального вреда с городского округа Чита. Разрешая вопрос о том, является ли собака, укусившая несовершеннолетнего, безнадзорной, суд указал следующее: по смыслу норм закона (ст. 17 Закона N 498-ФЗ, ст. 14.1, 16.1 Закона N 131-ФЗ, Закон Забайкальского края "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев") безнадзорной и подлежащей отлову является собака, находящаяся в общественном месте без сопровождающего лица, независимо от того, имеет она собственника или нет. Соответственно, юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством является причинение вреда здоровью истцу в результате укуса собаки, находившейся на улице населенного пункта - г. Чита без сопровождающего лица и вследствие этого подлежавшей отлову (Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 15 декабря 2022 г. по делу N 33-4089/2022, Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21 марта 2023 г. N 88-6021/2023).
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)При сложившихся обстоятельствах особый интерес представляет апелляционное определение Забайкальского краевого суда, удовлетворившего требование о взыскании компенсации морального вреда с городского округа Чита. Разрешая вопрос о том, является ли собака, укусившая несовершеннолетнего, безнадзорной, суд указал следующее: по смыслу норм закона (ст. 17 Закона N 498-ФЗ, ст. 14.1, 16.1 Закона N 131-ФЗ, Закон Забайкальского края "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев") безнадзорной и подлежащей отлову является собака, находящаяся в общественном месте без сопровождающего лица, независимо от того, имеет она собственника или нет. Соответственно, юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством является причинение вреда здоровью истцу в результате укуса собаки, находившейся на улице населенного пункта - г. Чита без сопровождающего лица и вследствие этого подлежавшей отлову (Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 15 декабря 2022 г. по делу N 33-4089/2022, Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21 марта 2023 г. N 88-6021/2023).
Статья: Для рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних необходима специальная подготовка судей: процессуальные и организационные проблемы
(Лукьянова О.А.)
("Мировой судья", 2023, N 8)Несовершеннолетний Д. с 2018 г. состоял на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) за систематические нарушения (нахождение в общественных местах в состоянии опьянения, мелкое хулиганство), его мать привлекалась к ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка. Принятые меры к положительному результату не привели, в отношении Д. было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 158 УК РФ, вследствие чего к нему применены меры воспитательного воздействия.
(Лукьянова О.А.)
("Мировой судья", 2023, N 8)Несовершеннолетний Д. с 2018 г. состоял на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) за систематические нарушения (нахождение в общественных местах в состоянии опьянения, мелкое хулиганство), его мать привлекалась к ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка. Принятые меры к положительному результату не привели, в отношении Д. было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 158 УК РФ, вследствие чего к нему применены меры воспитательного воздействия.
Статья: Применение к осужденным мер административной ответственности
(Поникаров В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Считаем, что за совершение осужденными, содержащимися в местах лишения свободы, административных правонарушений, которые зафиксированы в следующих статьях КоАП РФ: 5.61 "Оскорбление"; 5.62 "Дискриминация"; 6.1.1 "Побои"; 6.13 "Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ"; 6.24 "Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах"; 7.17 "Уничтожение или повреждение чужого имущества"; 7.27 "Мелкое хищение"; 7.27.1 "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием"; 20.3 "Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами"; 20.4 "Нарушение требований пожарной безопасности"; 20.21 "Появление в общественных местах в состоянии опьянения"; 20.22 "Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ"; 20.29 "Производство и распространение экстремистских материалов", - они должны подлежать именно административной ответственности хотя бы по вышеуказанным составам.
(Поникаров В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Считаем, что за совершение осужденными, содержащимися в местах лишения свободы, административных правонарушений, которые зафиксированы в следующих статьях КоАП РФ: 5.61 "Оскорбление"; 5.62 "Дискриминация"; 6.1.1 "Побои"; 6.13 "Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ"; 6.24 "Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах"; 7.17 "Уничтожение или повреждение чужого имущества"; 7.27 "Мелкое хищение"; 7.27.1 "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием"; 20.3 "Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами"; 20.4 "Нарушение требований пожарной безопасности"; 20.21 "Появление в общественных местах в состоянии опьянения"; 20.22 "Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ"; 20.29 "Производство и распространение экстремистских материалов", - они должны подлежать именно административной ответственности хотя бы по вышеуказанным составам.
Статья: Теоретические и правовые основы понятий "семейное насилие" и "семейная насильственная преступность"
(Тимошина Е.М.)
("Российский следователь", 2022, N 1)Насилие, а равно и угроза его применения признаются в уголовном законодательстве как самостоятельными преступлениями, так и способами совершения преступных посягательств, как квалифицирующими, так и особо квалифицирующими обстоятельствами, а потому относятся к неотъемлемым признакам объективной стороны преступления. Именно по этой причине факт причинения насилия подлежит обязательному доказыванию, а следовательно, не учитывать даже угрозу применения насилия при оценке деяния невозможно. И в этой связи не имеет значения, где было совершено преступление с применением насилия или угрозой его применения: в общественном месте, в трудовом коллективе, в семье, в транспорте, в армии или других местах, поскольку данные обстоятельства лишь влияют на квалификацию деяния.
(Тимошина Е.М.)
("Российский следователь", 2022, N 1)Насилие, а равно и угроза его применения признаются в уголовном законодательстве как самостоятельными преступлениями, так и способами совершения преступных посягательств, как квалифицирующими, так и особо квалифицирующими обстоятельствами, а потому относятся к неотъемлемым признакам объективной стороны преступления. Именно по этой причине факт причинения насилия подлежит обязательному доказыванию, а следовательно, не учитывать даже угрозу применения насилия при оценке деяния невозможно. И в этой связи не имеет значения, где было совершено преступление с применением насилия или угрозой его применения: в общественном месте, в трудовом коллективе, в семье, в транспорте, в армии или других местах, поскольку данные обстоятельства лишь влияют на квалификацию деяния.
Статья: Проблемы делегированного нормотворчества Государственной Думы ФС РФ по ограничению прав человека
(Карпушкин А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 1)Так как регулирование прав и свобод, в отличие от защиты, является прерогативой Российской Федерации, то и принятие нормативных актов, ограничивающих права человека, является исключительным полномочием федерального парламента. Вместе с тем во многих субъектах РФ приняты законы, ограничивающие свободу передвижения отдельных категорий граждан в определенное время суток либо в определенном месте. Так, ст. 6 Закона Пензенской области от 30 июня 2009 г. N 1752-ЗПО "О реализации основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Пензенской области" запрещено нахождение несовершеннолетних на отдельных территориях, а не достигших 16-летнего возраста - в любых общественных местах в ночное время без сопровождения взрослых <4>.
(Карпушкин А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 1)Так как регулирование прав и свобод, в отличие от защиты, является прерогативой Российской Федерации, то и принятие нормативных актов, ограничивающих права человека, является исключительным полномочием федерального парламента. Вместе с тем во многих субъектах РФ приняты законы, ограничивающие свободу передвижения отдельных категорий граждан в определенное время суток либо в определенном месте. Так, ст. 6 Закона Пензенской области от 30 июня 2009 г. N 1752-ЗПО "О реализации основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Пензенской области" запрещено нахождение несовершеннолетних на отдельных территориях, а не достигших 16-летнего возраста - в любых общественных местах в ночное время без сопровождения взрослых <4>.