Национальный план противодействия коррупции на очередной период утвержден
Подборка наиболее важных документов по запросу Национальный план противодействия коррупции на очередной период утвержден (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Меры по предупреждению коррупции в организациях: основные направления и перспективы развития
(Молчанова М.А.)
("Безопасность бизнеса", 2018, N 6)В Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 гг. одной из основных задач является "совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц". В связи с закреплением возможности освобождения юридического лица от административной ответственности за совершение коррупционного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП, если юридическое лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию административного правонарушения и (или) преступления, прослеживается тенденция стимулирования юридических лиц к взаимодействию с правоохранительными органами и к принятию мер по предупреждению коррупции внутри компании (введение комплаенс-контроля). Автором сформулированы предложения по совершенствованию законодательной и правоприменительной практики в рассматриваемой сфере.
(Молчанова М.А.)
("Безопасность бизнеса", 2018, N 6)В Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 гг. одной из основных задач является "совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц". В связи с закреплением возможности освобождения юридического лица от административной ответственности за совершение коррупционного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП, если юридическое лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию административного правонарушения и (или) преступления, прослеживается тенденция стимулирования юридических лиц к взаимодействию с правоохранительными органами и к принятию мер по предупреждению коррупции внутри компании (введение комплаенс-контроля). Автором сформулированы предложения по совершенствованию законодательной и правоприменительной практики в рассматриваемой сфере.
Статья: Негативные последствия коррупции в сфере публичных закупок
(Волкова М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <10> в качестве цели регулирования данной деятельности установил предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Для реализации антикоррупционной политики в 2021 г. был принят очередной Национальный план противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы <11>, который в разд. X закрепил в качестве одного из основных направлений противодействия коррупции совершенствование мер по противодействию коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, а также при распоряжении государственным и муниципальным имуществом.
(Волкова М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <10> в качестве цели регулирования данной деятельности установил предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Для реализации антикоррупционной политики в 2021 г. был принят очередной Национальный план противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы <11>, который в разд. X закрепил в качестве одного из основных направлений противодействия коррупции совершенствование мер по противодействию коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, а также при распоряжении государственным и муниципальным имуществом.
Нормативные акты
<Письмо> Минтруда России от 14.05.2024 N 28-6/10/В-7702
<О Методических рекомендациях по вопросам формирования и оценки реализации плана по противодействию коррупции федерального органа исполнительной власти>В свою очередь указы Президента Российской Федерации, которыми утверждаются национальные планы противодействия коррупции на очередные периоды, в частности пункт 2 Указа Президента Российской Федерации N 478, предполагают внесение изменений в антикоррупционные планы.
<О Методических рекомендациях по вопросам формирования и оценки реализации плана по противодействию коррупции федерального органа исполнительной власти>В свою очередь указы Президента Российской Федерации, которыми утверждаются национальные планы противодействия коррупции на очередные периоды, в частности пункт 2 Указа Президента Российской Федерации N 478, предполагают внесение изменений в антикоррупционные планы.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 07.02.2023 N 254/р
"Об утверждении Методических рекомендаций по организации в ОАО "РЖД" работы в области предупреждения и противодействия коррупции"Задачи по обеспечению выполнения работниками компании требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции решаются на основании планов ОАО "РЖД" по противодействию коррупции, принимаемых на очередной период в соответствии с Национальными планами противодействия коррупции, утвержденными Указами Президента Российской Федерации, или иных документов компании в указанной сфере.
"Об утверждении Методических рекомендаций по организации в ОАО "РЖД" работы в области предупреждения и противодействия коррупции"Задачи по обеспечению выполнения работниками компании требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции решаются на основании планов ОАО "РЖД" по противодействию коррупции, принимаемых на очередной период в соответствии с Национальными планами противодействия коррупции, утвержденными Указами Президента Российской Федерации, или иных документов компании в указанной сфере.
Статья: Доктринальные основы определения понятия "коррупционные преступления" с позиций междисциплинарного подхода
(Михайлов В.И.)
("Российский следователь", 2022, N 7)В Стратегии противодействия коррупции <23>, национальных планах противодействия коррупции на соответствующий период и в других документах по вопросам государственной политики в сфере противодействия коррупции нет каких-либо упоминаний о том, что совершение коррупционного преступления влечет в качестве последствий применение дополнительных ограничений, предусмотренных уголовным законом.
(Михайлов В.И.)
("Российский следователь", 2022, N 7)В Стратегии противодействия коррупции <23>, национальных планах противодействия коррупции на соответствующий период и в других документах по вопросам государственной политики в сфере противодействия коррупции нет каких-либо упоминаний о том, что совершение коррупционного преступления влечет в качестве последствий применение дополнительных ограничений, предусмотренных уголовным законом.
Статья: Коррупционные риски в правовом обеспечении финансирования публичных закупок
(Кикавец В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)В общенациональном масштабе в Российской Федерации приняты: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <5>, Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" <6>, Национальные планы противодействия коррупции <7>.
(Кикавец В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)В общенациональном масштабе в Российской Федерации приняты: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <5>, Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" <6>, Национальные планы противодействия коррупции <7>.
Статья: Международные аспекты противодействия коррупции и достижение целей устойчивого развития
(Буй Ши Нам, Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 1)Противодействие коррупции и повышение транспарентности публичного управления, зафиксированные в 16 ЦУР и Национальной стратегии и национальных планов противодействия коррупции России, позитивно сказываются на достижении практически всех ЦУР - влияют на построение эффективной инфраструктуры, системы образования, ликвидацию неравенства, системы защиты окружающей среды и др.
(Буй Ши Нам, Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 1)Противодействие коррупции и повышение транспарентности публичного управления, зафиксированные в 16 ЦУР и Национальной стратегии и национальных планов противодействия коррупции России, позитивно сказываются на достижении практически всех ЦУР - влияют на построение эффективной инфраструктуры, системы образования, ликвидацию неравенства, системы защиты окружающей среды и др.
Статья: Особенности построения риск-ориентированной модели контроля заказчика в бюджетном учреждении
(Ендовицкий Д.А., Коробейникова Л.С., Головин С.В., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2021, N 10)Отметим, что Министерство труда и социальной защиты РФ выпустило Методические рекомендации по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд <3> в рамках реализации Национального плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 гг. <4>, положения которых должны служить руководством организациям-заказчикам, функционирующим в рамках контрактной системы РФ, по выявлению коррупционных правонарушений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения как государственных, так и муниципальных нужд. Объективная оценка степени воздействия коррупционных рисков при осуществлении закупок возможна в условиях усиления контроля за недопущением возникновения правонарушений в области закупок товаров, работ, услуг, создания системы управления коррупционными рисками, возникающими в ходе осуществления закупочной деятельности.
(Ендовицкий Д.А., Коробейникова Л.С., Головин С.В., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2021, N 10)Отметим, что Министерство труда и социальной защиты РФ выпустило Методические рекомендации по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд <3> в рамках реализации Национального плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 гг. <4>, положения которых должны служить руководством организациям-заказчикам, функционирующим в рамках контрактной системы РФ, по выявлению коррупционных правонарушений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения как государственных, так и муниципальных нужд. Объективная оценка степени воздействия коррупционных рисков при осуществлении закупок возможна в условиях усиления контроля за недопущением возникновения правонарушений в области закупок товаров, работ, услуг, создания системы управления коррупционными рисками, возникающими в ходе осуществления закупочной деятельности.
Статья: Место прокуратуры Российской Федерации в системе финансовых правоотношений
(Елисеев Н.Р.)
("Современное право", 2024, N 8)Так, стоит заметить, что в условиях реализации Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы <8>, как отмечает Ю.В. Николаева, "впервые делается акцент на повышении эффективности антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов" [4]. В рамках своих полномочий, определенных п. 6. ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <9> (далее - Закон о противодействии коррупции), Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют координацию деятельности различных правоохранительных органов, включая органы внутренних дел, Федеральную службу безопасности и таможенные органы России. Это взаимодействие направлено на борьбу с коррупцией и выполняется согласно полномочиям, установленным федеральными законами, что обеспечивает комплексный и системный подход к противодействию коррупционным проявлениям.
(Елисеев Н.Р.)
("Современное право", 2024, N 8)Так, стоит заметить, что в условиях реализации Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы <8>, как отмечает Ю.В. Николаева, "впервые делается акцент на повышении эффективности антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов" [4]. В рамках своих полномочий, определенных п. 6. ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <9> (далее - Закон о противодействии коррупции), Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют координацию деятельности различных правоохранительных органов, включая органы внутренних дел, Федеральную службу безопасности и таможенные органы России. Это взаимодействие направлено на борьбу с коррупцией и выполняется согласно полномочиям, установленным федеральными законами, что обеспечивает комплексный и системный подход к противодействию коррупционным проявлениям.
Статья: Конфликт интересов как мера противодействия коррупции
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)<2> Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. N 478 (ред. от 26.06.2023) "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы" // СЗ РФ. 2021. N 34. Ст. 6170; 2023. N 27. Ст. 4980.
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)<2> Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. N 478 (ред. от 26.06.2023) "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы" // СЗ РФ. 2021. N 34. Ст. 6170; 2023. N 27. Ст. 4980.
Статья: Защита интеллектуальной собственности: аспекты правовой квалификации коммерческого подкупа
(Новиков А.В., Дубовский И.С.)
("Современный юрист", 2023, N 4)7. Григорьев (2021) - Григорьев И.В. Национальный план противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы: антикоррупционные элементы правового положения (статуса) государственных гражданских служащих // Право и политика. 2021. N 9(205). С. 166 - 175. DOI: 10.7256/2454-0706.2021.9.36332.
(Новиков А.В., Дубовский И.С.)
("Современный юрист", 2023, N 4)7. Григорьев (2021) - Григорьев И.В. Национальный план противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы: антикоррупционные элементы правового положения (статуса) государственных гражданских служащих // Право и политика. 2021. N 9(205). С. 166 - 175. DOI: 10.7256/2454-0706.2021.9.36332.
Статья: Природа народного представительства и конфликт интересов у депутатов представительного органа муниципального образования
(Соловьев С.Г.)
("Современное право", 2025, N 7)Значимость отмеченной проблемы подтверждает тот факт, что в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы (утв. Указом Президента РФ от 16.08.2021 N 478) Правительству РФ было поручено провести с участием представителей научного и экспертного сообщества анализ правоприменительной практики и зарубежного опыта использования в целях противодействия коррупции правового института конфликта интересов и при необходимости по итогам проведенного анализа представить предложения, в том числе по уточнению понятий "конфликт интересов" и "личная заинтересованность", содержащихся в Федеральном законе "О противодействии коррупции".
(Соловьев С.Г.)
("Современное право", 2025, N 7)Значимость отмеченной проблемы подтверждает тот факт, что в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы (утв. Указом Президента РФ от 16.08.2021 N 478) Правительству РФ было поручено провести с участием представителей научного и экспертного сообщества анализ правоприменительной практики и зарубежного опыта использования в целях противодействия коррупции правового института конфликта интересов и при необходимости по итогам проведенного анализа представить предложения, в том числе по уточнению понятий "конфликт интересов" и "личная заинтересованность", содержащихся в Федеральном законе "О противодействии коррупции".
Статья: Правовое регулирование цифровых финансовых активов и цифровой валюты
(Валов К.В.)
("Законность", 2024, N 7)Это обусловливает обязательное участие органов прокуратуры в деятельности по совершенствованию законодательства о противодействии коррупции и смежного с ним законодательства, а также правоприменительной практики. При этом главным документом, определяющим для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных организаций основные сферы и мероприятия, направленные на предупреждение коррупции и борьбу с ней, а также на минимизацию и ликвидацию последствий коррупционных правонарушений, является Национальный план противодействия коррупции. Национальный план противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы утвержден Указом Президента России от 16 августа 2021 г. N 478.
(Валов К.В.)
("Законность", 2024, N 7)Это обусловливает обязательное участие органов прокуратуры в деятельности по совершенствованию законодательства о противодействии коррупции и смежного с ним законодательства, а также правоприменительной практики. При этом главным документом, определяющим для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных организаций основные сферы и мероприятия, направленные на предупреждение коррупции и борьбу с ней, а также на минимизацию и ликвидацию последствий коррупционных правонарушений, является Национальный план противодействия коррупции. Национальный план противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы утвержден Указом Президента России от 16 августа 2021 г. N 478.
Статья: Криминализация незаконного вознаграждения: возврат к истокам или антикоррупционная новелла?
(Семыкина О.И.)
("Журнал российского права", 2017, N 12)В контексте указания в Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 гг. на разработку научных исследований, касающихся снижения уровня бытовой коррупции, рассматриваются перспективы криминализации в Уголовном кодексе Российской Федерации специального состава - получения незаконного вознаграждения лицами, не являющимися субъектами мелкого коммерческого подкупа (ст. 204.2) и мелкого взяточничества (ст. 291.2).
(Семыкина О.И.)
("Журнал российского права", 2017, N 12)В контексте указания в Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 гг. на разработку научных исследований, касающихся снижения уровня бытовой коррупции, рассматриваются перспективы криминализации в Уголовном кодексе Российской Федерации специального состава - получения незаконного вознаграждения лицами, не являющимися субъектами мелкого коммерческого подкупа (ст. 204.2) и мелкого взяточничества (ст. 291.2).